Экономика

Москва отказывается от белорусских товаров

Товарооборот между Белоруссией и Москвой упал почти вполовину. Почему москвичи не хотят покупать белорусские товары?

  
496

По итогам 2009 года товарооборот между Белоруссией и Москвой составил 3 млрд долларов. Это на 44% меньше уровня докризисного 2008 года, когда он составлял 5,4 млрд долларов.

Об этом заявил председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Михаил Соломенцев, постаравшийся все же отыскать и плюсы в межхозяйственных отношениях двух стран.

— Да, падение есть, но цифры все равно радуют — прокомментировал цифры Соломенцев, — потому что они сопоставимы с товарооборотом, например, Москвы и Германии.

Чиновник напомнил также, что Белоруссия активно продает Москве продовольствие. Например, из Белоруссии российская столица получает говядину (годовой рост поставок зафиксирован на уровне 28%), свинину (плюс 85%). Стабильно поступали на московские прилавки масло, сыр, молочные консервы, мясо птицы… Сегодня в Москве работают 300 магазинов, в которых продаются исключительно белорусские товары.

— В российской столице эксплуатируется более 300 белорусских автобусов марки МАЗ и более 200 троллейбусов марки БКМ, имеющих пониженные шумовые характеристики и низкопольную конструкцию, позволяющую перевозить маломобильных пассажиров, — добавил Соломенцев.

Прокомментировать снижение объемов товарооборота между двумя сторонами «Свободная Пресса» попросила директора Минского аналитического центра «Мизеса» Ярослава Романчука.

«СП»: — Почему произошло столь резкое падение? Ведь кризис кризисом, но 44% - это вопиющие цифры…

— Практика российско-белорусских отношений в последние годы носила не только экономических характер, но больше — политический. С одной стороны, наши страны активно торговали друг с другом, но с другой — Белоруссия имеет 24 законодательных барьера, которые ставят барьер перед российскими товарами, поступающими на белорусский рынок, а Россия — 17. Я имею в виду заградительные пошлины, всевозможные квоты и прямые запреты. Фактически, Белоруссия и Россия торговали друг с другом, используя не традиционные во всем мире бизнес-связи, а номенклатурные договоренности одних чиновников с другими. И как только политические отношения между странами начали ухудшаться, параллельно стал падать и госзаказ России на белорусские товары. Пошел резкий обвал.

«СП»: — А весь внешнеторговый оборот Белоруссии в 2009 году упал так же значительно?

— Упал, но не так сильно — в целом по стране снижение составило около 35%. Это значит, что экспорт наших товаров в Европу и другие страны просел менее значительно — именно благодаря тому, что отношения с другими партнерами были не так сильно политизированы. Например, Европа покупает наши нефтепродукты и соль не потому, что дружит с Лукашенко, а потому, что они дешевые.

«СП»: — Какие отрасли белорусской экономики пострадали из-за кризиса больше других?

— Прежде всего, надо отметить огромное падение экспорта калийных удобрений, металлов, продукции машиностроительной отрасли. Это серьезный удар для экономики страны, которая сейчас абсолютно неконкурентоспособна на внешних рынках.

«СП»: — Но ведь исторически сложилось так, что Россия для Минска во все времена являлась основным рынком сбыта?

— Да, так было во времена СССР, когда Белоруссия являлась сборочным цехом огромной державы. Так здесь и привыкли работать, и сама бизнес модель, кстати сказать, с советского времени не менялась: заводы работают на дешевых энергоносителях из России, делают среднего качества товар и продают его в стране благодаря прямой договоренности между чиновниками на высшем уровне. Никакого маркетинга, никакой борьбы за качество или энергосбережение не существует, так же как не существует никаких инструментов для повышения эффективности в перерасчете на каждого отдельного сотрудника.

«СП»: — Выходит, в неприкосновенности сохранился советский принцип: общественное производство на общественные средства производства?

— Это привело к тому, что технологии, по которым сегодня работает большинство белорусских заводов, фабрик и предприятий легкой промышленности, устарели лет на 30−40. Никакой реальной их модернизации не происходит и не предвидится. Более или менее рентабельными эти заводы были до тех пор, пока в России обеспечивался устойчивый, гарантированный чиновниками спрос на продукцию, которая хоть и не самая плохая по качеству, но в действительности — весьма дорогая. И это притом, что производится она на очень дешевом сырье и энергоресурсах. Если заставить белорусскую промышленность сразу же работать на газе, угле и мазуте, который стоит столько же, сколько в Европе, то реально она станет мегаубыточной. А если исключить госзаказ, она вообще никому станет не нужной. Европе нужно качество или дешевизна. Исключительного качества в Белоруссии нет (как в ЕС или в Соединенных Штатах), но и дешевизны, подобно китайской — тоже.

«СП»: — Но в России принято считать, что белорусские товары — отменного качества?..

— В стране есть несколько успешных предприятий — в основном, в сельскохозяйственной отрасли. Есть конкурентоспособные предприятия в легпроме. Но они имеют незначительный вес в общей структуре экономики Белоруссии. «Тяжелые» заводы в массе своей нуждаются не просто в модернизации, а в тотальной замене устаревшего оборудования, а также в переходе на энергоэффективные технологии.

Минск

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня