18+
суббота, 10 декабря
Экономика

РЖД мечтает о собственном телевидении и новых «Сапсанах»

Правительство собирается вывести монополию в конкурентную среду

  
8

Правительство намерено не только избавляться от своего лишнего имущества в рамках приватизации, но и заставить госкомпании продавать непрофильные активы. Это позволит бюджету получить прибавку «около сотни миллиардов рублей», заявил 29 марта первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании круглого стола по вопросам приватизации. При этом он упомянул таких гигантов, как РЖД, «Газпром» и «Ростехнологии». Шувалов заявил: «Мы планируем понуждать эти компании принимать планы по реализации своих активов, в первую очередь непрофильных, в частности, у РЖД такое количество имущества, что от него нужно избавляться, выводя в конкурентную среду».

Впрочем, РЖД вроде бы и не против: старший вице-президент железнодорожной госмонополии Валерий Решетников сообщил, что госкомпания планирует уже в нынешнем году продать пакеты акций 30 своих дочерних компаний на 100 млрд рублей. По его словам, среди этих 30 компаний — заводы, занимающиеся ремонтом путей и вагонов, телекоммуникационные компании, «Рефсервис» и «Трансконтейнер». «Форма продаж разная: часть акций пойдет с аукциона, часть будет размещаться стратегическим инвесторам, часть — через продажи на публичных торгах. Мы надеемся, что интерес инвесторов сохранится, и акции дочерних предприятий, которые будут размещаться в этом году, будут пользоваться спросом», — приводит слова Решетникова агентство РИА «Новости».

По словам вице-президента РЖД, госкомпания до мая определит сроки продажи контрольного пакета акций ОАО «Первая грузовая компания», контрольный пакет которой собирается продать до середины 2011 года. Способ продажи будет обсуждаться. Кстати, именно эта «дочка» госкомпании является спонсором еще одного «непрофильного актива» РЖД — футбольного клуба «Локомотив» (на его содержание монополия тратит 1−1,5 млрд рублей в год). Также, по информации РЖД, в 2010—2012 годах реализовать 50% минус одну акцию «Транстелекома» — одного из крупнейших в России операторов фиксированной связи. Здесь еще нужно время для оценки пакета акций, но «предложения от инвесторов поступали», заявил Решетников, правда, не уточнил, от каких именно. Хотя можно смело предположить, что ни один из трех ведущих сотовых операторов — «Билайн», МТС, «Мегафон» — не откажется от такого актива. К тому же, судя по некоторым сведениям, пакеты акций пойдут с рынка за бесценок.

Например, как пояснил источник издания РБК daily, близкий к РЖД, «с большой долей вероятности» первым на IPO выйдет пакет 35% минус две акции компании «Трансконтейнер», который «независимые оценщики» госкомпании оценили в 11,2 млрд рублей. По словам источника, решение о продаже пакета может быть принято советом директоров РЖД не позднее 10 октября, чтобы успеть провести ее IPO до конца года. По словам независимых экспертов, имущество «Трансконтейнера» оценили правильно — около 33 млрд рублей, но вот про стоимость бизнеса забыли. А он составляет 5−6 млрд рублей свободного денежного потока, при обороте до 20 млрд рублей. Так что купить акции «Трансконтейнера» можно будет за практически за полцены.

Однако, не все непрофильные активы госкомпании пойдут «под раздачу», наоборот, появятся даже новые «игрушки Якунина». Например, на прошедшей неделе, на VII международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в оперативном управлении компанией», новый директор корпоративного телевидения РЖД Сергей Савушкин объявил, что компания планирует в сентябре текущего года запустить собственный бесплатный спутниковый канал в круглосуточном режиме. А уже к осени его вещание должно будет распространиться на всем железнодорожном транспорте: в поездах повышенной комфортности, где в купе установлены телевизоры, на вокзалах и в городах, где преимущественно проживают работники железных дорог. Вот такой «мега-проект» РЖД-ТВ.

Как констатирует инфраструктурный портал Infranews, этот самый Сергей Савушкин за последнее время успел поработать руководителем российских телеканалов — аутсайдеров, из которых самым успешным можно считать минобороновскую «Звезду», а остальные так и не были запущены. То есть, опыт руководящей работы на ТВ у Савушкина большой, но безуспешный, а конкуренция нынче на телевидении большая. Так что, скорее всего, результат этого проекта будет один — очередная растрата корпоративных, а значит пока еще государственных денег.

Интересно, зачем это нужно президенту РЖД Владимиру Якунину, ему что, не хватает корпоративной газеты федерального масштаба «Гудок»? Нет ведь, подавай свое спутниковое телевидение, чтобы все было как у настоящего президента. Кстати, на «Гудок» уходит по 2 млн долларов в год, а в новый телеканал, по подсчетам аналитиков, уже в этом году потребуется вложить до 15 млн долларов. А потом каждый год по 4 млн долларов только «на сигнал», и по 2 млн долларов — на контент.

При этом, по мнению экспертов, про самоокупаемость этой «игрушки» и речи быть не может — РЖД-ТВ просто не собрать рекламы на минимальные 6 млн долларов в год, которые необходимы для этого. Например, самые успешные, такие как «НТВ+Спорт», собирают до 1,5 млн рублей за 100 минут, по 2 млн рублей за 100 минут — платят рекламодатели «Дискавери» и «ЕвроНьюс». РЖД-ТВ, по оценкам специалистов-рекламщиков, будет собирать максимум

150 тыс. рублей за 100 минут первые три-четыре года. Значит для того, чтобы набрать 5 млн долларов в год, им придется продавать 100 000 минут или 20% времени вещания. А для окупаемости в течение лет 4−5 продавать в два раза больше. Вывод один — РЖД-ТВ будет жить на деньги инвесторов, то есть — госкомпании РЖД, а фактически — на государственные деньги.

Но главный удар по бюджету компании нанесет вовсе не спутниковое телевидение, а новый проект РЖД по строительству высокоскоростных магистралей для «Сапсанов», который оценивается в 30 млрд долларов, как сообщил Валерий Решетников. «До 2011 года мы должны подготовить инвестиционную концепцию, сам проект, а потом уже будем строить», — пояснил вице-президент РЖД, и уточнил, что проект касается в первую очередь дороги от Москвы до Санкт-Петербурга.


Напомним, что в середине марта президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании инфраструктуры для такого транспорта назначена РЖД. До конца текущего года правительство должно определить механизм финансирования этого проекта, меры подготовки соответствующих кадров, а также первоочередные меры для реализации этого проекта. При этом органам госвласти субъектов «рекомендовано» оказывать содействие в создании инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также в резервировании земель для этих целей.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня