18+
воскресенье, 4 декабря
Экономика

Россия ставит барьер против дешевых легковушек из Белоруссии

ФТС озаботилась разницей цен на автомобили в РБ и РФ

  
44

Разница в объеме таможенных пошлин на ввозимые из-за рубежа иностранные автомобили породила новый, не совсем честный бизнес: белорусы привозили в свою страну машины из Европы, платили свои минимальные пошлины, ставили их на учет, тут же снимали и продавали в Россию без уплаты таможенных сборов. Бизнес выгодный: разница в ценах на 3−7-летние машины в РБ и РФ составляет 30−100%.

Федеральная таможенная служба России, однако, решила эту лавочку прикрыть. В письме ведомства говорится, что автомобили, снятые с регистрационного учета в Белоруссии, при ввозе в Россию будут подлежать оформлению с уплатой всех необходимых таможенных пошлин и сборов. Ранее «дыра» в законодательстве была в соглашении о временном ввозе и вывозе транспортных средств от 24 февраля 2010 года. Это резко увеличило количество ввозимых в РФ авто, принадлежащих белорусским гражданам.

«В случае выявления таких транспортных средств на таможенной территории РФ таможенное оформление должно производиться после проведения проверочных мероприятий и решения вопроса о наложении взыскания», — говорится в документе таможенного ведомства России. Таким образом, правительственные чиновники нашли способ бороться с белорусской автомобильной угрозой: тамошние граждане рассекают на старых немецких и японских машинах и, поскольку не имеют собственного автопрома, защищать им нечего.

«У нас народ на выдумку хитер — российский и белорусский. Купил дешевле — продал дороже, ведь в России другая таможенная пошлина», — заявлял накануне российский посол в Белоруссии Александр Суриков. Тогда же ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев говорил, что «если российская сторона захочет, она может это дело заблокировать».

Ранее, напомним, главы правительств двух стран договорились, что с 1 июля 2010 года белорусские пошлины будут повышены до уровня российских. В белорусском обществе, в котором насчитывается 3 млн автомобилистов, т.е. 30% страны, были крайне возмущены. Чем ближе к вышеозначенной дате, тем громче звучат слухи, что закон так принят и не будет. Пару недель назад Александр Суриков предположил, что «Россия готова с этим вопросом и потерпеть».

Прокомментировать ситуацию с автомобилями «Свободной прессе» взялся белорусский автомобильный эксперт и журналист Павел Мурашко:

«СП»: — Какое влияние будет у этого решения ФТС?

— Я давно говорил, что халявы по продаже россиянам наших машин не будет. Слишком тупо и очевидно. Хотя я слышал оценки, что в этот «бизнес» вложились около 70% белорусов. Я в эту оценку не верю, но что желающих заработать таким образом было много, — несомненно.

«СП»: — Чем принципиально белорусский автомобильный рынок отличается от российского?

— Емкостью и соотношением продаваемых «бэушных» авто и новых. Если в России в год продается около 2 млн новых автомобилей и около 200 тыс. подержанных, и при этом все привыкли покупать новую машину, пусть даже и низкую классом, то здесь все по-другому. Белорусы привыкли к дешевым американским и европейским машинам. И у нас в год продается около 200 тыс. подержанных авто и лишь 18 тыс. — новых. Причем, абсолютное большинство из этих авто — бюджетные румынские Dacia или Daewoo. Никто здесь роскошных джипов раз в год не покупает.

«СП»: — Как сейчас поживает белорусский автомобильный рынок?

— Он затаился в ожидании и активно распродает то, что успел приобрести в 2009-ом году. Дилеры сейчас очень бодро и в больших количествах продают машины 2009 года по прошлогодним ценам: ценник не увеличился на старые машины. И спрос есть. Можно сказать, ажиотажный, ведь машины 2010-го будут на 15−50% дороже.

На рынке «бэушных» авто также всплеск. Все хотят успеть сменить машину до 1 июля, когда поднимутся пошлины на ввоз автомобилей подержанных из Европы. Реально машины 10−15-летнего возраста подорожали на 10−20%.

«СП»: — Чего же так боятся белорусы?

— Стоимость растаможки десятилетнего авто со среднего размера двигателем вырастет примерно на 5 тыс. евро. Это сделает машину дороже более чем в два раза. Их просто перестанут возить. Либо покупаешь новое авто в салоне — либо тот мусор, который ввезли в страну уже давно. Через некоторое время рынок хороших подержанных машин, который существовал так долго, и к которому так привыкли, исчезнет.

А первых полгода рынок просто будет в шоке, и ничего продаваться не будет. До 2011-го года это шоковое состояние останется, как минимум. А потом мало-помалу люди снова начнут покупать. Но уже другие машины — свежие, но экзотичных марок, ибо денег на «Ауди» и «Мерседесы» тут почти ни у кого нет.

«СП»: — Есть ли надежды или слухи, будто унификации пошлин на импортные авто в России и Белоруссии не будет?

— В нашем государстве возможно все. Решения принимаются в один день, и часто абсолютно непредсказуемо. Так что все может быть, но я бы не стал рассчитывать на этот «разворот»: юрлицам же стоимость растаможки уже подняли.

«СП»: — Среди белорусских чиновников идут разговоры о необходимости построения собственного автомобильного производства. Из этой затеи может что-то получиться? Раз уж будут заградительные пошлины в стране действовать, почему бы не попробовать?

— Я не верю в то, что в Белоруссии возможно построить эффективный завод по производству, скажем, японских автомобилей. Кому это надо? Емкость рынка автомобилей в этой стране ничтожна, а потому все эти разговоры бесперспективны.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня