18+
четверг, 8 декабря
Экономика

Программа утилизации может обернуться спекуляцией

Когда свидетельства закончатся, уже выданные сертификаты станут поступать на черный рынок

  
5

Российский авторынок впервые с октября 2008 года продемонстрировал рост. В апреле 2010 года в России было продано 163,3 тыс. новых автомобилей — на 20% больше, чем в том же месяце 2009 года. Об этом говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса в России. А по сравнению с мартовскими показателями рост продаж в апреле составил все 29% или плюс 36,6 тыс. машин. Правда, объем продаж за все первые четыре месяца 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года все равно показали минус 13%. Но факт остается фактом — отечественный авторынок сдвинулся с мертвой точки.

При этом наибольшим спросом у россиян пользовались автомобили Lada Priora, которых продано 14,5 тыс. — на 56% больше, чем в апреле прошлого года. В пятерку самых продаваемых моделей также вошли Lada Samara (12,5 тыс.), Lada 2105/2107 (10,5 тыс.) и Lada Kalina (10 тыс.). Из иностранных моделей лидирует Renault Logan (6,2 тыс.), который далеко опередил прежнего мартовского лидера Ford Focus.

Аналитики связывают существенный рост продаж с действием программы по утилизации старых автомобилей, стартовавшей 8 марта. Но ведь количество проданных автомобилей намного превышает число выданных сертификатов.

Что же послужило толчком роста для российского авторынка «СП» рассказал директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

— Рост рынка в апреле был ожидаем, такая тенденция наметилась еще месяца полтора тому назад. Дело в том, что в апреле сошлись в одну точку ряд факторов. Первое — это сезонный фактор: пик продаж автомобилей в России всегда приходится с марта по май, из них апрель — самый пиковый месяц. Плюс, работала программа утилизации, и еще плюс — активно заработала программа льготного автокредитования. Все это вместе и привело к подобному результату.

«СП»: — Но ведь программа льготного кредитования начала действовать еще в прошлом году, почему же она дала эффект только сейчас?

— За апрель месяц было выдано около 20 тыс. льготных автокредитов — такого объема не было никогда. Для сравнения, за весь прошлый год банки выдали всего лишь 60 тыс. кредитов. Причина в том, что к этой программе подключили большое число банков и подняли планку стоимости автомобиля для кредитования по этой программе с 350 до 600 тыс. рублей. Но основное действие, конечно, оказала программа утилизации, которая создала настоящий бум на российском автомобильном рынке.

«СП»: — Есть прогнозы, что рост будет продолжаться?

— Нет, это вовсе не значит, что такой бурный рост продаж продолжится. Думаю, что в мае будет приблизительно такое же количество продаж, и дай бог, чтобы в июне удержаться на 150 тыс. реализованных машин. То есть, рынок сдвинулся с места, продажи пошли, теперь нужно постараться хотя бы удержать данный уровень в 150−160 тыс. автомашин в месяц до конца года. Это было бы очень хорошо.

«СП»: — А говорят, программа утилизации может закончиться не в ноябре, а уже в мае?

— Дело в том, что количество сертификатов ограничено 10 млрд выделенных под них бюджетных рублей, их может быть выдано только 200 тыс. штук. А сейчас уже выдано 130 тыс. сертификатов, и их выдача продолжается со скоростью 3−3,5 тыс. в день. То есть, сейчас сертификатов осталось практически на 20 рабочих дней. Значит, если не в мае, то в начале июня они просто закончатся.

«СП»: — По статистике, на каждые три выданных сертификата куплена только одна машина. О чем это говорит?

— Они находятся в ожидании: люди сдали машину, получили сертификат, а очередь на новую машину определенной модели пока еще не подошла — слишком большой ажиотаж на рынке и дилеры не справляются с поставками требуемых моделей. Таким образом эти «спящие» сертификаты обеспечат продажи еще на протяжении двух-трех месяцев.

«СП»: — Но говорят, что когда выдача сертификатов закончится, эти «спящие» могут выйти на черный рынок?

— Конечно, теоретически это возможно, но это будет уж очень тонкая процедура. Потому что человек, сдающий машину, регистрируется у дилера в компьютерной базе данных, и купить новую машину по этому документу может только он сам. То есть, это нужно чтобы сам продавец сертификата приобретал машину покупателю бумаги на свое имя, а тот потом уже перерегистрировал ее на себя. В принципе, это возможно, но страшного здесь, на мой взгляд, нет ничего. Задачи обмена хлама на новые автомобили и поддержки отечественного авторынка все равно будут выполнены, кто бы этот сертификат не перекупил. Никакого суперкриминала в этом нет.

«СП»: — А массовых подделок сертификатов на продажу не начнется?

—  Я слышал про поддельные сертификаты, наверное, при нынешнем уровне техники подделать их теоретически возможно. Но ведь на практике эту бумагу должен кто-то купить, и для приобретения машины прийти к дилеру. А у дилера все заявки распечатываются с официального сайта Минпромторга, где все подлинные сертификаты зарегистрированы. Конечно, возможно хакеру взломать сайт Минпромтора и вписать туда нужную бумагу, но это будет уже чистой воды мошенничество. Думаю, единичные подобные случаи будут, но массовых подделок ожидать не стоит. Вряд ли найдется много людей, которые будут покупать такие поддельные сертификаты, ведь таким образом они тоже будут попадать в разряд мошенников.

«СП»: — Продления действия программы утилизации не ожидается?

—  Пока об этом идут лишь разговоры со стороны дилеров. Если эти разговоры заинтересуют кого-нибудь из чиновников, и он официально обратится к Путину, вполне возможно, что бюджет программы будет пересмотрен — добавлены новые 10 млрд рублей, и она снова заработает уже нынешней осенью.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня