18+
вторник, 19 сентября
Экономика

Кудрин и Набиуллина поспорили на 6 долларов

Первый ждет цены нефти в 2010 году в 70 долларов, вторая — в 76

  
18

На коллегии Минфина и Минэкономразвития, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономики Эльвира Набиуллина сошлись в жарком споре. Предметом спора стала прогнозная цена барреля нефти, закладываемая в бюджет следующего года. Дело в том, что именно от величины этого показателя зависят бюджетные расходы. Каждый «лишний» доллар в прогнозируемой цене нефти приносит бюджету почти 3 млрд долларов на дополнительные расходы. Поэтому спор двух министров представляет вовсе не праздный интерес для каждого россиянина.

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин считает, что при верстке бюджета надо исходить из стоимости нефти не выше 70 долларов за баррель. И это, по его словам, еще «самый мягкий ограничитель». Потому что нынешние цены на нефть во многом спекулятивные. А Эльвира Набиуллина настаивает на 76 долларах и утверждает, что это еще «консервативный» прогноз, который намного ниже оценки ведущих аналитиков, предрекающих скорый рост нефти до 100 долларов за баррель.

Но Кудрин остается верен себе: прогнозировать доходы исходя из самого минимума, и не наращивать, а сокращать расходы. А если нефть все-таки будет расти в цене, то дополнительные доходы бюджета лучше пустить на сокращение его дефицита.

Кстати, нынешние цены на нефть считает спекулятивными не только министр финансов, о том же самом говорил и глава нефтяного концерна ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. По его подсчетам, «равновесная» — балансирующая добычу и физический спрос — цена нефти должна быть примерно на уровне 40 долларов за баррель, а все, что сверху, это финансовые спекуляции.

Что же касается бюджетного дефицита на 2010 год, то тут у Кудрина ожидания позитивные: «дыра» в бюджете будет не больше 5,2%-5,4% ВВП, а не 6,8%, как планировалось раньше. И неудивительно, ведь в бюджете на нынешний год заложена цена нефти в 58 долларов за баррель, а сейчас в среднегодовом исчислении она составляет около 75 долларов. По словам Кудрина, за счет этой разницы удастся сохранить до 2011 года остатки Резервного фонда, но даже такая прибавка не позволит привести к нулю разницу между расходами и доходами бюджета. Свести дефицит к нулевой отметке и добиться сбалансированного бюджета можно лишь при стоимости «бочки» в 95 долларов, утверждает министр финансов.

Впрочем, весь этот спор похож на дележ шкуры неубитого медведя. Ведь рост мировой экономики так и не восстановился, спрос на сырье неустойчивый, и никто не может точно предсказать, поднимется в следующем году стоимость нефти до 100 долларов, или опустится, пусть не до 40, но до 50 долларов. Если в следующем году нефть будет стоить «запланированные» 70 долларов за баррель, то можно рассчитывать на дефицит в 4% ВВП, а при падении цены до 50 долларов дыра в бюджете вырастет до 8%, подсчитал Кудрин. А это, по его словам, уже «рискованный предел», выдержать который сложно, даже занимая деньги на мировом рынке.

В общем, выполнить указ председателя правительства Владимира Путина, и свести бюджетный дефицит к нулю в три года будет предельно сложно, решили участники мероприятия. И только присутствовавший на коллегии первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев удивил всех собравшихся своим оптимизмом. «Я сильно удивлюсь, если рост экономики в 2010 году будет меньше 5 процентов», — заявил Улюкаев. На столько же, по его мнению, в реальном выражении увеличится кредитование, упадет инфляция и снизится дефицит бюджета. «Меня очень вдохновили четыре пятерки Улюкаева», — пошутил в ответ Кудрин, и добавил: «Мы вас за язык не тянули, ждем результатов».


Россия у опасной черты

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ:

Российский бюджет если не дошел до кризисного состояния, то уже приблизился к нему на крайне опасное расстояние. Еще три года назад — при ценах на нефть в 75−80 долларов за баррель, российский бюджет формировался с огромным профицитом. В этом году правительство будет считать своим успехом, если дефицит бюджета опустится ниже 2 трлн рублей — 5% ВВП. Понятно, что это пока не критично, тем более, что практически в полном объеме дефицит финансируется за счет накопленных ранее Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Но тревожные сигналы уже звучат. Во-первых, Резервный фонд закончится в лучшем случае в начале следующего года, во-вторых, снижение на четверть трансфертов региональным бюджетам заставляет их сокращать свои расходы, и уже в первом квартале этого года, например, расходы регионов на здравоохранение сократились на 14% в реальном выражении. А в-третьих, правительство вынуждено было отказаться в этом году от индексации зарплат бюджетников, и пока непонятно, найдутся ли деньги на это в бюджете будущего года.

В 2007—2010 годах российское правительство реализовало широкий «социальный маневр», в результате которого доля социальных расходов бюджета выросла с 47% до 58% от общей их суммы. «Ничего страшного, это даже хорошо», — скажет кое-кто и… ошибется. Дело в том — и это знает любой политик, — что расходы, связанные с выплатами населению, обладают одним пренеприятнейшим свойством: их легко наращивать, но практически невозможно сокращать, если только ситуация не дошла до состояния кризиса. Такая кризисная ситуация, например, в России сложилась к 1998 году, после чего на протяжении следующего года зарплаты и прочие социальные выплаты из бюджета не индексировались, и сильно обесценились за счет высокой инфляции.

Большинство экспертов согласны с тем, что наиболее здравой политикой на обозримую перспективу для России является бездефицитный бюджет. Вот здесь и возник конфликт двух министров, который вышел на поверхность на упомянутой коллегии. Министр финансов занял решительную позицию, при этом он в явной форме не сказал, какие расходы нужно будет сокращать, информировав лишь о том, что в бюджете есть «колоссальные резервы повышения эффективности». Министр экономики, в свою очередь, сказала, что если идти по такому пути и просто не наращивать выплаты населению (вы можете представить себе это в предвыборные два года?), то все остальные расходы бюджета нужно сократить в реальном выражении на 30%.

Оценка министра экономики относительно необходимого уровня сокращения расходов бюджета вполне согласуется с той, которую дали мы с коллегами из Центра развития ГУ-ВШЭ несколько недель назад. Если реализовать концепцию Минфина о выходе на бездефицитный бюджет, то при нынешних ценах на нефть, все прочие расходы бюджета придется сократить на 50%. Если же эти сокращения будут проведены, то доля расходов бюджета, направляемых на выплаты населению, вплотную приблизится к 70% от общей суммы расходов. А оттуда недалеко и до 75% — отметки, на которой сегодня находятся социальные выплаты в бюджете… Греции. Как нетрудно догадаться, ни МВФ, ни Евросоюз, ни даже члены Таможенного/Евразийского союза на помощь России в такой ситуации не придут.


Тем временем

Как бы в подтверждение слов Кудрина о спекулятивной цене нефти, ее стоимость на торгах в понедельник 17 мая продолжила снижаться. Как сообщило агентство Reuters, причиной послужили запланированные Грецией, Испанией, Португалией и Великобританией жесткие меры сокращения расходов, падение курса евро и рост запасов нефти и нефтепродуктов в США.

Страны-участницы ОПЕК ранее заявляли, что цены на нефть между 70 и 80 долларами за баррель удобны как для потребителей, так и для покупателей. Но на торгах в понедельник утром цены на нефть падали ниже 70 — до 69,82 доллара за баррель. Такая ситуация сильно беспокоит ОПЕК. На прошлой неделе министр нефти Кувейта Ахмад аль-Абдулла аль-Сабах заявил, что при ценах в 65 долларов за баррель ОПЕК, скорее всего, проведет внеочередное собрание.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня