18+
суббота, 10 декабря
Экономика

Кудрин и Набиуллина поспорили на 6 долларов

Первый ждет цены нефти в 2010 году в 70 долларов, вторая — в 76

  
18

На коллегии Минфина и Минэкономразвития, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономики Эльвира Набиуллина сошлись в жарком споре. Предметом спора стала прогнозная цена барреля нефти, закладываемая в бюджет следующего года. Дело в том, что именно от величины этого показателя зависят бюджетные расходы. Каждый «лишний» доллар в прогнозируемой цене нефти приносит бюджету почти 3 млрд долларов на дополнительные расходы. Поэтому спор двух министров представляет вовсе не праздный интерес для каждого россиянина.

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин считает, что при верстке бюджета надо исходить из стоимости нефти не выше 70 долларов за баррель. И это, по его словам, еще «самый мягкий ограничитель». Потому что нынешние цены на нефть во многом спекулятивные. А Эльвира Набиуллина настаивает на 76 долларах и утверждает, что это еще «консервативный» прогноз, который намного ниже оценки ведущих аналитиков, предрекающих скорый рост нефти до 100 долларов за баррель.

Но Кудрин остается верен себе: прогнозировать доходы исходя из самого минимума, и не наращивать, а сокращать расходы. А если нефть все-таки будет расти в цене, то дополнительные доходы бюджета лучше пустить на сокращение его дефицита.

Кстати, нынешние цены на нефть считает спекулятивными не только министр финансов, о том же самом говорил и глава нефтяного концерна ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. По его подсчетам, «равновесная» — балансирующая добычу и физический спрос — цена нефти должна быть примерно на уровне 40 долларов за баррель, а все, что сверху, это финансовые спекуляции.

Что же касается бюджетного дефицита на 2010 год, то тут у Кудрина ожидания позитивные: «дыра» в бюджете будет не больше 5,2%-5,4% ВВП, а не 6,8%, как планировалось раньше. И неудивительно, ведь в бюджете на нынешний год заложена цена нефти в 58 долларов за баррель, а сейчас в среднегодовом исчислении она составляет около 75 долларов. По словам Кудрина, за счет этой разницы удастся сохранить до 2011 года остатки Резервного фонда, но даже такая прибавка не позволит привести к нулю разницу между расходами и доходами бюджета. Свести дефицит к нулевой отметке и добиться сбалансированного бюджета можно лишь при стоимости «бочки» в 95 долларов, утверждает министр финансов.

Впрочем, весь этот спор похож на дележ шкуры неубитого медведя. Ведь рост мировой экономики так и не восстановился, спрос на сырье неустойчивый, и никто не может точно предсказать, поднимется в следующем году стоимость нефти до 100 долларов, или опустится, пусть не до 40, но до 50 долларов. Если в следующем году нефть будет стоить «запланированные» 70 долларов за баррель, то можно рассчитывать на дефицит в 4% ВВП, а при падении цены до 50 долларов дыра в бюджете вырастет до 8%, подсчитал Кудрин. А это, по его словам, уже «рискованный предел», выдержать который сложно, даже занимая деньги на мировом рынке.

В общем, выполнить указ председателя правительства Владимира Путина, и свести бюджетный дефицит к нулю в три года будет предельно сложно, решили участники мероприятия. И только присутствовавший на коллегии первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев удивил всех собравшихся своим оптимизмом. «Я сильно удивлюсь, если рост экономики в 2010 году будет меньше 5 процентов», — заявил Улюкаев. На столько же, по его мнению, в реальном выражении увеличится кредитование, упадет инфляция и снизится дефицит бюджета. «Меня очень вдохновили четыре пятерки Улюкаева», — пошутил в ответ Кудрин, и добавил: «Мы вас за язык не тянули, ждем результатов».


Россия у опасной черты

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ:

Российский бюджет если не дошел до кризисного состояния, то уже приблизился к нему на крайне опасное расстояние. Еще три года назад — при ценах на нефть в 75−80 долларов за баррель, российский бюджет формировался с огромным профицитом. В этом году правительство будет считать своим успехом, если дефицит бюджета опустится ниже 2 трлн рублей — 5% ВВП. Понятно, что это пока не критично, тем более, что практически в полном объеме дефицит финансируется за счет накопленных ранее Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Но тревожные сигналы уже звучат. Во-первых, Резервный фонд закончится в лучшем случае в начале следующего года, во-вторых, снижение на четверть трансфертов региональным бюджетам заставляет их сокращать свои расходы, и уже в первом квартале этого года, например, расходы регионов на здравоохранение сократились на 14% в реальном выражении. А в-третьих, правительство вынуждено было отказаться в этом году от индексации зарплат бюджетников, и пока непонятно, найдутся ли деньги на это в бюджете будущего года.

В 2007—2010 годах российское правительство реализовало широкий «социальный маневр», в результате которого доля социальных расходов бюджета выросла с 47% до 58% от общей их суммы. «Ничего страшного, это даже хорошо», — скажет кое-кто и… ошибется. Дело в том — и это знает любой политик, — что расходы, связанные с выплатами населению, обладают одним пренеприятнейшим свойством: их легко наращивать, но практически невозможно сокращать, если только ситуация не дошла до состояния кризиса. Такая кризисная ситуация, например, в России сложилась к 1998 году, после чего на протяжении следующего года зарплаты и прочие социальные выплаты из бюджета не индексировались, и сильно обесценились за счет высокой инфляции.

Большинство экспертов согласны с тем, что наиболее здравой политикой на обозримую перспективу для России является бездефицитный бюджет. Вот здесь и возник конфликт двух министров, который вышел на поверхность на упомянутой коллегии. Министр финансов занял решительную позицию, при этом он в явной форме не сказал, какие расходы нужно будет сокращать, информировав лишь о том, что в бюджете есть «колоссальные резервы повышения эффективности». Министр экономики, в свою очередь, сказала, что если идти по такому пути и просто не наращивать выплаты населению (вы можете представить себе это в предвыборные два года?), то все остальные расходы бюджета нужно сократить в реальном выражении на 30%.

Оценка министра экономики относительно необходимого уровня сокращения расходов бюджета вполне согласуется с той, которую дали мы с коллегами из Центра развития ГУ-ВШЭ несколько недель назад. Если реализовать концепцию Минфина о выходе на бездефицитный бюджет, то при нынешних ценах на нефть, все прочие расходы бюджета придется сократить на 50%. Если же эти сокращения будут проведены, то доля расходов бюджета, направляемых на выплаты населению, вплотную приблизится к 70% от общей суммы расходов. А оттуда недалеко и до 75% — отметки, на которой сегодня находятся социальные выплаты в бюджете… Греции. Как нетрудно догадаться, ни МВФ, ни Евросоюз, ни даже члены Таможенного/Евразийского союза на помощь России в такой ситуации не придут.


Тем временем

Как бы в подтверждение слов Кудрина о спекулятивной цене нефти, ее стоимость на торгах в понедельник 17 мая продолжила снижаться. Как сообщило агентство Reuters, причиной послужили запланированные Грецией, Испанией, Португалией и Великобританией жесткие меры сокращения расходов, падение курса евро и рост запасов нефти и нефтепродуктов в США.

Страны-участницы ОПЕК ранее заявляли, что цены на нефть между 70 и 80 долларами за баррель удобны как для потребителей, так и для покупателей. Но на торгах в понедельник утром цены на нефть падали ниже 70 — до 69,82 доллара за баррель. Такая ситуация сильно беспокоит ОПЕК. На прошлой неделе министр нефти Кувейта Ахмад аль-Абдулла аль-Сабах заявил, что при ценах в 65 долларов за баррель ОПЕК, скорее всего, проведет внеочередное собрание.

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня