18+
четверг, 8 декабря
Экономика

Кудрин — 10 лет упущенных возможностей

Автор «подушки безопасности», придавившей страну, отмечает юбилей

  
18

Сегодня, 18 мая исполнилось ровно 10 лет, как Алексей Кудрин занял пост министра финансов России. Указ президента РФ о назначении Кудрина вице-премьером — министром финансов РФ был подписан 18 мая 2000 года.

Досрочное погашение долга Парижскому клубу, создание резервного фонда и сильная бюджетная политика — вот «три кита», на которых экономика России удержалась на плаву, несмотря на разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, и благодаря твердой позиции Алексея Кудрина, который бессменно возглавляет российский Минфин вот уже десять лет, считают опрошенные РИА «Новости» эксперты.

Они называют главным достижением Минфина за последние десять лет создание Стабилизационного фонда, той «подушки безопасности», которая «сработала в период кризиса и помогла России пережить его острую фазу без серьезных социальных и финансовых потрясений».

Однако, есть среди экономистов и другие мнения. Если бы деньги, которые Кудрин прятал «в копилку», пошли в свое время на модернизацию экономики и диверсификацию производства, то кризиса в России вообще бы не было. Мы могли бы пережить мировой кризис без потерь, как Китай. В беседе с корреспондентом СП академик Руслан Гринберг как-то сказал, что если бы российская экономика была диверсифицирована, а не ориентирована лишь на экспорт энергоресурсов, то можно было бы действовать как другие страны — понижая ставку рефинансирования, давая деньги экономике и стимулируя спрос. Ну а теперь мы обречены ждать, когда начнется реальный подъем в экономиках США, Евросоюза и Китая, от которых зависит российский экспорт. Все потому, что в годы сырьевых сверхдоходов российские власти не проводили осмысленную промышленную политику, не финансировали инфраструктурные проекты, которыми можно было бы попытаться заменить внешний спрос, как это было сделано в Китае. Вот потому мы и находимся в зависимости от того, как развивается кризисная ситуация в других странах, и в первую очередь в США, считает Гринберг.

Да и не он один: депутат Госдумы Анатолий Аксаков еще до кризиса рассказывал автору этих строк, что когда он был в 2007 году в Вашингтоне, на встрече со своими коллегами — конгрессменами, они уводили его в фойе и удивленно спрашивали: «Почему вы теряете время, и не используете свалившиеся на вас нефтедоллары для развития производства, ведь такой возможности сделать рывок в экономическом развитии страны больше не будет, халявные деньги скоро закончатся». И он не знал что им ответить.

И только Кудрин, видимо, твердо знал что он делает, вкладывая сотни миллиардов долларов в госбумаги США, а фактически — финансируя развитие американской экономики. Наверное поэтому в 2006 году издание Emerging markets, учрежденное проамериканскими МВФ и ВБ, назвало Кудрина лучшим министром финансов развивающихся стран Европы, отметив при этом, что звание он получил за создание Стабфонда, деньги которого работали в американской экономике, и досрочное погашение долга России перед западными кредиторами. В итоге бедная Россия стала крупнейшим кредитором самой богатой страны в мире — США. Вот на что пошли неожиданно свалившиеся на страну сверхдоходы от нефти. После этого остается только удивляться, как Кудрину еще не поставили памятник на Уолл-Стрит…

Время упущенных денег

Момент начала мирового кризиса — уникальный шанс разорвать позорную энергетическую зависимость России от мировой экономики, российские финансовые власти упустили — это факт. И даже сам главный виновник этой ошибки — министр финансов Кудрин, публично признал, что в конце 2008 года рубль «недодевальвировали», а в середине 2009 года — «переусилили». В результате тот момент, когда на фоне общей паники можно было закрыть наши рынки от мирового «финансового вируса» и начать стимулирование импортозамещения, власти пропустили. Наоборот, они приняли массу законов по поддержанию открытости рынков и даже о недопущении девальвации, чем существенно сократили валютные резервы страны и, главное, подсадили бюджет на «резервную иглу» — на содержание Резервного фонда.

В итоге сегодня поддержание уровня социальных расходов — главный приоритет современной власти — может быть достигнуто только за счет использования резервных фондов. Стоит напомнить, что перед началом острой фазы мирового кризиса, когда российские власти заявляли о том, что наша страна останется «тихой заводью», они достаточно серьезно увеличили социальные расходы, в частности, пенсии. При этом в самом Пенсионном фонде необходимых денег не было, он в значительной мере дотировался из бюджета. Кроме того, часть социальных расходов висит на шее региональных бюджетов, у которых тоже нет денег, и они также дотируются из федерального центра. В результате, после начала кризиса, бюджет страны оказался в большом дефиците, и Минфин был вынужден отказаться от своего главного «достижения» — многолетнего планирования бюджета. А покрываться этот дефицит стал из Резервного фонда.

Стабфонд был поделен на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, средства которого тратятся на покрытие дефицита бюджета и могли бы закончиться уже в этом году, но благодаря растущим ценам на нефть «копилку Кудрина», возможно, удастся растянуть на начало 2011 года. По мнению ведущего эксперта Центра политконъюнктуры Дмитрия Абзалова, самое сложное испытание ждет Минфин и его главу тогда, когда резервы иссякнут.


Дотянем до выборов

По мнению президента компании экспертного консультирования «Неокон» Михаила Хазина, есть несколько вариантов развития событий.

— Вариант первый: главная задача — дотянуть до выборов 2012 года, а там посмотреть, что будет дальше. Для решения этой задачи есть деньги Фонда национального благосостояния и резервы Центробанка, которые можно по мере необходимости запускать в экономику, то есть, заняться чистой эмиссией денег. Да, это формально противоречит закону, но его можно в случае необходимости и подправить. Дополнительным ресурсом станут международные заимствования, негативным источником — вывод капитала из страны, который принял в последние месяцы весьма и весьма масштабный характер. Скорее всего, до выборов в рамках такой концепции денег хватит, но что делать дальше — большой вопрос.

Более стратегический вариант — сокращение социальных расходов государства. Уже принятый Госдумой в трех чтениях закон об изменении порядка финансирования бюджетных организаций позволяет резко сократить государственные расходы на медицину, образование и культуру. Как следствие, если реформа будет проведена достаточно последовательно, лет через 10 молодые российские граждане в основной массе будут уметь немножко читать и писать свое имя, а от всей русской культуры останется пара-тройка картинок в букваре. Как уже неоднократно отмечали эксперты, современной российской «элите» на это наплевать, поскольку она свое будущее с «этой страной» не связывает, но почему молчит народ, мне не очень понятно. Впрочем, с точки зрения сохранения устойчивости финансовой системы это тоже не выход, поскольку доходы бюджета тоже будут сокращаться.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня