18+
суббота, 3 декабря
Экономика

Губернатор Кожемяко прогнулся перед Путиным и Дерипаской

Проект «Амурские «Волги» — сигнал для чиновников, желающих строить карьеру в период всеобщего кризиса

  
89

Всему свое время. На идее, в том числе из-за которой в свое время погорел «младореформатор» Борис Немцов, теперь возносится к властным вершинам «крепкий хозяйственник» Олег Кожемяко. Амурский губернатор распорядился выставить на аукцион свой служебный «мерседес» и иномарки подчиненных, чтобы на вырученные от продажи средства закупить автомобили отечественного производства.

В середине 90-х тоже самое пытался устроить вице-премьер Борис Немцов. Он попал в правительство из кресла губернатора Нижегородской области, а потому его предложение чиновникам пересесть на «Волги», тут же окрестили «лоббированием» интересов автозавода «ГАЗ». Но все же провели 9 аукционов, на которых было продано около 30 иномарок из более чем 4-х тысяч, находившихся в федеральных госгаражах.

До сих пор многие считают, что затея стала началом конца головокружительной карьеры Немцова в государственных органах власти. «Но в регионах чиновники более 60 областей России все-таки пересели на „Волги“. А столичные этого делать не стали, потому что сам Борис Ельцин так и продолжал раскатывать на иномарке», — сетовал потом Борис Ефимович, демонстрируя собственный служебный ГАЗ. Вскоре, впрочем, переехав из Белого дома в Госдуму, Немцов пересел на «Ауди». На том его автопатриотизм и закончился.

Нынешнее же предложение Олега Кожемяко было высказано как нельзя вовремя. Он обосновал его как поддержку последних инициатив премьера Владимира Путина о помощи российскому автопрому. «Сегодня нужно покупать как можно больше отечественных товаров, чтобы поддержать наши предприятия и работающих там людей. Тут надо нам всем проявить сознательность и единство… В политике не может быть двойных стандартов. Призывая население поддержать развитие отечественного автомобильного производства, мы должны сами этому следовать. Если пример будет последователен, то это значительно оздоровит экономику в целом Российской Федерации», — уверен Амурский губернатор.

Никто и не спорит с тем, что от повышения импортных пошлин нижегородский, тольяттинский и ульяновский автозаводы только выиграют. Выиграет, и самый богатый человек в России Олег Дерипаска. Кажется, совсем не случайно инициатива Амурского губернатора Олега Кожемяко совпала с заявлением его Нижегородского коллеги Валерия Шанцева о готовности выступить гарантом по кредитам «Горьковского автозавода», являющегося составной частью ОАО «Русские машины», принадлежащего «Базовому элементу» Олега Дерипаски.

Валерий Шанцев рассказал, что главной причиной трудностей на «ГАЗе» стало снижение потребительского спроса. Губернатор подчеркнул, с сентября «Горьковский автозавод» не получил ни одного кредита, тогда как по ранее взятым кредитам выплатил около 4 млрд рублей. И сообщил, что уже обратился с просьбой в правительство РФ о подключении Внешэкономбанка «к решению проблем «Группы «ГАЗ».

Но «клич Кожемяко», призывающий чиновников пересаживаться на отечественные автомобили, назвал «совершенной глупостью» Борис Немцов, который сам в свое время обжегся на этой идее. Теперь он заявил корреспондентам «СП», что экономического эффекта от этой пересадки не будет, во всяком случае, в масштабах страны: «Путин принял это решение, чтобы защитить приближенных к себе олигархов, владельцев автоконцернов Сергея Чемезова („АвтоВаз“) и Олега Дерипаску („АвтоГаз“)». Толк будет лишь в том случае, считает, Борис Ефимович, если сам премьер Владимир Путин «начнет с себя и пересядет на „Волгу“, тогда и все чиновники за ним последуют». «Господин Путин ездит на „Мерседесе“, и 50 машин его сопровождения — это тоже автомобили немецкого производства, — напомнил Борис Ефимович. — Если он хочет повысить спрос на отечественные автомобили, пусть он народ не кошмарит, а начнет с себя и многомиллионной армии чиновников, которая тратит деньги налогоплательщиков».

Кстати, у Владимира Путина уже есть «Волга»: один из ее экземпляров — ГАЗ-21 стоит в гараже премьера. Поговаривают, что выпущенная еще в период развитого социализма машина теперь вся напичкана электроникой от японской «Тойоты». Но эти нюансы вряд ли заметил президент США Джорж Буш, которого Владимир Путин, будучи президентом России, катал тюнингованной «двадцать первой».

Впрочем, последователям идей Кожемяко совсем не обязательно пересаживаться именно на «Волги». Путин ведь ясно дал понять, что в госпомощь нуждается и множество сборочных производств импортных автомобилей, которые открылись во многих регионах страны в последние годы. Их правительство тоже поддержит в обязательном порядке. Поэтому губернатор Кожемяко уже сделал ангажемент всем известным зарубежным автомобильным брендам — предложил наладить в подведомственной ему области сборочное производство. «Выгода здесь заключается в низких областных тарифах на электроэнергию и в близости к другим дальневосточным регионам, которые могут стать обширным рынком сбыта произведенных в Приамурье машин», — посулил Олег Кожемяко.

«СП» кажется, что почин амурских чиновников должен найти отклик среди их коллег. Олег Кожемяко назвал свой жест «примером», нуждающимся в «последовательности». А этапы его карьеры показывают, что к словам Амурского губернатора стоит прислушиваться.

В январе 2005 года Олег Кожемяко из кресла советника председателя Совета Федерации стремительно перемещается на пост вице-губернатора Корякского автономного округа. Уже в марте губернатора Владимира Логинова отстраняют от должности, а на его место назначают Олега Кожемяко, который без сучка и задоринки проводит довольно скандальную кампанию по объединению округа с Камчатской областью. Показав себя не только крепким хозяйственником, но и надежным проводником реформ, Кожемяко снова возвращается в столицу — уже на должность помощника руководителя администрации президента. В октябре 2008 года его снова бросают на прорыв — в Амурскую область, где сначала из-за коррупционных скандалов лишился доверия президента и губернаторской должности Леонид Коротков, а потом (по тем же причинам) и его сменщик Николай Колесов.

Как же обойтись без такого надежного человека в кампании по реанимации российского автопрома? Клич Кожемяко брошен. Кому кресло дорого — услышат. Надо полагать, это относится не только к губернаторам.

К сведению

Предлагая чиновникам пересесть на ГАЗ, Кожемяко, по всей видимости, имел ввиду новую модель «Горьковского автозавода» — «Волга Сайбер». Впрочем, новая она только для России. В основе «Сайбера» лежит американский Chrysler Sebring предыдущего поколения, разработанного в начале 2000-х, а теперь снятого с производства в США. В своей люксовой версии, а на иную чиновника не усадишь, каждый такой новый нижегородский автомобиль обойдется примерно в 600 тысяч бюджетных рублей.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня