18+
воскресенье, 22 октября
Экономика

Таможенному союзу сделали обрезание

Вопрос вступления в ряды союзников Белоруссии остается открытым

  
4

С 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза вступает в силу на территории двух стран — России и Казахстана, передает агентство «Прайм-ТАСС». Позиция Белоруссии пока остается непонятной. По сведениям агентства, белорусский парламент в среду ратифицировал договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, но официального подтверждения этого пока нет.

За сутки до начала работы РСПП организовал конференцию, с представителями бизнеса, таможни, Минэкономразвития, Минпромторга. В ходе мероприятия стало ясно, что с Таможенным союзом все настолько непонятно, что даже на вопрос о дате его функционирования «в полном составе» чиновники отвечают по-разному.

В кулуарах конференции замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев заявил, что с 1 июля новый Таможенный кодекс может заработать в трех странах, если в среду, 30 июня, Белоруссия этот кодекс ратифицирует. «Сейчас Россия и Казахстан ратифицировали этот документ и, по моей информации, сегодня будет рассматриваться вопрос о ратификации в Белоруссии», — передает слова замминистра агентство «Интерфакс».

Договор в обмен на нефть

Судя по всему, Белоруссия намерена объявить решение о своем вступлении или невступление в «союз нерушимых» 5 июля, когда в Астане, где состоится встреча глав государств ЕврАзЭС. «Мы свою позицию выразили. Думаю, вопрос решится 4−5 июля, будет ответ на этот вопрос», — заявил первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко.

По словам Семашко, требования белорусской стороны понятны: Минск согласен подписать договор в обмен на отмену экспортной пошлины на российскую нефть и нефтепродукты. Ясно, что после того, как Россия отменила вывозные пошлины на газ для Украины, которая принципиально не входит в состав Таможенного союза, Белоруссии, на правах «союзника», захотелось того же самого, только по нефти.

Россия также дала понять, что не отклоняла просьбу об отказе от пошлины. Как заявил Слепнев: «Для внутреннего потребления вся нефть и сейчас поставляется в Белоруссию беспошлинно, а для переработки на экспорт — на общих условиях. Было сказано, что мы готовы будем и здесь пойти навстречу и поставлять беспошлинно и эти объемы при условии, что мы формируем единое экономическое пространство, гармонизируем конкурентную среду и макроэкономические параметры». При этом он подчеркнул, что юридически эти требования Белоруссии с Таможенным кодексом никак не связаны.

Атомобили и самолеты

Еще одним камнем преткновения при разработке кодекса стали пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. В Белоруссии таможенные сборы ниже российских и казахстанских. В связи с этим, с 10 июня в России введен штрих-код для всех временно ввозимых на ее территорию автомобилей из Белоруссии. Такое решение приняла ФТС. Россия пошла на такие меры в связи с тем, что после начала функционирования Таможенного Союза границы между Россией и Белоруссией будут открыты, но правительство Александра Лукашенко не стало унифицировать пошлины на подержанные импортные автомобили с российскими.

В итоге сложилась ситуация, когда в двух странах-союзницах цены на автомобили отличаются коренным образом. Например, пятилетняя иномарка в России стоит в полтора-два раза дороже, чем в Белоруссии. Понятно, что это должно спровоцировать появление тысяч желающих купить машину в Белоруссии «на халяву» и ввезти ее в Россию.

«Если мы сдвинемся со своих позиций, которые заняли в течение предыдущих лет, особенно сегодня, в кризисных условиях, когда мы поддерживаем свой автопром и стараемся развивать свою автомобильную промышленность, то это, мы считаем, нанесет ущерб развитию автопрома в России», — заявил премьер-министр Владимир Путин. То же самое, по его словам, касается и авиапромышленности в России.

Можно и без Белорусии

Кстати, на днях первый вице-премьер Игорь Шувалов официально заявил, что второй этап формирования союза возможен и без Белоруссии. А в воскресенье, 23 мая Владимир Путин добавил к этому, что из-за нерешенности «ряда вопросов» Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана не сможет начать работать в полную силу и с 1 июля, как было объявлено. Накануне закончились трехсторонние переговоры «союзников» в Петербурге, на которых так и не удалось согласовать вопросы «по отдельным параметрам экономического нашего взаимодействия», пояснил премьер. Он перечислил эти позиции: для России — проблематика автопрома, а для Белоруссии — вывозные таможенные пошлины.

В такой непонятной ситуации представители бизнеса, логистических, транспортных компаний, импортеры и экспортеры пытались получить разъяснения у замглавы ФТС Сергея Шохина о том, как им теперь работать. Дело в том, что теперь формально в России действуют уже два Таможенных кодекса. Первый: Таможенный кодекс Таможенного союза, а второй — действующий на данный момент Таможенный кодекс России, который никто не отменял. К этому нужно добавить, что в Госдуме лежит еще и третий документ: проект закона «О таможенном регулировании в РФ», который должен заменить действующий российский Таможенный кодекс.

Шохин ответил весьма смутно, что с 1 июля работает Таможенный кодекс Торгового союза, нормы которого имеют прямое действие. А Таможенный кодекс России действует лишь в части, не противоречащей первому. Затем участникам конференции презентовали текст на 27 листах мелким шрифтом о том, в какой части действующий таможенный кодекс России не действует. Но все вопросы на этих 27 листах не охватишь. «Придется управляться и решать ситуацию в ручном режиме. У нас открывается горячая телефонная линия, можно звонить круглосуточно», — обрадовал бизнесменов Шохин.


Напомним, что договор Таможенного союза трех стан вступил в силу с 1 января 2010 года, но пока ничего кроме проблем на таможне для бизнесменов не принес. Пользы от Таможенного союза пока никакой, зато вреда уже более чем достаточно. С начала года из-за этого договора на российской таможне попеременно застревают разные импортные товары. То обувь, то вино, то электроника, то биодобавки и продукты питания. Все это создает дефицит привычных для россиян товаров на полках магазинов, вызывает ненужный ажиотаж, и делает плохую рекламу Таможенному союзу, который, как оказалось, никому особо не выгоден.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня