Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Пенсионная реформа: добиты после посадки

Руководство российских авиакомпаний из-за резкого падения доходов решило сэкономить на летчиках-ветеранах

6126

Случаев резкого ухудшения здоровья или даже смерти пилотов прямо за штурвалами мировая авиация знает немало. Российская гражданская авиация здесь совсем не исключение.

В сентябре 2014 года командир самолета авиакомпании «Глобус» 43-летний Андрей Макаров, посадив самолет в Домодедово, обратился за помощью в медпункт аэропорта. В течение часа врачи пытались спасти его жизнь, но безуспешно. Медицина установила, что, у пилота оторвался тромб, что и послужило причиной смерти.

В прошлом году во время полета стало плохо уральскому пилоту Дамиру Ахметову, умершему также после приземления.

Каждое такое ЧП способно угробить десятки, а то и сотни пассажиров. Почему так происходит? Ведь перед полетом экипажи проходят обязательный медицинский контроль, но и он не дает стопроцентных гарантий. Бывали случаи, когда летчики умирали даже на предполетном отдыхе — во сне просто не просыпались. Такова особенность этой, всегда считавшейся престижной профессии.

Читайте также
Топ-менеджмент убыточного «Газпрома» жирует, как в последний раз Почему власть закрывает глаза на миллионные премии руководителей госкомпаний?

На моем рабочем столе выписка из официальной справки Центральной клинической больницы гражданской авиации. В ней написано: «За период летной работы состояние здоровья пилотов значительно ухудшается и к 50−55 годам у многих из них перестает соответствовать принятым в России стандартам. И, в первую очередь, по сердечно-сосудистой системе и понижению остроты слуха, что приводит к их преждевременному отстранению от профессиональной деятельности. Большая часть пилотов, отстраненных от летной работы, имела нейросенсорную тугоухость, ишемическую болезнь сердца (стенокардию, безболевую ишемию миокарда, инфаркт миокарда), гипертоническую болезнь и атеросклероз, заболевания сосудов головного мозга.

К сожалению, нередко встречаются злокачественные новообразования различной локализации. Среди летного и диспетчерского состава распространены и воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта, и остеохондроз позвоночника, что связано с особенностями питания в дни работы и вынужденной рабочей позой".

Но ведь люди приходят в авиацию, как правило, абсолютно здоровыми. Что же приводит их организмы к таким удручающим показателям к финишу летной работы?

«Зарплата у нас сдельная. То есть, фактически получаешь лишь за то, сколько налетаешь», — жалуются бывалые пилоты. И, как водится, своих имен просят не называть. Иначе завтра в небо путь для них будет закрыт.

— Действия российских властей по отношению к пилотам гражданской авиации свидетельствуют о полной безответственности самих этих властей, — считает вице-президент профсоюза летного состава России, пилот с налетом на многих типах самолетов 20 тысяч часов Альфред Малиновский. — Сознают ли они, что в результате мы придем не только к окончательному отказу от отечественной летающей техники, но и к тому, что в кабинах лайнеров скоро не останется российских пилотов? Разве уже не видно, что сегодня мы идем именно по этому гибельному пути?

«СП»: — Положение в гражданской авиации действительно столь безнадежно?

— А как выдумаете, если Россия предлагает своему летному составу едва ли не самую низкую в мире зарплату? Платим экипажам только за налет, в то время, как в других странах труд летчиков оценивается их профессиональной квалификацией.

К чему это приводит? Режим труда и отдыха для летного состава у нас повсеместно не соблюдается. Пилоты сплошь и рядом являются на работу не отдохнувшими, не выспавшимися.

Кто-нибудь думает о том, сколько времени на дорогу в Шереметьево уходит у человека живущего, скажем, в подмосковном Жуковском? Но ведь в любом случае не откажется пилот от полета — ему семью кормить надо.

Читайте также
В итоге люди уходят из авиакомпаний в зарубежные. Дефицит пилотов у нас
сегодня уже составляет в среднем порядка 25 процентов. Причем, как мы
понимаем, делается это из соображений экономии, искусственно.

Во время моей работы в Домодедовском отряде существовал в МГА СССР летно-штурманский отдел, в котором нашу работу контролировали настоящие асы — налетавшие тысячи часов пилоты и штурманы. Сегодня же их должности в Росавиации почему-то занимают сплошь женщины, не имеющие отношения к нашему делу. И именно им, без году неделя знакомым с профессией летчика, доверено в России контролировать происходящее в отрасли.

«СП»: — Альфред Августович, вы весьма резко отнеслись к недавнему сокращению давно узаконенных доплат авиаторам-пенсионерам.

- Сразу поясню: отставные российские пилоты в условиях разразившегося экономического кризиса оказались в России одними из первых «козлов отпущения». Раньше им полагались до 25 тысяч рублей доплаты к пенсиям. Теперь же без внятных объяснений решено отменить эту выплату.

Объяснять сокращения снижением доходов из-за уменьшения количества полетов и, как следствие, доходов авиакомпаний, можно только по невежеству. Ведь прочим российским пенсионерам, несмотря на практически повсеместное и резкое сокращение производства во всех отраслях, пенсии не урезали. Нашли средства за счет Фонда национального благосостояния. Ни один пожилой человек в этом отношении не пострадал. Только бывшие пилоты гражданской авиации.

«СП»: — Но ведь решение о подобном секвестировании доплат к пенсиям бывшим летчикам не на пустом месте возникло? Власти его с кем-то согласовывали?

 — Все произошло по инициативе так называемой Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, фактически являющейся клубом руководителей российских авиакомпаний. Именно эта Ассоциация вдруг приняла решение, нарушающее целый ряд статей Конституции РФ. И, в частности, Ст. 7 п.2: «В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные социальные защиты».

Причем, Ассоциация эксплуатантов ссылается на мнение Ассоциации авиационных врачей. Но ведь всем известно: эти врачи зависят от руководства авиакомпаний, получая там зарплату. О какой объективности здесь можно говорить?

А летчики, загнанные необходимостью побольше налетать, чтобы заработать, в том числе — и на собственную старость, готовы чтобы в кабины их хоть на носилках затаскивали. Поэтому стараются ни в коем случае не жаловаться медикам на самочувствие.

Порочный круг замкнулся. И никто не задумывается над тем, что, в сущности, нездоровый пилот рискует в полете не только своей жизнью, но и жизнью пассажиров.

Мне хорошо известно это состояние. За штурвалом межконтинентального Ил-62 я спиной постоянно ощущал тяжелейший груз ответственности за судьбу поверивших мне, командиру, почти двухсот авиапассажиров.

Читайте также
Башкирская чиновница считает пособия по безработице слишком большими На фоне кадрового голода Центры занятости не выполняют свою задачу, зато живут спокойно

Чем обернется эта неразумная акция руководства авиакомпаний? Да тем, что летные ветераны, преждевременно потерявшие здоровье в особых, опасных, вредных условиях, не смогут использовать положенную им до сих пор социальную доплату на лечение и приобретение медикаментов. Их преждевременная кончина только убедит молодежь, мечтающую о небе, что такой выбор, мягко говоря, не самый лучший. А действующий летный состав — в том, что надо по возможности поскорее сбегать в зарубежные авиакомпании. Такой исход мы, кстати, уже повсеместно сейчас и наблюдаем.

Пилоты «иностранного разлива», причем, что особенно
неприемлемо, на наших внутрироссийских линиях. Отбирая наши
собственные доходы на внутренних рынках и увозя их за рубеж. Кстати,
вместе с начислениями в пенсионный фонд.

Вот почему я призываю всех членов Президиума летного состава России, обратиться к самим нашим ветеранам с предложением поучаствовать в сборе средств на оплату квалифицированной юридической помощи для восстановления социальной справедливости в Конституционном суде. Рассчитывать на добровольное исправление ситуации со стороны авиационных властей — увы, уже не приходится.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня