18+
суббота, 10 декабря
Экономика

«Украина» пойдет на чендж

Депутаты Верховной Рады отобрали у своего же единственного большого ракетного крейсера гордое имя

  
26

Недостроенный БРК «Украина» два десятилетия стоит на верфи Николаева. Крейсера проекта 1164 называют «убийцами авианосцев». При 75% готовности он был выведен из состава ВМФ России и перешел в собственность украинцев. В 1996 году из-за нехватки средств строительство было заморожено, а в 2001-м работы на корабле остановлены вообще. За это время могучий океанский «убийца» успел превратиться в ржавое корыто.

Крейсер хотят продать России, потому парламент и снял прежнее название. Загнать москалям «Украину» — звучало бы феерично. За переименование корабля проголосовало больше депутатов Рады, чем необходимо для принятия проекта. «За» были даже «оранжевые». Представитель оппозиции, экс-министр обороны Анатолий Гриценко лично просил коллег поддержать «психологически непростое решение»:

— И пятнадцать лет назад нашим военным руководителям было понятно, что крейсер такого класса в составе ВМСУ не нужен. Но не хватало воли сказать это сразу…

Большая мечта о маленьком корвете

А что же им нужно? Самостийная Украина хочет корветы! Нечто вроде больших противолодочных или ракетных катеров с легким вертолетом. Они действуют в прибрежных районах и относительно недорого стоят. В Киеве решили, что 14 новых корветов обеспечат оборону черноморских береговых объектов вплоть до возможного присутствия в Средиземном море. Это задача-максимум основного корабля украинских ВМС.

Идея родилась еще при Ющенко. В 2008 появился эскизный проект украинского корвета. Новейший корабль с современной техникой, водоизмещением в 2.5 тыс. тонн, с дальностью плавания до 4,5 тыс. миль и автономностью до 30 суток. Способен выполнить ударную, противовоздушную и противолодочную функции фрегата в 3.5 тыс. тонн. Строится по технологии «Стелс».

Напрягала лишь одна деталь — постройка каждого обойдется примерно в 1,5−1, 7 млрд гривен. Если умножить на четырнадцать вымпелов, получается без малого 24 миллиарда.

Наивные корабелы поверили сказкам ВМСУ. В запале они даже начали разметку и порезку судовой стали для закладной секции корабля. Закладка первой секции первого корвета была запланирована в Николаеве на нынешний июнь.

Увы, ничего подобного не произошло. Денег нет! Однако Виктор Янукович и новый министр обороны М. Ежель продолжают утверждать, что Украина получит корвет, а иначе она не имеет будущего как морская держава. Выступая в Севастополе на праздновании Дня ВМСУ, президент пообещал, «общими усилиями восстановить судостроительную отрасль».

Общие усилия тут могут быть исключительно с братьями-россиянами. Остальным таки придется платить…

По борту тяжелого ракетного крейсера «Украина» протекли огромные вертикальные полосы ржавчины. Сейчас у России есть три корабля того же проекта 1164: флагман Черноморского флота «Москва», тихоокеанский флагман «Варяг» и «Маршал Устинов» в составе Северного флота. Еще один устаревший океанский монстр, как боевая единица российскому ВМФ вряд ли интересен.

Питерец уже не нужен

Главная военная тайна в другом. До сих пор сверхзадачу обеспечить флотоводцев Украины новенькими боевыми единицами брал на себя питерский предприниматель Вадим Новинский. Тендер Минобороны Украины на строительство серии военных кораблей класса «корвет» выиграли корабелы знаменитого Черноморского судостроительного завода, где рождались практически все линкоры Российской империи и авианосцы СССР.

А сегодня «Черноморский судостроительный» принадлежит миллиардеру Вадиму Новинскому, основному бенефициару российско-украинской финансово-промышленной группы «Смарт-Холдинг».

Выпускник Ленинградской академии гражданской авиации, он начинал в питерском представительстве «Лукойл-Север-Запад». А пять лет назад вдруг оказался председателем наблюдательного совета ОАО «Ингулецкий горно-обогатительный комбинат» на Днепропетровщине. Г-н Новинский совершенно не похож на альтруиста.

«Смарт-Холдинг» пообещал не останавливать строительство корветов для ВМСУ, «даже если в финансировании со стороны государства будут перерывы в полгода и более». Ни у кого нет сомнений, что такие перерывы будут обязательно. Например, Минобороны так и не нашло жалкие 37 тысяч долларов, чтобы рассчитаться с проектировщиками нового корвета.

Первоначальный график работ в Николаеве был сорван из-за финансового кризиса. Утешились, что стоимость собственного проекта меньше европейских аналогов — всего-то 250 миллионов евро вместо трехсот. При этом у хозяина Черноморского судостроительного завода вовсе не болела голова, откуда украинские заказчики возьмут такие бешеные деньги. Якобы, работа пойдет в кредит.

— Мы прекрасно понимаем риск несистемности финансирования со стороны государства. Компания «Смарт-холдинг» взяла на себя ответственность за финансовую поддержку. Это важнейший фактор при определении победителя тендера на строительство корвета, — подчеркивал директор департамента разработок и закупки военной техники Министерства обороны Украины Владимир Грек. Он уточнил, что для Минобороны особо значимым стало согласие основного акционера Черноморского судостроительного завода строить первые корабли без предварительной оплаты.

Украинцы под руководством россиянина Новинского полностью отказались от поставок русского корабельного оборудования и бортового оружия. Все артиллерийские и ракетные системы для новых корветов было решено закупить во Франции у компаний DCNS, MBDA и Eurotorp. Специальное корабельное оборудование заказали у итальянских производителей. Как говорят в черноморских степях, для ВПК РФ в этом деле оставалась «дуля с маком».

Но ради чего Вадим Новинский фактически за свои деньги взялся строить самостийную эскадру?

Осведомленный источник из Фонда госимущества Украины сообщил «Свободной прессе», что речь шла о приватизации ОАО «Одесский припортовый завод».

Это самый лакомый кусок на приватизационном рынке республики. Одесский припортовый — крупнейший производитель аммиака, карбамида и жидкого азота. Даже во время кризиса такое ценное химическое сырье пользуется устойчивым мировым спросом. А главное, завод — монополист по перегрузке экспортной химической продукции стран СНГ. Одесситы — единственные, кто занимается приемом, охлаждением и морской перевалкой аммиака из России. Именно здесь конечный пункт стратегического аммиакопровода «Тольятти-Одесса».

До президентских выборов Одесский припортовый завод уже продавали. Заявки на торги подали четыре претендента: российская компания «Азот-Сервис», связанная с «Газпромом», компания российского бизнесмена Константина Григоришина «Фрунзе-Флора», а также фирма «Нортима», контролируемая украинскими бизнесменами Игорем Коломойским и Александром Ярославским.

За пять миллиардов гривен супер-предприятие купила «Нортима». И вдруг конкурсная комиссия усмотрела сговор и отменила результаты торгов. Утверждают, что скандал устроил сам Виктор Ющенко.

— Правительству придется снова выставить Одесский припортовый на торги, — подтвердили корреспонденту «Свободной прессы» в Фонде госимущества.

Таким образом, новый хозяин Одесского припортового завода получит контроль над важнейшим химическим экспортом РФ. У российского аммиака нет другого пути на мировой рынок. Ради этого стоит открыть бессрочный кредит для украинских корветов. Очень похоже, что «Смарт-групп» была абсолютно уверена — в Киеве обязательно учтут такой вклад в укрепление украинской обороноспособности.

Однако случилась сенсация — Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск Генпрокуратуры и принял решение о признании незаконными договоров купли-продажи 90,25% акций «Черноморского судостроительного». Одновременно первые лица страны предельно конкретно озвучили идею перевооружения украинского флота за счет крейсера «Украина»:

— Хорошо бы отдать крейсер России в обмен на отряд кораблей класса «корвет»…

Главные верфи Империи

— Следует помнить, что российские судостроительные заводы не в состоянии обеспечить новыми корветами типа «Сообразительный» собственный ВМФ, — предупреждает руководитель исследовательских программ Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) киевлянин Сергей Згурец. — У россиян просто нет производственных мощностей для того, чтобы строить корветы и для Украины. С другой стороны, корвет состоит из двух основных частей — корпуса и вооружения. Выбор российских вооружений для украинского корвета не рационален, так как они проигрывают в сравнении с французскими образцами.

Эксперт совершенно прав. Стоимость российского корвета «Сообразительный» практически идентична цене украинского корвета с французским вооружением. Но Украина уже сейчас должна подписывать контракты на поставку западных вооружений для корветов, а денег для их оплаты нет.

Зато на украинском юге в достатке те самые производственные мощности, которых так не хватает российским партнерам. Основная кораблестроительная база Союза расположена здесь — и она деградирует без большой работы.

Объявлено, что «Российская государственная Объединенная судостроительная корпорация» уже в этом году получит 50% Черноморского судостроительного завода в Николаеве, где строились советские авианесущие крейсера.

— Сейчас завод находится в тяжелейшем состоянии, он без заказов, и загрузить его можно только благодаря совместной программе России и Украины, — сказал глава ОСК Роман Троценко. Завод действительно способен построить украинские корветы — но теперь по российскому заказу и с российским оружием. Кроме того, корпорация готова работать на заводе «Море» в Феодосии, херсонском государственном предприятии «Паллада» и николаевском газо-турбинном производстве «Заря-машпроект».

Вряд ли без этих традиционных кораблестроительных активов будет реальной долгосрочная программа развития военного и гражданского судостроения РФ, разработку которой потребовал завершить до конца года президент Дмитрий Медведев.

Рабочие Черноморского судостроительного завода в украинском городе Николаев ждут прихода России. Целые бригады подписывают обращение в поддержку «Объединенной корпорации». Они требуют, чтобы акции завода по решению суда были возвращены государству, а затем переданы в российский государственный холдинг. Корабелы недовольны результатом деятельности структур, подконтрольных российско-украинскому олигарху Вадиму Новинскому.

— Вместо наращивания производства начались массовые сокращения рабочих и длительные задержки зарплаты. А с предприятия сразу же начали распродавать роботизированную технику, станки с числовым программным управлением, резать оборудование на металлолом", — рассказал о положении дел на заводе бригадир судосборщиков и сварщиков Анатолий Кузонов.

— Несмотря на постоянные напоминания профсоюза, Новинский так и не удосужился ликвидировать накопившийся за предыдущие годы 10-миллионный долг по зарплате двум с половиной тысячам заводчан, — подтверждает слесарь Николай Миронюк.

— В соответствии с инвестиционными обязательствами, численность работающих на предприятии должна была составить не менее 3000 человек, но на июнь их было лишь 1840. Как же в таких условиях предприятие сможет выполнять государственный заказ на строительство серии корветов для ВМСУ? — задает вопрос председатель комитета спасения ЧСЗ Игорь Овдиенко.

Естественно, оставшимся на территории Украины верфям требуется дорогостоящая модернизация, чтобы быть задействованными для обновления российского флота. Оборудование устарело, опыт потерян. По сути, России предлагают построить новое производство, используя незамерзающие бухты и территорию украинского Причерноморья. Иными словами, вернуть себе главные корабельные стапели Империи.

Именно ради этого стоит забрать никому не нужный крейсер «Украина», якобы обменяв его на корветы. Неважно, чтобы достраивать крейсер или попросту распилить «на иголки».

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня