18+
четверг, 8 декабря
Экономика

Русская «Ласточка» полетит не хуже немецкого «Сапсана»

РЖД покупает у Siemens 240 электричек Desiro за 2,2 миллиарда евро

  
70

В ходе визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Екатеринбург подписан контракт между РЖД и Siemens на поставку 240 электропоездов серии Desiro Российским железным дорогам. По информации Bloogberg, сумма сделки оценивается в 2,2 млрд евро.

Кстати, в мае РЖД уже подписала с немецким производителем соглашение на поставку 54 пригородных поезда Desiro к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, сумма сделки 580 млн долларов. Согласно заключенному контракту, все поставляемые электропоезда Desiro должны собираться в России.

В январе-мае 2011 года будет завершена работа по созданию совместного предприятия, которое будет выпускать в России электропоезда Desiro, сообщила в четверг, 15 июля пресс-служба Siemens. «Документ предусматривает выработку до начала осени 2010 года конкретных планов действий по созданию совместного предприятия с участием компаний Siemens и «Аэроэкспресс», а также по локализации производства электропоездов серии Desiro Rus, — передает сообщение пресс-службы инфолента «Взгляд».

Площадку для сборки российских Desiro, которые уже получили название «Ласточка», планируется выбрать до 20 августа, сообщил старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович. Однако, как заявлял ранее глава РЖД Владимир Якунин, в качестве наиболее вероятной площадки для производства Desiro рассматривается Татарстан. При этом ожидается, что к 2017 году 80% процентов комплектующих для новых поездов будут выпускаться в России, правда, объем инвестиций партнеров в проект пока неизвестен. Тем временем, РЖД в своем меморандуме уже подтвердило намерение разместить на этом предприятии свой заказ на 1,2 тыс. вагонов. Соответствующий договор поставки будет заключен весной 2011 года.

Как пояснил заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов: «Аналогов поезду Siemens Desiro на сегодняшний день у нас в стране нет. В России вагоны электропоездов производят два завода: Демиховский и Торжокский. Несмотря на то, что эти заводы освоили производство новых электричек, так называемых „переходных моделей“, все равно отечественная продукция уступает Desiro по дизайну и комфорту для пассажиров».

И действительно, новые Демиховские электропоезда, которыми сейчас активно обновляется парк РЖД — это просто кошмар для пассажира, особенно нынешним жарким летом. Вроде бы, они должны быть оборудованы кондиционерами, но кто и когда их включает неизвестно. Для вентиляции в них существуют только щели-форточки, которые открываются почему-то лишь наполовину. И пассажиры отвечают на жуткие условия проезда бойкотом — увеличением числа безбилетников. «Я принципиально не плачу за электричку, потому что такие условия проезда, это дело принципа», — так считают большинство безбилетников.

Интересно, что станет с продукцией наших «доблестных» производителей электричек, в Россию прилетят тысячи «Ласточек». И еще интересней, что будет с самими заводами, а главное, с работниками этих предприятий, которые являются градообразующими — снова Пикалево. Так может, стоит разместить совместное предприятие именно там, на базе существующих заводов, а не в «дружественном» Татарстане?

Российские электрички давно устарели. Морально

По словам экспертов, в настоящее время парк электричек обновляется достаточно быстро: примерно пятая часть всех электропоездов на железных дорогах России достаточно новые — они были выпущены за последние пять лет. Но с точки зрения технической, это уже давно «морально устаревшие» поезда. Конечно, российские заводы потенциально могут выпускать технику, аналогичную Desiro, но для этого им нужно кардинально модернизировать саму производственную базу, а значит, нужны большие инвестиции. К тому же, на разработку новых моделей и испытания уйдет несколько лет, а к тому времени техника снова успеет устареть. Поэтому локализация производства зарубежных разработок и, таким образом, перенос передовых технологий в Россию — гораздо более подходящий вариант.

— Электропоезда компании Siеmens серии Desiro Rus адаптированы к нашим условиям, — пояснил «СП» заведующий лабораторией электротранспорта ВНИИЖТ Дмитрий Кирюшин. — Эта модель, в первую очередь, предназначена для Олимпиады в Сочи, где условия их эксплуатации будут достаточно сложные. Во-первых, это морской влажный климат, а во-вторых, крутой угол подъема в горы. Электропоезда рассчитаны не только на высокие температуры на побережье, но и на низкие температуры — минус 40−50 градусов — в горах.

«СП»: — Кстати, почему наши электрички не рассчитаны на жару, не имеют даже вентиляции?

— Открою вам секрет: система вентиляции, так же как и отопления, у нас в обязательном порядке есть абсолютно в каждой электричке — без этого ни один электропоезд просто не получит сертификат и его не выпустят на линию. А почему ее не включают — об этом надо спрашивать в РЖД. Правда, однажды, когда я ехал в электричке, машинист объявил пассажирам: «Закрывайте окна, я включу вентиляцию». И она заработала.

«СП»: — Конечно, подобных недостатков у немецких электропоездов не будет?

— Они оснащены системой микроклимата, там установлены кондиционеры. Так что людям, которые станут ими пользоваться, будет не в пример комфортнее. Но 240 электропоездов, которые фигурируют в информации СМИ, это очень мало — Россия большая…

А стоят они недешево. По оценкам экспертов, один вагон Desiro окажется намного дороже, чем российский вагон электрички, разница в стоимости может составить порядка 10 млн рублей. Однако, по мнению экспертов, учитывая, что сравниваемые поезда из разных «поколений», цена Desiro вполне обоснована.

Регионы не хотят оплачивать «прочие расходы» РЖД

В связи с этим возникает вопрос: по карману ли нам такое удовольствие. Ведь, как заявил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых, компания ожидает в 2010 году 30 млрд рублей убытка от пригородных пассажирских перевозок. Он также отметил, что у РЖД на сегодняшний день есть два поручения — от президента и от премьера, вывести с 2011 года пригородные перевозки на безубыточность. По его словам, пока эти убытки покрываются перекрестным субсидированием за счет грузовых перевозок, но по закону половину их должны компенсировать регионы. «Сейчас мы ведем переговоры с регионами о возмещении убытков за пригородные пассажирские перевозки», — заявил Верховых.

Впрочем, как утверждают специалисты инфраструктурного портала InfraNews, эти убытки весьма специфические. Они проверили ряд документов, которые РЖД и местные пассажирские компании предъявляют администрациям регионов на компенсацию убытков. Особое внимание привлекла одна строка под названием «прочие расходы», в расходной части которой более 50% всех средств, затраченных компаниями на пригородные пассажирские перевозки. А когда администрации Псковской, Лениградской, Нижегородской областей, Ставропольского края спрашивают у РЖД как ее «расшифровать», им сообщают, что это коммерческая тайна. И добавляют, что специалисты РЖД, дескать, уже подготовили «экономически обоснованное наполнение» этого расходного пункта.

На самом деле, все эти потери от бестолковой работы управленцев и диспетчеров РЖД, плюс, завышенные сметы «аутсорсеров» — местных пассажирских компаний, и прочие неэффективные для государства схемы, считают специалисты. На их обвинения в подтасовке финансовой отчетности и в том, что бывший руководитель аудитора РЖД стал ее главным финансистом — вице-президент компании Михаил Акулов совершенно спокойно заявил, что он не считает подобное «подлогом». Хотя в любой другой стране мира проверяющий не может без ущерба для репутации перейти на работу к проверяемому. Видимо подлогом не считаются и приписки к отчетности по расходам на пассажирские перевозки, констатирует InfraNews.

Убыточность пригородного комплекса нужно рассматривать с точки зрения того, кто должен платить за перевозки — пассажир или государство — и в какой пропорции. Сегодняшние убытки вызваны тем, что пассажир, покупая билет, не может покрыть все расходы на его перевозку, а государство не хочет компенсировать разницу, считает Олег Трудов. Но обеспечение транспортных потребностей населения — одна из задач государства, и именно от него зависит, каким будет качество пригородных перевозок. По мнению эксперта, при выделении субсидий в достаточном объеме убытков у перевозчиков не будет.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня