Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

На Батьку у Латвии надежды больше нет

Но почему-то она есть на сострадание Москвы и на российский транзит

5612

Латвия обнародовала ужасные показатели перевалки в своих портах за 10 месяцев. В Рижском порту она сократилась на 27,5%, в Вентспилском — аж на 40,8%, в Лиепайском — на 10,5%. При этом Клайпедский порт даже на фоне пандемии почти ничего не потерял - перевалил на 0,7% грузов меньше, чем за тот же период прошлого года.

То есть Александр Лукашенко пока не выполнил обещание, данное во гневе за поддержку Вильнюсом протестов в Белоруссии, — переориентировать белорусские грузы с литовского порта на другие, на российские по умолчанию.

Ну не в Латвию же, как он обещал до попытки «цветной революции» в своей стране, обидевшись на Литву, которая сопротивлялась строительству и вводу в строй Белорусской АЭС. Да и сейчас сует палки в колеса белорусской атомной телеге, уговаривая Европу, ту же Латвию напрочь отказаться от электроэнергии этой станции.

Рига вместе с Вильнюсом и Таллином безоговорочно поддержала протесты против Лукашенко, а Литва к тому же активнее всех, но белорусский воз калийных удобрений так и остался там — в Клайпеде, а это почти 30% перевалки в литовском порту. Шило на мыло Лукашенко пока не поменял, нет смысла, но и на Россию, которой клянется в дружбе, свой транзит почему-то не переориентировал.

А российские балтийские порты — абсолютные рекордсмены на Балтике. Да, пандемия немного подорвала грузопоток, но все равно потоки заметно больше, чем в Клайпеде. В литовском порту перевалка за 10 месяцев составила чуть больше 39 млн. тонн, а у лидера — порта Усть-Луга — немногим больше 85 млн. тонн, что на 2,8% меньше прошлогоднего. При том, что Усть-Луга продолжает строиться, развиваться. То есть перспективы еще круче.

В Санкт-Петербургском порту падение — на 1,3%, перевалка составила больше 49 млн. тонн, в порту Приморск у Финского залива падение - на 19,4%, перевалка почти 42 млн. тонн. Эти три порта и стали лидерами на Балтике, а клайпедский — четвертый.

В Рижском, Вентспилсском и Лиепайском портах объемы перевалки вообще теперь смешные по сравнению с лидерами — соответственно 19 млн. тонн, около 11 млн. тонн, чуть больше 5 млн. тонн. И это несмотря на объявление бывших владельцев Рижского и Вентспилсского портов плохими управленцами и отъем их имущества в пользу государства. Но и государственные управленцы не справились с задачей.

Читайте также
Турция шагает широко. Что делать России? Как в нынешней ситуации выстраивать отношение с Анкарой

Как происходило падение перевалки и поступлений в бюджет, так и происходит. Потому что причина в ином — в катастрофическом падении российского транзита. Латвийский премьер Кришьянис Кариньш, рассуждая о причинах плохих результатов в транзитной сфере, заявлял, что следовало лучше подготовиться к снижению грузопотока. «Уже много лет известно о развитии Россией своих портов. К чему следовало готовиться и портам Латвии. К сожалению, этого не произошло», — сказал он.

Однако дело не только в этом, но и в длинном языке местных политиков, поливающих нашу страну помоями, в дискриминации русского населения Латвии, в преследовании правозащитников. С какой стати Россия должна сопереживать и помогать такому партнеру? Тот транзит, который остался в Латвии, — пока только вынужденный, но и он скорее всего уйдет в наши порты.

И непонятно, с чего это вдруг латвийские чиновники решили, что Москва все же может обратить свой сострадательный взор на Ригу и станет наносить ущерб экономике России, чтобы поддержать страну, которая плюет в нам в лицо?

Министерство сообщения Латвии в лице заместителя госсекретаря ведомства Улдиса Рейманиса направило сопредседателю транспортной рабочей группы Россия-Латвия Юрию Петрову письмо, в котором указало на проблемы таможенного оформления, из-за чего катастрофически сокращается объем грузов.

«На протяжении многих лет плодотворное сотрудничество Латвийской и Российской железных дорог показывало синергию транспортных отраслей наших государств, а порты и терминалы Латвии зарекомендовали себя как надежные и стабильные партнеры для грузоотправителей Российской Федерации», — говорится в послании в Москву.

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс объяснил позицию своей страны, отметив заинтересованность в том, «чтобы наша инфраструктура была загружена, поэтому делаем все возможное по различным каналам, чтобы эти планы осуществились». «Это наша общая потребность, потребность латвийского государства — обеспечить инфраструктуру Латвийской железной дороги работой. И мы заинтересованы в каждой тонне грузов, которая может пойти через Латвию или в Латвию», — сказал он.

Пойдет ли Москва навстречу? В нынешней геополитической ситуации, в атмосфере информационной, экономической, идеологической, политической, моральной войны Запада, включая Латвию, с Россией — вряд ли. С чего бы вдруг?

Читайте также
Санду согласилась, что Приднестровье — не Молдавия Что стоит за отказом Кишинева платить по долгам за российский газ

Член Совета Федерации, автор аналитической программы на ТВЦ «Постскриптум» Алексей Пушков высказал свое мнение в телеграмм-канале. «Не так давно посол Латвии в Москве написал письмо на канал ТВЦ, в котором критиковал мою программу за сгущение фактов и доказывал, что дела с загрузкой мощностей рижского порта и железных дорог обстоят не так уж плохо, и даже хорошо, несмотря на сокращение грузопотока из России, — написал политик. — Теперь выясняется, что «Постскриптум» с его скептической оценкой был ближе к истине.

Латвия так упорно, настойчиво и демонстративно рвала все связи с Россией, с таким упоением нападала на нас в ОБСЕ и ПАСЕ, так увлеченно вкладывалась в любую затею западного альянса, нацеленную на ухудшение отношений с Москвой, что Россия должна была на это отреагировать — и начала реагировать задолго до украинского кризиса.

На что рассчитывали в Риге — непонятно. Полагаю, просто не думали о последствиях своей политики и риторики. И получили то, что не могли не получить. Если же у латвийских министров и экономистов есть вопросы, пусть адресуют их главе МИД Латвии — горячему стороннику политической войны с Россией. Может быть, он найдет грузы для латвийских железных дорог и рижских портов"…

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня