18+
четверг, 8 декабря
Экономика

Танец за 152 миллиона

При строительстве Волгоградского «пляшущего» моста растрачено 1,5 млрд бюджетных рублей

  
287

Счетная палата пришла к выводу, что при строительстве моста в Волгограде, который уже получил в народе наименование «танцующего», были допущены прямые финансовые нарушения на сумму 152 млн рублей, и еще почти 1,5 млрд затраченных средств под сомнением, сообщил глава ведомства Сергей Степашин в среду, 28 июля на встрече с президентом Дмитрием Медведевым.

Впрочем, почти такую же сумму — 150 млн рублей, называла прежде волгоградская Счетная палата. Но на сей раз заявление Степашина звучит более конкретно: «Мы вышли на прямые финансовые нарушения на сумму 152 млн рублей, это нецелевое использование бюджетных средств».

Кроме того, проверяющими СП выявлено «удорожание проекта почти на 1,5 млрд рублей». «Оно связано с тем, что людям, которые отселялись с мест, где строился мост, просто давали непросчитанные деньги. Сегодня мы эту сумму инкриминируем администрации Волгоградской области», — передает слова Степашина агентство РИА «Новости». Глава СП напомнил, что 9 млрд из 13 млрд рублей пошли на строительство моста из федерального бюджета, а остальные были добавлены местной администрацией.

Материалы проверки СП — документы, акты и отчеты, уже направлены в следственные органы и Генеральную прокуратуру, сообщил Степашин. Он считает, главная причина в том, что этот мост в Волгограде строился 13 лет, однако вся окончательная документация была утверждена только в 2007 году. «Строили, как могли, потому и пляшущий мост», — сделал вывод председатель СП.

Хроника пикирующего моста

Мост через Волгу был торжественно открыт в сентябре 2009 года, и в зимний сезон функционировал вполне нормально. Но весной вдруг начал «приватный танец». В результате 20 мая он был закрыт из-за колебаний проезжего полотна: очевидцы происшествия наблюдали волны амплитудой до одного метра. Вечером того же дня было полностью запрещено и прохождение судов под мостом.

Однако уже 22 мая, после завершения ультразвуковых исследований всех сварочных швов моста, прошли испытания конструкций мостового перехода транспортной нагрузкой. По мосту прошла колонна груженых щебнем КАМАЗов, вес каждого из которых составлял 20 тонн. По словам экспертов, нагрузка соответствовала схеме испытаний, аналогичных проходящим при сдаче моста в эксплуатацию.

На основании результатов испытаний комиссия, которая была создана по распоряжению губернатора, подписала акт, подтверждающий, что мост в исправном состоянии, и его можно начинать эксплуатировать с проектной нагрузкой.

Но 25 мая по мосту было разрешено лишь движение легкового транспорта. Как объявили тогда местные власти, полностью движение по мосту будет восстановлено только после завершения всех экспертных работ. Одними из первых за экспертизу конструкции моста взялись специалисты института «ИМИДИС».

— С точки зрения технической, конструкция моста полностью соответствует действующим нормам, — пояснил «СП» главный специалист института «ИМИДИС» Борис Кришман. — Другое дело, что эти технические нормы были составлены на основании предыдущего опыта, а ничего подобного прежде не случалось. То, что висячие мосты могут колебаться от ветра, было известно давно. Достаточно вспомнить известный случай в Америке в 40-х годах прошлого века, когда Токомский мост был раскачан не самым сильным ветром до разрушения. После этого специалисты серьезно занялись аэродинамикой висячих мостов. Что же касается жестких балочных конструкций, к которым относится Волгоградский мост, то их колебания не отмечены ни в одном исследовании. Вихревой резонанс балочного моста — это аномальное явление.

Что же касается связи между конструкцией моста и финансовыми махинациями, то она не прослеживается. Все, что было положено по проекту, все было построено, и никаких недоделок на 150 млн там нет. Все заложенное по смете есть в реальности, и ни один проектировщик не станет нарушать технический проект. Расчетная толщина листов дорожного покрытия моста выдержана в пределах допустимого. И если финансовые нарушения имели место, то на конструкции моста они не отразились, — утверждает эксперт.

Дело в трубе

Движение грузового транспорта по мосту через Волгу в Волгограде планируется открыть 1 августа текущего года, после получения результатов аэродинамической экспертизы, которую проводят специалисты ЦАГИ имени Жуковского, сообщил губернатор региона Анатолий Бровко в понедельник, 26 июля.

«Я думаю, что эти испытания будут положительными, и после заключения соответствующей комиссии мы планируем с согласованием министра транспорта России разрешить проезд грузового транспорта. Осталось ждать немного», — заявил Бровко.

Между тем, президент Медведев дал указание довести это дело до конца. «Мы не можем сохранять объект без технических улучшений, если он грозит обвалиться. Если экспертиза придет к выводу, что все нормально и он будет служить, тогда, пожалуйста. Но я думаю, что сейчас ни одна экспертиза это на себя не возьмет, особенно после тех выводов, о которых вы говорите», — сказал президент в беседе с председателем СП.

Однако, судя по информации на сайте ЦАГИ от 27 июля, испытания моста в аэродинамической трубе уже завершены. Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ) по результатам исследований установили, что причиной колебаний знаменитого «танцующего» моста в Волгограде стал ветровой резонанс. Как сообщил начальник профильного отделения ЦАГИ Александр Дзюба: «Для исправления ситуации потребуется внести в аэродинамические формы моста незначительные изменения, которые не позволят ветровым нагрузкам резонировать с естественными колебаниями конструкции».

В ходе испытаний в цаговской аэродинамической трубе продувался, конечно, не сам Волгоградский мост, а его макет. Кроме того, было проведено продувание макета усовершенствованной конструкции с обтекателями, которые по завершении исследований планируется установить на фасад пролетного строения, а также перильные и фасадные ограждения моста для предотвращения колебаний в дальнейшем, сообщили специалисты института.

В общем, как рассудил Медведев: «Следственные органы путь разбираются с виновниками, ну а администрация пусть думает, каким образом укреплять мост». По его словам, главное, чтобы этот мост был надежным.

Фото [*]

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня