Экономика

Экономика 2011−2013: три года на голодном пайке

Бюджет становится военно-полицейским

  
152

Правительство России утвердило основные характеристики трехлетнего бюджета на 2011−2013 годы. По словам премьер-министра Владимира Путина, главная задача российской «плановой» экономики в этот период — вернуться к сбалансированному бюджету. Однако, прикинув доходы и расходы, правительство пришло к неутешительному выводу, что дефицит бюджета удастся ликвидировать лишь в 2015 году, да и то, только если к этому времени нефть подорожает до 82 долларов за баррель.

Главный положительный момент нового бюджета — правительство, наконец-то, осознало объективную реальность и отказалось от тотального наращивания расходов.

— Правительство выбрало, если не самый жесткий, то очень жесткий вариант сокращения бюджетных расходов, что, несомненно, скажется на динамике экономического роста в ближайшие годы, — констатирует директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. Объем популистских, предвыборных расходов, на удивление, крайне невелик — похоже, власть окончательно уверилась в полной пассивности большинства электората и в том, что «не важно как голосуют; не важно как считают; важно — что напечатают в протоколе».

Однако другие эксперты считают, что в выборные годы власть обязательно пойдет на «внеплановое» повышение социальных расходных статей. И подтверждением тому уже объявленное Путиным дальнейшее повышение доходов основного электората — пенсий для пенсионеров еще на 9%.

Военно-полицейский бюджет

Что же нас ждет в ближайшем будущем? Планируется, что доходы федерального бюджета в 2011 году составят 8,6 трлн рублей, или 17,4% ВВП, расходы — 10,4 трлн рублей, или 20,9% ВВП, дефицит бюджета снизится до 3,6% ВВП и составит 1,8 трлн рублей. Необходимость сокращения дефицита вынуждает правительство снижать расходы, поэтому, хотя в абсолютных величинах они вырастут, по отношению к ВВП все же снизятся. Но сокращаться по отношению к ВВП будут и доходы — до 16,5% в 2012 и 16,1% в 2013 году.

Главная бюджетная статья — социальные расходы в 2013 году снизятся до 5,7% ВВП против 7,5% в нынешнем. Также уменьшатся затраты на содержание госаппарата, экономику, ЖКХ, образование и здравоохранение. Расходы на федеральные целевые программы после 19-процентного роста в следующем году (из-за запуска пяти новых программ), затем начнут снижаться — на 8,1 и 5,3% в 2012 и 2013 годах. Исключением станут лишь затраты на национальную оборону, которые в течение трех лет вырастут до 2 трлн рублей, или 17,2% ВВП.

В связи с этим Алексашенко считает, что Бюджет-2011 «носит откровенно военно-полицейский характер — ощутимо растут только расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность». Но если все остальные расходы снижаются, почему же не исчезает бюджетный дефицит?

— Дефицит бюджета, который справедливо беспокоит Минфин, сформировался из-за дисбаланса доходов и расходов пенсионной системы, плюс дополнительных расходов на повышение пенсий, которые взялось профинансировать государство, — поясняет Сергей Алексашенко. — По сути дела, мы имеем системный, структурный дефицит федерального бюджета, равный в текущем году трансферту в Пенсионный фонд. В такой ситуации, очевидно, что без решения проблемы дефицита пенсионной системы, вменяемую бюджетную политику проводить не удастся. Понятно, что говорить о повышении пенсионного возраста до выборов запрещено, поэтому Минфину приходится идти на резкое сокращение всех остальных расходов как доли в ВВП. В итоге общее сокращение расходов на 2011 год запланировано в объеме 2% ВВП.

Получилось, что нарастив в 2008—2010 годах выплаты населению и столкнувшись с резким падением доходов и появлением структурного дефицита, правительство, решив ограничить дефицит бюджета, не нашло иного способа, кроме как резко сократить тот самый публичный спрос на товары и услуги, который в любой экономике играет важную роль. Влияние такой бюджетной политики на темпы экономического роста в ближайшие годы окажется весьма ощутимым, — прогнозирует эксперт.

Проектируя бюджет, власти исходили из темпов роста экономики России на уровне 3,4% в 2011 году, 3,5% в 2012 и 4,2% в 2013 году. Курс национальной валюты прогнозируется на уровне 29,3 рубля за доллар в 2011 году, 28,4 - в 2012 и 27,9 — в 2013 году. Цены на нефть предполагаются на уровне 75 долларов за баррель в 2011 году, 78 - в 2012 г и 79 — в 2013 году.

Между тем, по прогнозам Всемирного банка, в 2011 году рост экономики России составит 4,8%, а цена на нефть достигнет 78 долларов за баррель уже в 2010 году. Однако ВБ считает, что впоследствии цена нефти опустится до 74 долларов за баррель. В связи с этим, России стоит уже сейчас начать сворачивать антикризисные фискальные меры, а в последующие два года ускорить этот процесс, считают эксперты МВФ.

«Больше всего нас беспокоят проблемы бюджета. Россия приняла огромные бюджетные стимулы в объеме почти 10% ВВП, для того чтобы смягчить воздействие кризиса. Теперь стране потребуется отменить эти бюджетные стимулы, когда циклические условия в экономике нормализуются, и увеличится спрос частного сектора, — цитируются в докладе слова главы миссии МВФ по России Пола Томсена. — Поскольку большая часть стимулов уже приняла форму постоянных мер, особенно более высоких пенсий, продвижение давно застопорившихся реформ в государственном секторе будет иметь важное значение для предотвращения нового перегрева и быстрого повышения реального курса рубля». Также директор МВФ выразил сожаление в связи с недавно принятым дополнительным бюджетом и предостерег относительно принятия других дополнительных расходов бюджета нынешней осенью.

Хронический дефицит доходов

Тем временем, по прогнозу правительства, новые налоговые меры принесут в бюджет более 1,3 трлн рублей за три года. Только индексация ставок НДПИ на газ и нефть пополнит бюджет на 406 млрд рублей, рост акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты добавит 414,3 млрд, а введение 10% пошлины на экспорт меди — 22,8 млрд рублей.

Сильно рассчитывает правительство на доходы от приватизации. Если в 2010 году они составят всего 7 млрд рублей, то во все остальные годы бюджет будет зарабатывать на продаже госимущества примерно по 300 млрд рублей. Напомним, что Минфин уже согласовал с Минэкономразвития продажу пакетов акций 11 крупных госкомпаний, среди которых бумаги «Сбербанка», ВТБ, «Россельхозбанка», ФСК, «Транснефти», «Объединенной зерновой компании» и «Росагролизинга». А после 2013 года могут быть приватизированы РЖД и АИЖК, обещал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

В рамках приватизации будут использованы как IPO, так и продажа стратегическим инвесторам, уточнила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. «Приватизация должна носить не только фискальный характер и не столько приносить доходы в бюджет, приватизация для нас — это возможность повлиять на структуру российской экономики, — заявила Набиуллина. — Мы заинтересованы в развитии конкуренции, развитии частного сектора, а доля государства должна падать».

Помимо покрытия дефицита бюджета из Резервного фонда (242 млрд рублей) и Фонда национального благосостояния (5 млрд рублей), власти планируют выходить на рынок внешнего займа. В итоге госдолг России вырастет с 11% в 2011 г до 16,3% в 2013 году. Таким образом, за три года Минфин планирует увеличить госдолг вдвое — до 10 трлн рублей, при этом только на внешнем рынке Россия собирается занимать по 7 млрд долларов ежегодно.

В результате, расходы на обслуживание долгов в 2010 году обойдутся казне в 280,3 млрд рублей, в 2011 — в 386,2 млрд, в 2012 — в 505,2 млрд, а в 2013 г. — уже в 584,8 млрд рублей. Еще одна растущая расходная статья бюджета — покрытие дефицита Пенсионного фонда. Несмотря на увеличение фонда оплаты труда, Пенсионный фонд получит от бюджета в 2011 году 1,8 трлн рублей, в 2012 — 2 трлн, и в 2013 — 2,2 трлн рублей.

Трехлетний бюджет 2011−2013 годов — это бюджет компромиссов, констатирует экономист из Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Правительство не отказывается от своих прежних социальных обязательств, но не будет индексировать эти расходы, в целом, это отказ от бюджетной политики, когда расходы растут пропорционально ценам на нефть, считает эксперт. А увеличение госдолга и затрат на его обслуживание — переход к новой парадигме покрытия дефицита. Но в принципе, российский бюджет остается прежним — он полностью зависим от мировых цен на сырье.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня