18+
воскресенье, 11 декабря
Экономика

Экономика 2011−2013: три года на голодном пайке

Бюджет становится военно-полицейским

  
118

Правительство России утвердило основные характеристики трехлетнего бюджета на 2011−2013 годы. По словам премьер-министра Владимира Путина, главная задача российской «плановой» экономики в этот период — вернуться к сбалансированному бюджету. Однако, прикинув доходы и расходы, правительство пришло к неутешительному выводу, что дефицит бюджета удастся ликвидировать лишь в 2015 году, да и то, только если к этому времени нефть подорожает до 82 долларов за баррель.

Главный положительный момент нового бюджета — правительство, наконец-то, осознало объективную реальность и отказалось от тотального наращивания расходов.

— Правительство выбрало, если не самый жесткий, то очень жесткий вариант сокращения бюджетных расходов, что, несомненно, скажется на динамике экономического роста в ближайшие годы, — констатирует директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. Объем популистских, предвыборных расходов, на удивление, крайне невелик — похоже, власть окончательно уверилась в полной пассивности большинства электората и в том, что «не важно как голосуют; не важно как считают; важно — что напечатают в протоколе».

Однако другие эксперты считают, что в выборные годы власть обязательно пойдет на «внеплановое» повышение социальных расходных статей. И подтверждением тому уже объявленное Путиным дальнейшее повышение доходов основного электората — пенсий для пенсионеров еще на 9%.

Военно-полицейский бюджет

Что же нас ждет в ближайшем будущем? Планируется, что доходы федерального бюджета в 2011 году составят 8,6 трлн рублей, или 17,4% ВВП, расходы — 10,4 трлн рублей, или 20,9% ВВП, дефицит бюджета снизится до 3,6% ВВП и составит 1,8 трлн рублей. Необходимость сокращения дефицита вынуждает правительство снижать расходы, поэтому, хотя в абсолютных величинах они вырастут, по отношению к ВВП все же снизятся. Но сокращаться по отношению к ВВП будут и доходы — до 16,5% в 2012 и 16,1% в 2013 году.

Главная бюджетная статья — социальные расходы в 2013 году снизятся до 5,7% ВВП против 7,5% в нынешнем. Также уменьшатся затраты на содержание госаппарата, экономику, ЖКХ, образование и здравоохранение. Расходы на федеральные целевые программы после 19-процентного роста в следующем году (из-за запуска пяти новых программ), затем начнут снижаться — на 8,1 и 5,3% в 2012 и 2013 годах. Исключением станут лишь затраты на национальную оборону, которые в течение трех лет вырастут до 2 трлн рублей, или 17,2% ВВП.

В связи с этим Алексашенко считает, что Бюджет-2011 «носит откровенно военно-полицейский характер — ощутимо растут только расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность». Но если все остальные расходы снижаются, почему же не исчезает бюджетный дефицит?

— Дефицит бюджета, который справедливо беспокоит Минфин, сформировался из-за дисбаланса доходов и расходов пенсионной системы, плюс дополнительных расходов на повышение пенсий, которые взялось профинансировать государство, — поясняет Сергей Алексашенко. — По сути дела, мы имеем системный, структурный дефицит федерального бюджета, равный в текущем году трансферту в Пенсионный фонд. В такой ситуации, очевидно, что без решения проблемы дефицита пенсионной системы, вменяемую бюджетную политику проводить не удастся. Понятно, что говорить о повышении пенсионного возраста до выборов запрещено, поэтому Минфину приходится идти на резкое сокращение всех остальных расходов как доли в ВВП. В итоге общее сокращение расходов на 2011 год запланировано в объеме 2% ВВП.

Получилось, что нарастив в 2008—2010 годах выплаты населению и столкнувшись с резким падением доходов и появлением структурного дефицита, правительство, решив ограничить дефицит бюджета, не нашло иного способа, кроме как резко сократить тот самый публичный спрос на товары и услуги, который в любой экономике играет важную роль. Влияние такой бюджетной политики на темпы экономического роста в ближайшие годы окажется весьма ощутимым, — прогнозирует эксперт.

Проектируя бюджет, власти исходили из темпов роста экономики России на уровне 3,4% в 2011 году, 3,5% в 2012 и 4,2% в 2013 году. Курс национальной валюты прогнозируется на уровне 29,3 рубля за доллар в 2011 году, 28,4 - в 2012 и 27,9 — в 2013 году. Цены на нефть предполагаются на уровне 75 долларов за баррель в 2011 году, 78 - в 2012 г и 79 — в 2013 году.

Между тем, по прогнозам Всемирного банка, в 2011 году рост экономики России составит 4,8%, а цена на нефть достигнет 78 долларов за баррель уже в 2010 году. Однако ВБ считает, что впоследствии цена нефти опустится до 74 долларов за баррель. В связи с этим, России стоит уже сейчас начать сворачивать антикризисные фискальные меры, а в последующие два года ускорить этот процесс, считают эксперты МВФ.

«Больше всего нас беспокоят проблемы бюджета. Россия приняла огромные бюджетные стимулы в объеме почти 10% ВВП, для того чтобы смягчить воздействие кризиса. Теперь стране потребуется отменить эти бюджетные стимулы, когда циклические условия в экономике нормализуются, и увеличится спрос частного сектора, — цитируются в докладе слова главы миссии МВФ по России Пола Томсена. — Поскольку большая часть стимулов уже приняла форму постоянных мер, особенно более высоких пенсий, продвижение давно застопорившихся реформ в государственном секторе будет иметь важное значение для предотвращения нового перегрева и быстрого повышения реального курса рубля». Также директор МВФ выразил сожаление в связи с недавно принятым дополнительным бюджетом и предостерег относительно принятия других дополнительных расходов бюджета нынешней осенью.

Хронический дефицит доходов

Тем временем, по прогнозу правительства, новые налоговые меры принесут в бюджет более 1,3 трлн рублей за три года. Только индексация ставок НДПИ на газ и нефть пополнит бюджет на 406 млрд рублей, рост акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты добавит 414,3 млрд, а введение 10% пошлины на экспорт меди — 22,8 млрд рублей.

Сильно рассчитывает правительство на доходы от приватизации. Если в 2010 году они составят всего 7 млрд рублей, то во все остальные годы бюджет будет зарабатывать на продаже госимущества примерно по 300 млрд рублей. Напомним, что Минфин уже согласовал с Минэкономразвития продажу пакетов акций 11 крупных госкомпаний, среди которых бумаги «Сбербанка», ВТБ, «Россельхозбанка», ФСК, «Транснефти», «Объединенной зерновой компании» и «Росагролизинга». А после 2013 года могут быть приватизированы РЖД и АИЖК, обещал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

В рамках приватизации будут использованы как IPO, так и продажа стратегическим инвесторам, уточнила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. «Приватизация должна носить не только фискальный характер и не столько приносить доходы в бюджет, приватизация для нас — это возможность повлиять на структуру российской экономики, — заявила Набиуллина. — Мы заинтересованы в развитии конкуренции, развитии частного сектора, а доля государства должна падать».

Помимо покрытия дефицита бюджета из Резервного фонда (242 млрд рублей) и Фонда национального благосостояния (5 млрд рублей), власти планируют выходить на рынок внешнего займа. В итоге госдолг России вырастет с 11% в 2011 г до 16,3% в 2013 году. Таким образом, за три года Минфин планирует увеличить госдолг вдвое — до 10 трлн рублей, при этом только на внешнем рынке Россия собирается занимать по 7 млрд долларов ежегодно.

В результате, расходы на обслуживание долгов в 2010 году обойдутся казне в 280,3 млрд рублей, в 2011 — в 386,2 млрд, в 2012 — в 505,2 млрд, а в 2013 г. — уже в 584,8 млрд рублей. Еще одна растущая расходная статья бюджета — покрытие дефицита Пенсионного фонда. Несмотря на увеличение фонда оплаты труда, Пенсионный фонд получит от бюджета в 2011 году 1,8 трлн рублей, в 2012 — 2 трлн, и в 2013 — 2,2 трлн рублей.

Трехлетний бюджет 2011−2013 годов — это бюджет компромиссов, констатирует экономист из Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Правительство не отказывается от своих прежних социальных обязательств, но не будет индексировать эти расходы, в целом, это отказ от бюджетной политики, когда расходы растут пропорционально ценам на нефть, считает эксперт. А увеличение госдолга и затрат на его обслуживание — переход к новой парадигме покрытия дефицита. Но в принципе, российский бюджет остается прежним — он полностью зависим от мировых цен на сырье.

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня