Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
14 сентября 2021 14:08

МС-21: Америка и Европа не дают взлететь «Иркуту»

Boeing и Airbus с плохо скрываемой угрозой взирают на расправляющий крылья русский самолет

24701
На фото: пассажирский самолет МС-21
На фото: пассажирский самолет МС-21 (Фото: пресс-служба Корпорации «Иркут"/ТАСС)

Теперь по салону МС-21 можно совершить экскурсию, правда, пока виртуально. Достаточно пройтись по ссылке, указанной на сайте «Ростеха», и можно оказаться даже в кабине пилота, которую в рамках совместного проекта с Life.ru показали россиянам впервые. Новость так и называется «Как выглядит самый современный российский авиалайнер изнутри».

Кстати, больше месяца назад лондонский портал Simple Flying ознакомил своих читателей со статьей «Преимущества более широкой кабины МС-21−300» после якобы экскурсии своего спецкора по самолету на авиасалоне МАКС-2021. Сумит Сингх, главред SF, позиционирующий себя как журналист, вхожий в святая святых таких авиакомпаний, как Qatar Airways, United Airlines, Аэрофлот и других, позитивно отозвался о «4 метрах и 6 сантиметрах» ширины «Иркута».

«Команды „Ростеха“ тщательно продумали дизайн кабины, чтобы учесть все факторы по всем направлениям, — пишет Сумит Сингх. — Например, бортовая система технического обслуживания передает подробную информацию о техническом состоянии оборудования самолета в канал передачи данных ACARS (Система связи, адресации и отчетности воздушных судов). Этот фактор уменьшает время простоя самолетов».

Читайте также
Рыбка нерка и золото показали, в чем Россия уступает Америке Рыбка нерка и золото показали, в чем Россия уступает Америке События на Аляске продемонстрировали — олигархат опасен для любого государства

Такая положительная оценка задела тамошнюю публику, дескать, как вообще можно хвалить русские самолеты. Справедливости ради, были и доброжелательные отклики. На форуме, посвященной этой публикации, разгорелся жаркий спор.

Рик Джи: «Как сертифицированный авиационный техник FAA, заявляю, что Boeing по-прежнему является золотым стандартом коммерческих и военных самолетов. Там инженерия и инновации являются лучшими в авиационной промышленности. От 707-го до 787-го Dreamliner, он был и всегда будет «иконой».

Николь: «Мс-21 выглядит великолепно, но подождем пару лет, прежде чем кто-то полетит на нем. Впрочем, то же самое происходит и с любым Boeing в наши дни, сначала хвалят, а потом куча проблем. Так что в обозримом будущем остается только Airbus».

@IgorMarinkovic: «Российская авиастроительная промышленность в настоящий момент похожа на стеклянные гробы. Посмотрим, что получится».

Элахи: «Молодец, Россия!».

А вот наши доморощенные юзеры «Иркут» в основном ругают последними словами. Мол, «это ведро с болтами, скрип как у НИВЫ точь-в-точь!!! Да на самом старом Boeing и то скрипов и непонятных стуков нет. А тут шум от двигателя такой, будто его в салон поставили. На взлёте, на Boeing, пилоты рвутся вверх и машина тянет, а это создание (МС-21) еле от земли отрывается и крайне медленно поднимается. Видно, что пилоты не рискуют».

Вообще, хулить свое, и хвалить американское у многих россиян, как говорится, не отнимешь. Типа, жизнь научила. Если посмотреть на авиационную хронику последних месяцев, и впрямь в России наблюдается самолетопад. В июне в Кемеровской области упал L-410, в июле в Томской области потерпел крушение Ан-28, в августе в Подмосковье разбился Ил-112 В, в сентябре на территории Иркутской области совершил жесткую посадку, приведшую к смертям, L-410.

И хотя речь идет о старых и в основном не российских самолетах, все равно тень падает и на новые лайнеры, в том числе находящийся в сертификации МС-21. Как бы там ни было, но практически независимые эксперты считают, что еще рано называть «Иркут» состоявшимся. Больше всего опасений вызывает двигатель ПД-14.

Если к лайнерам МС-21, оснащенных Pratt & Whitney PW1400G, в целом претензий нет, то о самолете с пермским турбовентилятором чаще всего говорят, как о коте в мешке. Надо понимать, что авиационный бизнес вообще ко всему новому в турбовентиляторном двигателестроении относится с очень большой долей скептицизма.

Примеров, когда что-то с движками идет не так, предостаточно. Например, неудачи с внедрением инновационных технологий вот уже несколько лет преследуют корпорацию Pratt & Whitney. В частности, серьезные проблемы наблюдались у двигателей GTF для A320neo, связанные с прогибом ротора турбины во время запуска. Вроде бы турбовентилятор прошел все виды испытания, но «болячки» одна за одной проявились в процессе эксплуатации.

Представители так называемых «старых» разработчиков Boeing на условиях анонимности сообщают о нежелании топ-менеджеров идти по пути принципиальных улучшений. В частности, один из членов этого сообщества, некий Pit, так охарактеризовал ситуацию в компании: «Когда-то Boeing был лучшим. Уже нет. Грустно видеть это безумие».

Речь идет о лайнере Y1, который разрабатывался с чистого листа, для замены 737 Next Generation, но проект и прототипы отправили в архив и на склад. Все просто: западный бизнес, контролирующий Boeing и Airbus, устраивает текущее положение дел. Их самолеты доминируют в мировом небе, значит, зачем что-то менять. А тем, кто хочет нарушить этот порядок, они незамедлительно бьют по рукам.

Собственно это и не скрывают топ-менеджеры авиационных гигантов. Так, Скотт Хэмилтон, руководящий кадр корпорации Boeing, на 20-й ежегодной конференции AirFinance, состоявшейся 23−25 января 2018 года, говоря о Boeing 737 MAX заявил: «Новая машина сохранила проверенные временем решения предшествующей модели 737 Next Generation (NG), которая поступила в эксплуатацию еще в 1998 году. MAX отличается обновленными двигателями LEAP-1B фирмы CFM International, улучшенной аэродинамикой и рядом передовых бортовых систем. Но по факту ничего нового».

Другими словами, недобросовестная конкуренция Запада в отношении России никуда не денется, тем более, что у «Иркута» с ПД-14 отсутствует история успеха. Когда наши чиновники утверждают, что МС-21 может занять до 10% мирового рынка в своем сегменте, слово «может» имеет очень размытые границы.

Читайте также
Европа молится на теплую зиму: "Газпром" заставит Германию закупать еще и валенки в России Европа молится на теплую зиму: «Газпром» заставит Германию закупать еще и валенки в России Американский СПГ на помощь не придет — он в Азии деньги делает

Мало сделать хороший самолет, его еще нужно оградить от грязных рук конкурентов, в том числе и российских бенефициаров контрактов с Boeing и Airbus. Последние, пожалуй, даже опаснее, чем зарубежные топ-менеджеры.

В этой связи ряд авиационных экспертов убежден, что русским самолетостроителям придется идти на непубличные и унизительные «договорняки» с компаниями Boeing и Airbus, которые уже поделили рынок между собой. Без откатов, само собой, не обойтись. Наверняка, европейцы и американцы обозначают для нас свои «красные линии».

В противном случае может повториться история десятилетней давности. Напомним, когда в апреле 2011 года началась эксплуатация «Суперджета», вокруг «русской машины» в хорошем смысле слова поднялся ажиотаж. Но в мае 2012 года во время показательного (демонстрационного) полета над Индонезией неожиданно для всех SSJ100 врезался в гору Салак (остров Ява).

Реальных причин катастрофы так и не назвали, свалив все на экипаж. Эти события на долгие годы поставили жирный крест на международных закупках Sukhoi Superjet 100 (без которых невозможно обеспечить качественное техобслуживание) и до сих пор позиционируются Западом как наглядный пример того, что русские не могут сделать хороший гражданский самолет.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня