18+
суббота, 10 декабря
Экономика

Жизнь пассажира оценили в 2 млн рублей

Правительство утвердило закон об обязательном страховании россиян на транспорте

  
3

Правительство утвердило законопроект об обязательном страховании на транспорте, который устанавливает компенсацию за гибель пассажира на любом виде транспорта в России в размере свыше 2 млн рублей. Как сообщил в четверг, 7 октября замминистра транспорта Сергей Аристов, законопроект направлен на утверждение депутатов в Госдуму.

По его словам, сейчас обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами официально существует только для авиации, а на других видах транспорта страхование было добровольным и предполагало, как правило, лишь небольшие компенсации. Новый закон оставляет вне рамок регулирования только частное такси, маршрутные такси под него тоже подпадают.

«Законопроектом для всех видов транспорта, кроме легковых такси, установлена сумма компенсаций: 2 млн 25 тысяч рублей в случае гибели пассажира, до 2 млн рублей — за причинение вреда здоровью в зависимости от тяжести вреда и до 23 тысяч рублей — за вред имуществу пассажира», — передает слова Аристова агентство «ПРАЙМ-ТАСС». Однако если это не обычная сумка командировочного, а ценный груз, то будет компенсирована стоимость утраченного или повреждённого, заявил замминистра. А предельную сумму выплатят в случае смерти пассажира, и кроме того, еще 25 тысяч рублей выплатят семье на его погребение.

Возмещение должно быть произведено страховой компанией в течение 30 дней со дня подачи полного пакета документов в компанию. А если на 31 день пострадавший не получил полагающиеся по закону выплаты, то штрафные санкции в законопроекте предусмотрены такие, что все перевозчики предпочтут не связываться, и отдать пассажиру полагающиеся деньги, считают чиновники. При этом в случае если пострадавшему потребуются предварительные средства, к примеру, на срочную операцию, то он сможет получить 100 тысяч рублей в течение трёх дней.

Деньги на бочку

Как заявил замминистра, особенность законопроекта в том, что все вопросы, касающиеся технических моментов при наступлении страхового случая, пассажира не касаются. Его дело — написать заявление и предоставить короткий список документов, а остальные детали «утрясают» между собой перевозчик и его страховая компания.

Причем, перевозчик при продаже билетов обязан проинформировать пассажира о своей страховой компании. Кстати, при причинении тяжкого вреда здоровью в обязанность перевозчика входит сообщить о случившемся его родственникам или другим «родственным душам». И хотя технически это один из наиболее трудноосуществимых пунктов обязанностей перевозчиков, но он будет работать, пообещал журналистам на брифинге Сергей Аристов.

Конечно, такая мера сегодня весьма актуальна, ведь уже не говоря о взрывах в метро, даже маршрутки в России сейчас переворачиваются едва ли не каждую неделю. Но вопрос в том, во что обойдётся экономике в целом и каждому пассажиру в отдельности столь резкое повышение выплат — с нынешних «обязательных» 12 тысяч до 2 млн рублей?

— Пока законопроект в Госдуму не поступал, поэтому могу комментировать только по сообщениям в печати, которые не вполне конкретны, — пояснил «СП» член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. — Но одно могу сказать точно: естественно, люди будут платить за билеты дороже, но если все это будет сделано грамотно и в пределах нормы, то будет вполне правильно. Потому что когда начинаются проблемы с дорожными происшествиями, компенсацию обещают заплатить какие-то местные или даже государственные власти, если эти проблемы серьезные, а это неправильно. Должна существовать какая-то единая мера стоимости компенсации в случае травм или смертельных случаев, которая действует на всей территории России, на всех видах транспорта. Но весь вопрос в том, какая стоимость выплат со стороны пассажиров будет заложена в билете, и как это будет администрироваться властью, — считает депутат.

По информации замминистра Аристова, сегодня самая дорогая стоимость страхования в цене билета на круизные морские лайнеры — 35 рублей, а в цене билета на метро она составляет 1 копейку. Видимо, поэтому выплату компенсаций пострадавшим во время последних взрывов в московском метро пришлось взять на себя столичному правительству, причем сумма выплат была намного ниже декларируемых 2 млн — всего 100 тысяч рублей «на брата».

Однако, по словам Аристова, за тем, чтобы перевозчики не перекладывали увеличившиеся страховые взносы на пассажиров, будут следить контрольные транспортные службы.

Закон страховщику — не указ

Но есть и другой вопрос: смогут ли люди реально получить причитающиеся им деньги, ведь судя по опыту, страховые компании в России не слишком торопятся платить застрахованным гражданам. Как заявил в ответ на это замминистра, законопроектом предусмотрено создание российского объединения страховщиков — наподобие ОСАГО, которые будут обслуживать исключительно пассажирские перевозки. И любой участник этого рынка должен будет сначала вступить в объединение, которое на взносы своих членов создаст фонд, и будет отвечать по обязательствам страховых компаний, если те окажутся банкротами.

— Как показывает опыт работы закона по ОСАГО, который, кстати, разработан вполне нормально, получить положенные страховые выплаты людям далеко не всегда удается, — констатирует Павел Медведев. — Компании-страховщики слишком часто объявляют себя банкротами, а выплата компенсаций порой затягивается на очень длительное время. Так что даже хорошо проработанный закон — вовсе не показатель его эффективности на практике. Как будет с этим законопроектом — посмотрим.

Есть и еще один спорный момент в бодрых заявлениях чиновников: по их словам, размер страховой выплаты «даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4−10 лет в случае его гибели, или для получения качественных медицинских услуг и услуг по восстановлению в случае повреждения здоровья». Хотя сейчас даже на 2 млн рублей с семьей десять лет не проживешь.

— Дело в том, что авторы законопроекта, скорее всего, считают по минимальной заработной плате россиянина или, еще хуже — по минимальному прожиточному уровню, — пояснил Павел Медведев. — А он, сами знаете, очень далек от реального положения вещей. Но и эти деньги, в принципе, смогут дать семье пострадавшего хоть какую-то фору — время на восстановление трудоспособности и так далее. Главное, чтобы семья смогла их своевременно получить…

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня