18+
четверг, 8 декабря
Экономика

Рубль — умирает. Да здравствует, «У. Е»!

В Москве торговцы, вопреки законодательству, уже переписывают ценники: с рублей на доллары, евро или «условные единицы»

  
32

«Иностранные» цены устанавливаются пока на рынке жилья, в сфере иностранного туризма, а также некоторыми продавцами иномарок. Причем, там, где это происходит, рублевые цены начинают расти ускоренными темпами. Например, в девелоперской компании ПИК цены на квартиры с 1 января устанавливаются в «у.е.», которые теоретически привязаны к бивалютной корзине, а на практике равны среднему арифметическому стоимости доллара и евро по курсу ЦБ на день оплаты. Поскольку в последние дни курсы американской и европейской валют стабильно растут, повышаются и цены квадратного метра, причем, заметно: вчера 1 кв. м стоил 141 251 руб., а сегодня — уже 143 287 руб.

В ДСК-1 рублевые цены доживают последние дни, со следующей недели они «позеленеют». На доллары уже перешли Mirax Group, «Капитал груп» и многие другие девелоперские компании — в основном, крупные.

Теоретически это противоречит российскому законодательству. Согласно действующему с 1 июля 2007 года закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей», цены на любые товары, реализуемые на территории России, должны указываться в рублях. Причем, не только на ценниках, но и в рекламе и прайс-листах. Но во-первых, в законе сказано «указываться», а не «устанавливаться». Во-вторых, там есть и оговорка: в случае необходимости цены могут дублироваться в иностранной валюте.

Конечно, если бы российская экономика оставалась сильной, а рубль — крепким, мы бы о том законе и не вспомнили. Но в нынешней ситуации, когда курс рубля падает уже ежедневно, переход некоторых цен с рублевых в валютные становится необходимостью. Например, цены на заграничные туры, где и за номер в отеле, и за прочие удовольствия нужно расплачиваться валютой. Или, скажем, на привозные иномарки, которые у завода-производителя закупаются вовсе не за рубли. Да и многие автомобили, собираемые на российской территории, тоже пока еще остаются на 80−90% «привозными» — ведь комплектующие для них по-прежнему изготавливаются за границей.

Однако, почему вдруг «иностранными» становятся жилые дома, строящиеся на российской земле, из российских кирпичей, панелей, бетона? Из-за «среднеазиатской» рабочей силы? Застройщики объясняют этот феномен запросами подрядчиков, которые еще с осени начали переходить на валютные контракты.

Удивительно, но товары класса люкс пока еще продаются, как правило, за рубли. Во всяком случае ведущая компания этого сегмента — Mercury (продает марки Giorgio Armani, Patek Philippe, Dolce & Gabbana, Prada, Tod’s, Rolex, Bulgari, Tiffany & Co., Chopard, автомобили Bentley, Ferrari, Maserati и др.) ценники еще не меняла и, как утверждает ее руководство, таких планов пока не строит. Отрадно, что на валютные контракты пока не перешли сотовые операторы.

Но начавшееся в других сегментах рынка «переписывание ценников» не так безобидно, как может показаться, ибо дополнительно разгоняет инфляцию. Так уж устроен рынок, что при любой смене валюты, в которой номинируется цена на товар, продавец прежде обязательно «округлит» новую цену в сторону повышения. А потом почешет в затылке — и накинет еще чуток, на всякий случай.

Это хорошо знает Европа, где переход на общую валюту в каждой стране ознаменовался мгновенным взлетом цен. В Испании, например, после ходовые продукты питания стали дороже на 5−6%. В Греции цены выросли в среднем на 10%, что вызвало акции протеста среди населения. Недовольство введением евро выражали и итальянцы, которые считают, что таким образом их цены удвоились. То же самое происходило в Германии, где потребители жаловались на практически стопроцентное удорожание товара.

Методы борьбы с этим злом каждая страна искала свои. Например, в Австрии было запрещено поднимать цены при переходе на евро. А в Италии, Испании и Германии наоборот старались сразу уравновесить стоимость товаров со среднеевропейским уровнем. В конце концов во всех странах еврозоны цены (и зарплаты) постепенно «уравновесились». И даже сегодня, в условиях кризиса эти страны живут при 2−3-процентой инфляции, считая ее чрезмерно высокой.

Но Россия — увы! — не Европа, у нас практически все рынки высокомонополизированные. А потому цены, как правило, лишь растут, но почти никогда не снижаются. К тому же отечественная торговля в своей основной массе не привыкла работать на малой марже и большом обороте, и частенько задирает цены на все и вся, даже рискуя потерей покупателей.

Сегодня есть опасность, что пример торговцев недвижимостью, автодилеров и турфирм может оказаться заразительным для их коллег с продовольственного рынка (заполняется импортом на 20−40%), рынка промышленных товаров (40−60% импорта) и так далее. Нестабильность в стране дойдет до высшего предела, а что потом?

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня