Экономика

Рубль — умирает. Да здравствует, «У. Е»!

В Москве торговцы, вопреки законодательству, уже переписывают ценники: с рублей на доллары, евро или «условные единицы»

  
37

«Иностранные» цены устанавливаются пока на рынке жилья, в сфере иностранного туризма, а также некоторыми продавцами иномарок. Причем, там, где это происходит, рублевые цены начинают расти ускоренными темпами. Например, в девелоперской компании ПИК цены на квартиры с 1 января устанавливаются в «у.е.», которые теоретически привязаны к бивалютной корзине, а на практике равны среднему арифметическому стоимости доллара и евро по курсу ЦБ на день оплаты. Поскольку в последние дни курсы американской и европейской валют стабильно растут, повышаются и цены квадратного метра, причем, заметно: вчера 1 кв. м стоил 141 251 руб., а сегодня — уже 143 287 руб.

В ДСК-1 рублевые цены доживают последние дни, со следующей недели они «позеленеют». На доллары уже перешли Mirax Group, «Капитал груп» и многие другие девелоперские компании — в основном, крупные.

Теоретически это противоречит российскому законодательству. Согласно действующему с 1 июля 2007 года закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей», цены на любые товары, реализуемые на территории России, должны указываться в рублях. Причем, не только на ценниках, но и в рекламе и прайс-листах. Но во-первых, в законе сказано «указываться», а не «устанавливаться». Во-вторых, там есть и оговорка: в случае необходимости цены могут дублироваться в иностранной валюте.

Конечно, если бы российская экономика оставалась сильной, а рубль — крепким, мы бы о том законе и не вспомнили. Но в нынешней ситуации, когда курс рубля падает уже ежедневно, переход некоторых цен с рублевых в валютные становится необходимостью. Например, цены на заграничные туры, где и за номер в отеле, и за прочие удовольствия нужно расплачиваться валютой. Или, скажем, на привозные иномарки, которые у завода-производителя закупаются вовсе не за рубли. Да и многие автомобили, собираемые на российской территории, тоже пока еще остаются на 80−90% «привозными» — ведь комплектующие для них по-прежнему изготавливаются за границей.

Однако, почему вдруг «иностранными» становятся жилые дома, строящиеся на российской земле, из российских кирпичей, панелей, бетона? Из-за «среднеазиатской» рабочей силы? Застройщики объясняют этот феномен запросами подрядчиков, которые еще с осени начали переходить на валютные контракты.

Удивительно, но товары класса люкс пока еще продаются, как правило, за рубли. Во всяком случае ведущая компания этого сегмента — Mercury (продает марки Giorgio Armani, Patek Philippe, Dolce & Gabbana, Prada, Tod’s, Rolex, Bulgari, Tiffany & Co., Chopard, автомобили Bentley, Ferrari, Maserati и др.) ценники еще не меняла и, как утверждает ее руководство, таких планов пока не строит. Отрадно, что на валютные контракты пока не перешли сотовые операторы.

Но начавшееся в других сегментах рынка «переписывание ценников» не так безобидно, как может показаться, ибо дополнительно разгоняет инфляцию. Так уж устроен рынок, что при любой смене валюты, в которой номинируется цена на товар, продавец прежде обязательно «округлит» новую цену в сторону повышения. А потом почешет в затылке — и накинет еще чуток, на всякий случай.

Это хорошо знает Европа, где переход на общую валюту в каждой стране ознаменовался мгновенным взлетом цен. В Испании, например, после ходовые продукты питания стали дороже на 5−6%. В Греции цены выросли в среднем на 10%, что вызвало акции протеста среди населения. Недовольство введением евро выражали и итальянцы, которые считают, что таким образом их цены удвоились. То же самое происходило в Германии, где потребители жаловались на практически стопроцентное удорожание товара.

Методы борьбы с этим злом каждая страна искала свои. Например, в Австрии было запрещено поднимать цены при переходе на евро. А в Италии, Испании и Германии наоборот старались сразу уравновесить стоимость товаров со среднеевропейским уровнем. В конце концов во всех странах еврозоны цены (и зарплаты) постепенно «уравновесились». И даже сегодня, в условиях кризиса эти страны живут при 2−3-процентой инфляции, считая ее чрезмерно высокой.

Но Россия — увы! — не Европа, у нас практически все рынки высокомонополизированные. А потому цены, как правило, лишь растут, но почти никогда не снижаются. К тому же отечественная торговля в своей основной массе не привыкла работать на малой марже и большом обороте, и частенько задирает цены на все и вся, даже рискуя потерей покупателей.

Сегодня есть опасность, что пример торговцев недвижимостью, автодилеров и турфирм может оказаться заразительным для их коллег с продовольственного рынка (заполняется импортом на 20−40%), рынка промышленных товаров (40−60% импорта) и так далее. Нестабильность в стране дойдет до высшего предела, а что потом?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня