18+
четверг, 19 октября
Экономика

ФАС взялась за королей бензоколонок

Антимонопольщики возбудят дела против всех компаний, занимающихся розничной торговлей нефтепродуктами

  
16

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил: «По данным мониторинга мы выявили 251 компанию, работающую в рознице, все они нарушают антимонопольное законодательство». И уточнил, что в этот список входят и все крупнейшие российские нефтяные компании.

Кроме того, глава ФАС не исключил, что в результате административных расследований будут возбуждены уголовные дела. Игорь Артемьев напомнил, что максимальный срок наказания в рамках дел такого рода — лишение свободы на срок до 7 лет.

Напомним, осенью прошлого года премьер-министр сделал публичное внушение руководителю ФАС Игорю Артемьеву за недостаточную активность в борьбе с монопольно высокими ценами на российских бензозаправках. После этого антимонопольщики возбудили целый ряд административных дел, в основном, против крупных нефтяных компаний. Вскоре последовали и реальные меры. Например, в декабре ФАС объявила размер оборотных штрафов для ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и «Газпром нефти» за злоупотребление доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. Штраф ЛУКОЙЛа составил 1,443 млрд рублей, а штраф «Роснефти» — 1,509 млрд рублей. А еще ранее компании ТНК-BP и «Газпром нефть» были наказаны соответственно на 1,1 млрд и 1,3 млрд рублей. Правда на днях Арбитражный суд Санкт-Петербурга отменил штраф, наложенный ФАС России на «Газпром нефть». Пытаются обжаловать в судах наложенные штрафы и другие нефтяные компании.

Об этой ситуации корреспонденту «СП» рассказал начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.

«СП»: — Сергей Анатольевич, антимонопольная служба еще не успела до конца разобраться с несколькими крупными компаниями, устанавливавшими монопольно высокие цены на бензин, а глава ФАС уже обещает привлечь к ответственности и всех остальных участников рынка, уличенных в таких же нарушения. Речь идет о сотнях предприятий…

— Все эти факты будут тщательно расследованы антимонопольной службой, и соответственно, будут приняты меры антимонопольного реагирования которые предусмотрены законодательством, поскольку в ряде случаев цена безусловно не соответствует рыночным элементам ценообразования, а имеет монопольную составляющую в том числе при розничной реализации нефтепродуктов. А сегодня в арбитражном суде Волгоградской области рассматривался иск «ЛУКОЙЛ Волгоград-нефтепереработка» к Федеральной антимонопольной службе по поводу наложения административного штрафа за монопольно высокую цену на топливо, которая складывалась на оптовых рынках в 2008 году.

«СП»: — Вы приехали поддержать территориально управление ФАС?

— Да, сейчас проводим совещание с местными антимонопольщиками по этому поводу. Процесс продолжается. Естественно, нынешнее разбирательство не исключает нового преследования компании, которая держит монопольно высокую цену и в 2009 году. Это будет самостоятельный процесс, который найдет свое завершение в привлечении виновных к административной ответственности. Мы уверены в том, что складывается монопольно высокая цена и готовы предоставить суду все необходимые доказательства.

«СП»: — В Волгоградской области ЛУКОЙЛ традиционно занимает доминирующее положение на топливном рынке…

— Если говорить об оптовой реализации, то ЛУКОЙЛ занимает доминирующее положение не только в Волгоградской области, но и в Российской Федерации — в составе группы крупных нефтяных компаний. Это коллективное доминирование на рынке реализации автомобильного топлива на территории РФ: ЛУКОЙЛ, Роснефть, «Газпром нефть» и ТНК-BP. Совместно они занимают доминирующее положение.

«СП»: — Совсем недавно были громкие процессы, которые воспринимались обществом чуть ли не как торжество справедливости, а теперь нарушители пытаются отыграть свои потери?

— В общей сумме на все эти нефтяные компании был наложен штраф свыше 6 млрд рублей. Это большие суммы даже для таких крупных предприятий. Поэтому компании, уличенные в нарушении антимонопольного законодательства, и понесшие за это наказание, пытаются обжаловать эти решения в судах. Сейчас такие процессы идут по всей стране. Один из таких процессов проходит здесь, в Волгограде, куда я приехал из Москвы для участия в судебном разбирательстве. Мы будем отстаивать нашу позицию.

«СП»: — Какова перспектива у новых дел, о которых сегодня заявил глава ФАС?

— Это будут отдельные административные дела, которые, после расследования, я уверен, найдут свое разрешение в крупных штрафах компаний. Если будет установлена монопольно высокая цена, то законом предусмотрен серьезный штраф в сумме от 1% до 15% от годового оборота компании.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского Топливного Союза:

— Заявление руководителя ФАС ничем не обосновано. Я даже не знаю, какими цифрами они оперируют, называя розничную цену бензина. Просто берут какие-то прошлогодние данные и выкладывают их общественности. А начиная с января, отпускные цены на топливо растут. Например, средняя отпускная цена в московском регионе на дизтопливо 12 января составляла 15 750 рублей за тонну, а на 3 февраля уже 17 750, бензин АИ -92 отпускали в январе по цене 12100, а сейчас 16750. Подорожал почти на четыре тысячи.

«СП»: — С чем связан этот рост цен, ведь нефть дешевеет?

— С 1 февраля снижены пошлины на продажу нефти на экспорт. Созданы благоприятные условия для экспорта, и все нефтяники бросились зарабатывать деньги. В то же самое время доллар вырос. В совокупности стали расти цены и на внутреннем рынке. Ситуация была прогнозируема. Так что все эти заявления, несколько неуместны, и розничные цены на бензин не опустятся. Они могут задержаться лишь до критического предела, а потом снова поползут вверх.

«СП»: — То есть снижения цен не будет?

— А как они снизятся, если вся страна живет за счет нефтянки? За счет налогов с нефтяной отрасли формируется бюджет. 70 процентов в цене одного литра это акцизы. Хотя конечно, если Владимир Владимирович Путин скажет продавать по 10 рублей, то тогда, конечно, все будут продавать бензин по 10 рублей. Вот только бюджет похудеет, ведь если сейчас в бюджет идет по 15 рублей с литра, то будет по 7. И вообще на прямой линии Путина люди спрашивали, почему у нас в стране так медленно снижается стоимость бензина? Что он ответил? Что таким образом мы как бы перераспределяем доходы, и граждане, имеющие авто, платят дополнительный налог.

Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов России «Свобода выбора»:

«СП»: — Как вы считаете, сумеет ли ФАС добиться снижения цен на бензин?

— Думаю, да. Ведь смогли же они заставить снизить оптовые цены. Например, бензин АИ-92 оптовики отпускают сейчас по 7 рублей с копейками. А на заправках он стоит почти в три раза дороже.

«СП»: — Тогда сколько на ваш взгляд должен стоить бензин?

-Я думаю, что на сегодняшний день с учетом стоимости на нефть цена не должна превышать 16 рублей за литр.

«СП»: — Но такая цена тоже почти в два раза превышает оптовые цены. Между тем в Америке бензин вместе с падением цен на нефть подешевел почти в три раза.

— У нас в стране бензин никогда не будет стоить как в Америке по одной простой причине — налоговые акцизы, налоговое бремя в американском топливе и в российском различаются ровно в два раза. То есть налоговое акцизное бремя в цене одного литра бензина в Америке это около 30 процентов, а у нас не менее 70 процентов и даже более. Только от топлива в виде фискальных отчислений идет не менее триллиона рублей в год. То есть государство зарабатывает на нас автолюбителях. При этом мы все еще платим дорожный налог, а в Америке он входит в эти 30 процентов. Так что в цене виноват не только картельный сговор, который явно присутствует, но и существующая система налогообложения. Но вряд ли государство будет что-то здесь менять.


Кстати

Вчера ФАС выиграла очередной иск, связанной с жалобой на крупный штраф. Топливная компания ЗАЩ «ТОК» проиграла ФАС России судебное разбирательство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. 4 февраля 2009 года Арбитражный суд Москвы отклонил жалобу ЗАО «Топливнообеспечивающая компания» (ЗАО «ТОК») о признании недействительным решение и предписание ФАС России.

Ранее, 15 октября 2008 года Федеральная антимонопольная служба России признала действия ЗАО «ТОК» нарушающими антимонопольное законодательство и определила размер штрафа в довольно крупной сумме — 10 542 470 рублей.

«Нарушение ЗАО „ТОК“ выразилось в установлении, поддержании монопольно высокой цены на авиационный керосин, реализуемый авиакомпаниям-потребителям в аэропорту „Южно — Сахалинск“, а также технологически необоснованном отказе от заключения договора с ОАО „Владивосток Авиа“ на прием и хранение авиационного топлива авиакомпании, — сообщили корреспонденту „СП“ в правовом управлении ФАС. — В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ „О защите конкуренции“ хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается установление, поддержание монопольно высокой цены товара. Пунктом 5 части 1 статьи 10 ФЗ „О защите конкуренции“ хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами».


Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня