18+
среда, 18 января
Экономика

ФАС вцепилась в «Эльдорадо»

Федеральная антимонопольная служба сама сравнит цены известного российского ритейлера и его конкурентов

  
32

ФАС России возбудила дело по признакам нарушения ООО «Эльдорадо» и ООО «Эльдорадо-Юг» закона «О защите конкуренции». Как заявила корреспонденту «СП» представитель пресс-службы ФАС Марина Саранская, нарушение выразилось в некорректном сравнении рекламируемых товаров «Эльдорадо» с товарами других компаний, в частности, ООО «М.Видео Менеджмент».

Это не первый скандал между «Эльдорадо» и «М.Видео», которые являются крупнейшими российскими сетями по торговле бытовой техникой и электроникой. Этому предшествовала «щитовая война» компаний, которая проходила, как считают в антимонопольной службе, на грани фола, но серьезного повода для вмешательство не нашлось. Теперь же, по словам Марины Саранской, если будет установлен факт нарушения закона, на виновную компанию будет наложен административный штраф, размер которого определяется по результатам рассмотрения дела. «Пока трудно говорить о перспективах этого расследования. Нужно будет провести сравнительный анализ всего ряда товаров, который использовала в своей рекламе компания „Эльдорадо“ под слоганом „Сравните наши цены“. Вот мы и сравним их».

Надо признать, рекламный ход был выбран весьма удачно. На первый взгляд, все просто: взять и публично сравнить свои цены и цены конкурентов. Вот телевизор из «Эльдорадо», а вот — из «М.Видео». У кого цена ниже, тот и победил.

Но «проигравшие» с такой методикой не согласились и подали жалобу в антимонопольную службу. «Нельзя сравнивать апельсины с баклажанами, а в рекламных акциях „Эльдорадо“ именно это и происходит, — заявила корреспонденту „СП“ PR-менеджер „М.Видео“ Надежда Киселева». — Они сравнивали несопоставимые товары, без учета брендов и категорий. Сопоставляли цены на наш жидко-кристаллический телевизор и на свой кинескопный. Сравнивали ноутбуки разной мощности, но умалчивали об этой особенности. Наша главная цель — пресечь недобросовестную конкуренцию, и поэтому еще в декабре прошлого года мы обратились в ФАС с заявлением, надеемся что дело расследуют объективно".

Маркетинговые ходы такого рода уже проводились два года назад. Тогда в Москве, Липецке и других городах распространялись листовки, в которых цены на товары «Эльдорадо» весьма выгодно отличались от цен всех остальных продавцов бытовой техники. Некоторые ритейлеры тогда пытались жаловаться в ФАС, но до серьезного разбирательства и штрафных санкций дело не дошло. Хотя тогда ФАС все-таки отметила, что «Эльдорадо» для рекламы своих магазинов «использовала недостоверные сведения о ценах на товары, реализуемых конкурентами».

На этот раз, прежде чем обратиться в антимонопольную службу с заявлением, специалисты «М.Видео» хорошо подготовились. Они провели собственное расследование. Изучили и сравнили ценовой ряд на свои товары и товары в «Эльдорадо» в городах, где эта компания проводила подобные рекламные кампании. Были сфотографированы рекламные щиты, подобраны номера рекламных изданий, зафиксированы рекламные видеоролики, которые, как уверены в «М.Видео», наглядно подтвердят факты недобросовестной конкуренции «Эльдорадо».

В пресс-службе «Эльдорадо» никак не комментируют происходящее. Как заявил корреспонденту «СП» PR-менеджер ритейлера Антон Пантелеев, «пока в компании существует запрет на любую информацию по данному поводу».

Подводные течения

Компания «Эльдорадо» был образована в 1994 году. Под этим брендом работает более тысячи магазинов по продаже бытовой техники и свыше 420 салонов связи более чем в 800 городах России и Украины. Компания также развивает торговую сеть «Сулпак» в Казахстане. Основной владелец сети — Игорь Яковлев. В сентябре 2008 года «Эльдорадо» привлекла кредит чешской финансовой группы PPF в размере 500 млн долларов на пополнение оборотных средств под залог контрольного пакета. Менеджеры «Эльдорадо» утверждали, что «это был, собственно, не кредит, а взаимовыгодные инвестиции». Сегодня уже известно:

группа PPF и владелец розничной сети «Эльдорадо» Игорь Яковлев подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому PPF приобретает 50% плюс 1 акцию «Эльдорадо». Остальные акции останутся в распоряжении Игоря Яковлева.

Этому предшествовали другие события, покруче нынешних «трений» из-за некорректной рекламы: налоговая служба подозревала «Эльдорадо» в неуплате налогов на сумму свыше 7 миллиардов рублей. В связи с этим в начале апреля 2008 года в главном московском офисе «Эльдорадо» сотрудники МВД России проводили обыски. В результате в отношении генерального директора компании было возбуждено уголовное дело, а сумма неуплаченных — по версии фискалов - налогов возросла до 14 миллиардов рублей.

Тогда прозвучала версия, что все эти преследования — дело рук «черных рейдеров», пожелавших прибрать к рукам успешную компанию. На фоне рейдерских атак по всей стране, в реальность такой версии поверить было очень легко. Общество было шокировано регулярными шоу в масках, которые сотрясали стены «Арбат Престижа», рвали на куски «Евросеть» и другие внешне весьма успешные предприятия.

Однако основной акционер «Эльдорадо» Игорь Яковлев признал правомерность налоговых претензий, но при этом утверждал, что компания задолжала казне только 8 миллиардов рублей, а основную вину за образование этой задолженности возложил на поставщиков товара. Не исключено, что рассчитываться с налоговиками «Эльдорадо» пришлось при помощи займа своего нынешнего главного акционера — чешской финансовой группы PPF, которой в России уже принадлежат «Хоум кредит энд финанс банк», доли в «Номос-банке», «Ингосстрахе» и «Полиметалле». Некоторые эксперты предполагают, что изначально в планы группы PPF входило приобретение 100% «Эльдорадо», и что прошлогодний конфликт с налоговой службой и нынешний с ФАС — следствие попыток помешать этому.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня