Экономика

Рельсы могут распилить

При распродаже зерновых перевозчиков РЖД не исключены махинации

  
84

Совет директоров РЖД согласовал окончательную схему продажи «Первой грузовой компании» (ПГК). Будет продан пакет 75% минус две акции, все это планируется продать одному инвестору на аукционе до III квартала этого года. Примечательно, что крупнейший грузовой железнодорожный перевозчик оценивали неоднократно, и каждый раз цена снижалась. Более того, не ясна судьба компании «Русагротранс» — по сути, монополиста на рынке зерновых перевозок, половина которого принадлежит ПГК.

РЖД предъявила специальные требования к потенциальному покупателю ПГК: это должен быть российский инвестор, купить все выставляемые на продажу акции он должен одним пакетом, да еще при этом должен владеть большим парком вагонов — не менее 10−15 тысяч штук. Стартовая цена компании определена в 115,5 млрд. рублей, или 4,1 млрд. долларов. Таким образом, 100% акций компании оценены приблизительно в 5,4 млрд. долларов. Ранее РЖД сообщала, что, по независимой оценке, компания стоит до 6 млрд. долларов. Причем стоимость ПГК в течение последних нескольких месяцев менялась стремительно: ранее назывались суммы и в 8, и в 12 млрд. долларов.

Хотя продавать компанию будут на аукционе, и к ней проявили интерес уже несколько инвесторов, возникает вопрос: почему стоимость компании последовательно понижали? Тем более, по сообщениям СМИ, один из заинтересованных инвесторов — Globaltrans — оценивал 75% акций ПГК в 3,7 млрд. долларов. Представитель одного из частных игроков на рынке железнодорожных перевозок в беседе с корреспондентом «СП» высказал мнение, что в ходе аукциона цена может значительно превысить стартовую. Другого мнения придерживается независимый эксперт по транспорту, глава агентства Infranews Алексей Безбородов: он предполагает, что при продаже компании могут иметь место махинации. Не исключено, что «понижали для того, чтобы потом заработать на «откатах», — говорит Безбородов в интервью «СП». При этом эксперт предпочел не уточнять, кто именно будет получать эти самые «откаты».

Так или иначе, но потенциально заинтересованы в покупке ПГК структуры бизнесменов Геннадия Тимченко, Владимира Лисина, а также уже упоминавшийся Globaltrans, «Сумма капитал» и компания «НефтеТрансСервис». Неизвестно, как все эти инвесторы относятся к «придатку» ПГК — ЗАО «Русагротранс», в котором у продаваемой «дочки» РЖД 45% акций. Будут ли эти активы проданы вместе со всей ПГК, или будут выделены из нее — пока не ясно. Но, так или иначе, «Русагротранс» — это лакомый кусочек: по заверениям самой компании, ее оборот составляет 28 млн. тонн грузов в год. При этом выручка компании в 2009 году составила 3,5 млрд. рублей, и, судя по всему, она будет только расти.

Еще на этапе создания в 2008 году «Русагротрансом» заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Точнее, сначала заинтересовалась экспедиторской компанией «ЛП-Транс», которая вместе с ПГК создавала, собственно, «Русагротранс». По мнению ФАС, «ЛП-Транс» пользовался эксклюзивным правом перевозок зерна по железной дороге, что ограничивало конкуренцию. К тому же, участники зернового рынка жаловались на необоснованное завышение тарифов перевозчиком при отсутствии альтернативных вариантов.

Однако впоследствии ФАС одобрила сделку по созданию «Русагротранса», а последний получил от РЖД все переданные Первой грузовой компании вагоны-зерновозы — около 8 тысяч штук. А в июне 2010 года РЖД продало на аукционе еще более 23 тысяч вагонов-зерновозов в два приема. Первый аукцион выиграл «Русагротранс», а второй — компания «РусТрансКом», на тот момент владевший 49% «Русагротранса». После этого «свои» вагоны «РусТрансКом» передала «Русагротрансу». Продажа вагонов некоторым наблюдателям показалась странной: организаторов торгов заподозрили в том, будто условия конкурса были написаны под одну конкретную компанию — «Русагротранс». Об этом, в частности, заявлял Алексей Безбородов, который также обращал внимание на дешевизну проданных вагонов. Эксперт считает, что вагоны, находящиеся в рабочем состоянии, были проданы по цене металлолома.

Как бы то ни было, но «Русагротранс продолжил добрую традицию «ЛП-Транса» по накручиванию тарифов на перевозку зерна. Зернотрейдеры и экспортеры зерна в беседах с корреспондентом «СП» указывали, что «накрутка» «Русагротранса» к стандартным тарифам РЖД на перевозку грузов составляет от 10 до 30%. «Это само собой разумеется, ведь компания, по сути, монополист в перевозках зерна», — говорит «СП» источник в руководстве частного железнодорожного оператора.

Стоит отметить, что выгодоприобретателя «Русагротранса» установить тяжело. Как уже отмечалось, ПГК владеет в компании около 45% акций (после недавнего дополнительного выпуска ценных бумаг), а некое ООО «Рустранском» — 55% акций. Таким образом, РЖД уже не имеет контрольного пакета акций в «Русагротрансе». Что же касается «Рустранскома», то, согласно данным налоговых органов, предприятие зарегистрировано в Новосибирске, его учредителем и единственным участником является некий Вячеслав Сергеевич Пичугин. Никто из опрошенных «СП» участников рынка железнодорожных перевозок не знает об этом человеке. При этом в неофициальных беседах корреспондент «СП» не раз слышал версию, будто бы на самом деле «Русагротранс» опосредованно контролируется топ-менеджментом РЖД. Они же являются и выгодоприобретателями от деятельности компании. Эту же версию озвучивали и зернотрейдеры. Официально подтвердить эту информацию не удалось. «Всем, конечно, было бы очень интересно узнать, кто на самом деле владеет «Русагротрансом», — говорит «СП» участник рынка ж/д перевозок.

Ситуацию сможет прояснить приватизация ПГК: если активы «Русагротранса» в итоге уйдут от инвестора другому покупателю, это может навести на реальных владельцев компании. Пока же остается лишь наблюдать за тем, как будут продавать крупнейшего железнодорожного перевозчика: не повторится ли история, и не будет ли ПГК продана за официальные «копейки» с огромными неофициальными «откатами»?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня