18+
суббота, 21 января
Экономика

Поддерживают автопром дураки. Умные — строят дороги

Вместо бессмысленных инвестиций в «АвтоВАЗ», для преодоления кризиса России требуются вложения в инфраструктуру

  
9

Федеральная служба государственной статистики сообщила, что падение промышленного производства в России в январе 2009 года достигло 16% в годовом выражении после снижения на 10,3% в декабре 2008 года и 8,7% в ноябре 2008 года. По данным Росстата, это снижение стала максимальным с октября 1994 года, когда промышленность упала в годовом сравнении на 18%. Для примера: сразу после печально знаменитого дефолта — в сентябре 1998 года падение промпроизводства в РФ составило только 15%.

Сокращение в январе наблюдалось по всем видам экономической деятельности — добыча полезных ископаемых снизилась на 3,6%, обрабатывающие производства в январе снизились на рекордные 24,1%, производство и распределение электроэнергии газа и воды в январе сократилось на 7,0%. Но наиболее существенный спад наблюдается в автомобилестроении. По данным Росстата, в январе 2009 года производство легковых автомобилей в России снизилось на 79,7%. За первый месяц текущего года с конвейеров сошло всего 18,2 тысячи автомобилей.

Глобальный финансовый кризис остается одной из серьезнейших мировых проблем — он оказывает разрушительное воздействие на большинство экономических систем мира. Управляющий директор компании «ФИНАМ Менеджмент» Сергей Хестанов поделился со «Свободной прессой» своим мнением по экономическим проблемам, с которыми столкнулся мир.

«CП»: — В условиях проблем с ликвидностью появляются предложения создания бартерных бирж и других подобных институтов, в работе которых не будут использоваться деньги. Неужели все так плохо и подобные организации действительно понадобятся?

 — То, что предлагают — попытка создать инструмент, который будет заменять собой деньги. Безналичные деньги — это что-то подобное. Однако я полагаю, что это вряд ли приживется, поскольку связано с целым рядом трудностей. В частности, речь идет о снижении прозрачности экономики и появлении вопросов, связанных с налогообложением. С одной стороны появляются множественные лазейки для сокрытия денег, а с другой, наоборот, когда люди не планируют ничего незаконного, то при сложной цепочке выбор способа расчетов будет весьма непростым. В тоже время, если внешняя конъюнктура для России заметно ухудшится, или же правительство примет решение об ужесточении монетарной политики для борьбы с инфляцией, то идея может оказаться вполне жизнеспособной. Если монетарные власти примут решение сильно сократить денежную массу тем, или иным способом — в экономике банально начнется нехватка денег и подобные схемы становится более интересными.

«СП»: — Сергей, расскажите, пожалуйста, достаточен ли на данный момент объем денег в российской экономике?

— Если бы я мог абсолютно объективно ответить на этот вопрос, то мне, нужно было бы готовиться к получению Нобелевской премии по экономике. На самом деле, как ни странно, точной формулы для вычисления объема денежной массы, оптимального для экономики, не существует. Есть только несколько теоретических подходов, которые дают некоторые цифры. Придумать же формулу, с помощь которой можно было бы давать четкие рекомендации монетарным властям, пока еще никому не удалось. Есть несколько экономических школ — и соответственно, несколько разных подходов к этому вопросу. Кроме того, сейчас существует некий парадокс. Одним отраслям денег действительно не хватает, а у других наоборот избыток ликвидности, но нет понимания, во что вкладывать. В целом, как мне кажется, денежная масса в России на сегодняшний день несколько избыточная. За годы, благополучные в экономическом плане, она выросла в 3−5 раз. Именно это и стало одной из причин инфляции. Сейчас ситуация несколько поменялась. На фоне девальвации российской валюты наблюдается недостаток рублевой ликвидности. Дело в том, что все, кто обладали денежными ресурсами, в большинстве случаев предпочли произвести их конвертацию в иностранную валюту либо вывезти за границу, или же просто изъять и положить наличные деньги. Такие маневры провели не только частные лица, но и крупные компании. Все это привело к недостатку российской валюты.

Однако когда звучат крики «нет ликвидности, нет ликвидности», — на самом деле происходит подмена понятий. Предприятия, которые просят у государства денег, столкнулись не с нехваткой средств, а с падением спроса на свою продукцию. К примеру, дали денег «Автовазу», какое-то время предприятие проработало, а затем встало вновь. Проблема здесь не с нехваткой средств, а с тем, что их продукция просто никому не нужна. Они выпускают товары, которые при таких ценах не пользуются спросом. У них скопилось 100 тысяч непроданных автомобилей. Дайте еще денег и что будет? Они выпустят сто-двести таких же машин, которые как не продавались, так и не продаются. Более того, на фоне снижения уровня жизни потребителей в дальнейшем будут реализовываться еще хуже. Люди, которые год назад собирались купить новую машину, сейчас, скорее всего, посмотрят в сторону подержанной иномарки.

Кроме того, недавно одна компания провела исследование, согласно которому россияне готовы окупать отечественные автомобили — «классику» по цене 2,5 тысячи долларов за штуку. В таком случае продукция будет пользоваться спросом, и никакие дополнительные пошлины на иностранные машины не нужны. Люди будут покупать их на один-два года и относится, как к расходному материалу. Это доказывает, что дешевая низкокачественная продукция имеет право на существование. В частности, в качестве примера можно привести Китай, продукция которого покупалась просто потому, что она ультрадешевая. Зачастую проще купить некачественное, но по низким ценам, а потом просто поменять. При тех тарифах, которые заламывают производители сегодня, соотношение цена-качество не выдерживает никакой критики. В такой ситуации, на мой взгляд, у «Автоваза», как мне кажется, просто нет будущего.

«СП»: — Скажите, это касается всего российского автопрома, или же нет?

— Ну, скажем, у ГАЗа хотя бы есть «Газель». Что бы там ни было, это хороший вариант для класса дешевых коммерческих грузовиков, особенно, если они, как и планировали — выпустят «лайт» версию, стоимость которой, как ожидается, не будет превышать 6 тысяч долларов. За эти деньги ее будут брать, пусть она и уступает аналогичному грузовику компании «Мерседес». Цена играет в данном случае далеко не последнюю роль. Поэтому на данное изделие будет спрос, и они выживут. В «Автовазе» я лично сомневаюсь, и мне непонятно, зачем государство выделяет деньги на спасение неэффективных предприятий, продукцию которых не покупают не только за рубежом, но и на отечественном рынке. Похожая проблема есть и в других отраслях. В частности, в металлургии. Мировые цены упали вслед за спросом. В связи с этим склады затоварены, и производство снизилось, поскольку продукцию просто некуда девать.

Поэтому первичная проблема российской экономики не ликвидность, а глобальное падение спроса. Сейчас необходимо приводить объем выпуска в соответствие с платежеспособным спросом. Попытки стимулирования покупательную способность при помощи льготных кредитов, в частности, это касается автопрома — иллюзия. Такие действия либо не дадут никакого результата, или же он будет крайне незначительным. Если государство хочет поддержать производство и занятость людей, необходимо начинать мощные инфраструктурные проекты: строить дороги и развивать телкоммуникации. В России есть масса населенных пунктов, на подъездах к которым нет дорог с твердым покрытием, а в некоторых полностью отсутствует телефонная связь. Почему именно этими отраслями нужно заниматься, поскольку это то, что не устареет. В эти направления имеет смысл вкладывать деньги. Поддерживать же неэффективные производства — дважды неверно. Во-первых, расходуется огромное количество средств, а во-вторых, выпускается продукция, которая никому не нужна.

«СП»: — Куда же имеет смысл сейчас вкладывать деньги? Фондовые рынки «схлопнулись» и входить в бумаги сейчас бессмысленно. Есть ли другие эффективные инструменты, возможно, нефтяные фьючерсы?

— Сейчас для инвесторов вкладываться в бумаги, действительно, смысла нет. Однако я полагаю, что через небольшой промежуток времени фондовые рынки вновь станут привлекательными. При этом ожидаемые тенденции на рынке нефтяных фьючерсов значительно менее предсказуемы, нежели в ситуации с ценными бумагами. Кроме того, акции, по крайней мере, российские, упали в значительно большее число раз, нежели цены на нефть. Поскольку в этой жизни возвращается к средним значениям, потенциал роста у бумаг выше, нежели у сырья. Кроме того, я ожидаю падение цен на акции, еще на 30−50% с временным горизонтом 3−6 месяцев. При этом индекс РТС, как я полагаю, снизится до 300−350 пунктов. Если же нефть еще потеряет в цене и опуститься до 20 долларов за баррель, то, как я полагаю, мы увидим падение РТС до отметки 200 пунктов. Однако уже при уровне индекса в 300 пунктов российский фондовый рынок становятся исключительно привлекательным. Если же говорить о конкретных бумагах, то, к примеру, я ожидаю снижение «Газпрома» до 2-х долларов за акцию, сколько бы ни стоил тогда рубль. При такой стоимости я и сам буду его неплохо покупать. Нефтяные же фьючерсы, особенно для частных инвесторов, более сложно прогнозируются. Кроме того, акции можно держать сколько угодно времени, и по ним выплачивают дивиденды, пусть и небольшие. Другой вопрос, что в данный момент покупать акции не стоит — нужно подождать. Философский ориентир для покупки — «Газпром» по 2 доллара за акцию.

«СП»: — Сергей, расскажите, что в дальнейшем делать людям в сложившейся обстановке?

— Рубль прошел достаточно большой путь в плане девальвации и каких-то ураганных падений российской валюты ждать не приходится. Более того, на данный момент он уже близок к своему равновесному курсу. Поэтому менять рубли на валюту нужно было значительно раньше. Сейчас возможны только какие-то шумовые колебания. На мой взгляд, населению сейчас стоит занять выжидательную позицию. Нужно дождаться укрепления рубля, но не для того, чтобы в него инвестировать, а с точки зрения ухода в валюту. Стратегически с временным горизонтом до конца года, у рубля будет нисходящая динамика. Другой вопрос, что возможно кратковременное укрепление, которое можно использовать. При этом, в плане сбережения денег, на мой взгляд, евро выглядит более привлекательно, нежели доллар.

«СП»: — Расскажите, имеет ли смысл сейчас вкладываться в экзотические валюты? К примеру, в китайский юань?

— Вы знаете, я для себя глубоко юань не анализировал. Дело в том, что сейчас большинство стран с экспортно-ориентированными экономиками начнут гонку девальваций. Китай — государство, где власти славятся своими волевыми решениями в самых разных направлениях. Причем ни одно руководство экономически сильной страны не имеет такой свободы в управлении страной. Поэтому я не исключаю сценариев, при которых начнется гонка девальваций. Среди сырьевых государств она уже началась, взять, к примеру, Россию и Казахстан. Начало снижения курса валют стран-экспортеров также исключать нельзя. При этом о том, какое решение примет руководство Китая, известно только ему самому. Анализируя ситуацию в том плане, какую валюту выбрать в качестве защитной, я выбирал среди денег развитых стран. При этом рассматривалась и иена, однако она может быть проблемной из-за низкой ликвидности за пределами дальневосточного региона. Для жителей европейской части России наиболее актуальны доллары и евро. В плане американской валюты велика вероятность направленной девальвации — а-ля действия Франклина Рузвельта в 1933 году. Меня это смущает и поэтому наиболее привлекательно, на мой взгляд, выглядит евро. Причем выбор основан не на том, что экономика Еврозоны выглядит лучше, а поскольку решения принимаются коллегиально — стран много. Если будет принято решение о девальвации, то об этом станет известно заранее и можно будет успеть принять меры.

«СП»: — Сергей, сейчас со всех уголков света поступают данные об увеличении безработицы. На ваш взгляд — что будет дальше и чего ожидать жителям нашей страны?

— На мой взгляд, не официальная, а реальная безработица, по методике Международной организации труда, достигнет 10−15%. Рост будет в 2−3 раза от текущих показателей. Пик высвобождения рабочей силы придется на конец весны. При этом сильное падение платежеспособности произойдет с временным лагом в 3 месяца, поскольку большинство семей имеют денежные накопления. Сильно упадут розничные обороты, и произойдет смещение спроса в нижний ценовой сегмент по всей линейке товаров. Уже сейчас отмечен интересный момент -люди начали покупать куриные окорочка, а это самый дешевый продукт на мясном рынке. Это признак того, что потребители стали затягивать пояса. Кроме того, сильно упала посещаемость ресторанов, а также снизилась средняя сумма чека. Ситуация будет тяжелее, чем в прошлый кризис. В первую очередь потому, что за последние годы люди привыкли к хорошей жизни и высоким зарплатам. Сейчас даже те, кого сократили, на работу с низким окладом не идут, а вакансий таких достаточно.

Фото [*]

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня