18+
понедельник, 5 декабря
Экономика

Авто — стоп!

Минпромторг предлагает практически запретить ввоз подержанных иномарок в Россию. Это может вызвать социальный взрыв

  
24

Инициативы правительства по введению так называемого экологического налога или утилизационного сбора угрожают поистине тектоническим сдвигом всего автомобильного рынка. Причем не только России, но и всего Таможенного союза. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что Минпромторг подготовил поправки в законодательство о введении утилизационного сбора. В соответствии с документом, все иностранные производители, импортирующие автомобили в РФ, будут платить сбор «живыми» деньгами, а российские и работающие в России — предоставлять гарантии утилизации пришедших в негодность авто со своих конвейеров. Но самое главное изменение коснется подержанных иномарок. По словам Игоря Шувалова, утилизационный сбор будет таков, что не позволит подержанным автомобилям оказаться на территории Таможенного союза. То есть вводится жесткий финансовый барьер для поступления старых машин, фактически запретительная мера.

Воистину можно сказать, что правительство начало «за здравие», а намерено закончить «за упокой». Новый сбор фактически един в трех лицах. Являясь по сути экологической мерой по освобождению улиц и дорог от гниющего автохлам, он плавно трансформировался в протекционистскую меру по компенсации отечественным производителям предстоящего снижения ввозных таможенных пошлин в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Напомним, что после этого долгожданного события государство должно сразу снизить размер импортных пошлин на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем в течение семи лет уменьшить их до 15% от стоимости ввозимой машины. Именно поэтому Шувалов отметил, что поправки в законодательство по размеру и механизму взимания утилизационного сбора будут приняты до ратификации Россией протокола о вступлении в ВТО. Учитывая неформальное влияние первого вице-премьера и то, что он является человеком вновь избранного президента Владимира Путина, вероятность реализации озвученного плана очень высока. Что весьма опечалит не только почти поголовно ездящую на подержанных европейских авто Беларусь и выстроившую свою экономику на импорте в центральную Россию этого же товара Калининградскую область, но также и весь Приморский край.

Между тем, это предложение проработано уже не только на уровне отечественных министерств, но и со странами-партнерами по Таможенному союзу. Российские официальные источники утверждают, что Казахстан и Белоруссия уже поддержали инициативу о введении утилизационного сбора на автомобили. Первый вице-министр индустрии и новых технологий Республики Казахстан Альберт Рау, также сообщил, что утилизационный сбор для ввоза импортных автомобилей на территорию Таможенного союза составит от 300 долларов до 1 тысячи долларов в зависимости от марки авто.

Но, если спокойное отношение Казахстана к этой проблеме в целом понятно, то молчание Беларуси говорит о многом. По прогнозу одного из крупнейших работающих в этой стране автодилеров компании «Атлант-М», в 2012 году ожидается как минимум 25-процентный прирост продаж в Белоруссии — аж до 20 000 штук. Это всех автомобилей иностранного производства на всю страну! И дело даже не в том, что, для сравнения, в Россию за прошлый год завезли почти 2 миллиона новых авто. А в том, что более 90% покупаемых машин в Беларуси — подержанные иномарки. Без пробега белоруссами было приобретено в 2011 году всего 16400 авто. Реакцию граждан соседней республики на полное перекрытие этого источника относительно комфортных авто предсказать несложно! Другие устраивающие по качеству варианты им просто не по карману, а ездить надо…

Калининградцы новые иномарки позволить себе могут, однако их неоднократные и дружные публичные протесты против непопулярных пошлин до сих пор вынуждали идти правительство на попятную. Битва же приморцев с праворульными машинами, вяло текущая с середины 1990-х годов, имела несколько всплесков активности в середине 2000-х годов, которые так ни чем и не закончились. Бурно поднявшаяся во Владивостоке и сопредельных территориях дискуссия на тему: «Не отделиться ли и вовсе от Москвы, если она сама о регионах не заботится и самим зарабатывать не дает», заставила федеральное правительство свернуть эту тему вовсе. Впрочем, сегодня федералы могут занести себе в актив многомиллиардные вложения в подготовку саммита АТЭС, создавшие много рабочих мест в строительство инфраструктуры в этом регионе и поднявшего его значимость. Однако автобизнес, полностью выстроенный на подержанных иномарках, в целом ни своей привлекательности, ни значимости в глазах местных жителей трудоспособного возраста не утратил. Но, в отличие от партнеров по Таможенному союзу, с собственными регионами публичных консультаций правительство не провело… Шувалов не забыл упомянуть о том, что эта проблема существует, однако, как она будет решаться, он не сообщил. Похоже, интересы работающих в России автопроизводителей, в первую очередь «АвтоВАЗа» в очередной раз перевесили.

Между тем, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский полагает, что это решение неминуемо закончится большим социальным взрывом.

«СП»: — Леонид Дмитриевич, какую реакцию вызывает у вас новая инициатива правительства?

— По своему начальному посылу инициатива совершенно правильная. Действительно, это не дело, когда дворы и окраины дорог завалены брошенными авто. Утилизировать их необходимо. И, конечно, самый разумный механизм финансового обеспечения этой нужной работы — это заложить стоимость услуги в цену новой машины. Потому что тот, кто будет ей пользоваться последний, видимо, будет человек малоимущий. Так что рассчитывать на его сознательность и кошелек бессмысленно. В таком формате решаться и не будет. Будем продолжать любоваться ветхими брошенными транспортными средствами, если их можно будет так назвать.

«СП»: — То есть, вы не видите никаких проблем с этим проектом?

— С точки зрения юридической, я хотел бы упомянуть очень серьезную неурегулированную на сегодняшний день проблему волеизъявления собственника. Для городских служб, которые будут заниматься утилизацией, не должно являться основанием для уничтожения машины то, что она полторы недели стоит со спущенными колесами и разбитыми стеклами. Обязательно надо получать письменное разрешение от собственника на проведение утилизации! Если владелец машину бросил, и он знает, что за эту операцию платить ему ничего не придется, то чего он будет против? Он согласится. Только это согласие надо обязательно получить письменно. А в моей практике довольно много случаев, когда человек планирует пользоваться машиной, но не имеет денег на немедленный текущий ремонт, а его машину, не спросясь, специализированные службы уничтожают. Причем, эти конфликты особенно характерны для Москвы.

«СП»: — Но нынешняя инициатива правительства имеет и другой аспект. Фактическое перекрытие каналов поступления в страну подержанных машин лишит заработка не просто целые семьи или выстроенные под старые модели частные бизнесы, но и довольно болезненно воспринимающие подобные вещи окраины страны на западе Калининградский анклав, на востоке — Приморский край. Я уже не говорю о Беларуси, гражданам которой будет, видимо, предложено массово пересесть на подержанную продукцию «АвтоВАЗа».

— Это очень большая проблема. Я не представляю, как ее решать. И не понимаю, зачем правительство это делает. То есть его побудительные мотивы понятны, но решение принято не взвешенное.

«СП»: — Строго говоря, мощное влияние будет оказано на весь рынок, оно коснется всей территории страны. По официальной статистике, в I квартале этого года россияне потратили 17,1 млрд долларов на приобретение автомобилей. При этом 92% или 15,6 млрд долларов были вложены в приобретение иномарок. Добавим к этому статистику аналитического агентства «АВТОСТАТ» и увидим, что только в феврале этого года количество проданных на отечественном вторичном рынке иностранных автомобилей увеличилось на 20% и достигло общей цифры 357 100 экземпляров. Это только за один месяц! Теперь представим себе, что вот всю эту массу предлагается из оборота разом изъять. Что будет с теми, кто торговал, ремонтировал, обслуживал, рассчитывал ездить?

— Я не хочу это эмоционально принимать, но головой понимаю, что выхода из этого тупика не видно. То есть разумом я вижу, что это закручивание гаек неизбежно закончится большим социальным взрывом! Как его избежать — не представляю.

Фото: ИТАР-ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня