Экономика

НПЗ остались без нефти

На рынке автомобильного топлива разразился искусственный кризис

  
23

По данным «СП», правительство готово пойти навстречу нефтяным компаниям, которые накануне предупредили о грозящем стране топливном кризисе. В среду «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Башнефть» обратились к руководителю министерства транспорта Игорю Левитину отложить на 1 августа введение запрета на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов.

Эта, казалось бы, чисто техническая мера была введена Ространснадзором с 10 мая этого года после нескольких аварий на железнодорожном транспорте, связанных с неправильной по весу заливкой цистерн для нефтепродуктов. Светлые фракции (бензин) намного легче нефти и темных фракций (солярка, мазут). Поэтому вагоны для бензина и мазута, рассчитанные на один вес, имеют разный объем. Если в более объемный вагон для бензина залить солярку, получится перевес. Такова позиция транспортников.

Нефтяники с этим не согласны. В частности, авторы обращения посетовали, что решение было принято без дополнительных консультаций, а также сослались на грозящий в некоторых регионах дефицит бензина, связанный с нехваткой сырья для нефтеперерабатывающих заводов. Дело в том, что решение Ространснадзора фактически уменьшило на треть количество подвижного состава, обслуживающего доставку сырой нефти на НПЗ.

Ситуацию вокруг запрета «СП» прокомментировал директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.

«СП»: — Павел Викторович, в чем причина надвигающегося кризиса?

— Логистически заводам невыгодно гонять пустые вагоны, поэтому зачастую использовались одни и те же цистерны для подвоза сырья нефти и для отправки нефтепродуктов с завода, естественно после обязательного мытья. Это послужило поводом для непонятного для меня лично запрета.

«СП»: — Какие регионы оказались более всего уязвимы перед грозящим дефицитом бензина?

— Кроме нескольких НПЗ в портовых городах, все остальные НПЗ жестко зависят от железнодорожного транспорта. Поэтому длительное действие запрета может поставить их в критическую ситуацию.

«СП»: — То есть дефицит может разойтись по всей стране?

— Ну, Москве он точно не грозит. Наибольшая опасность существует для удаленных крупных регионов, которые фактически обслуживаются одним нефтеперерабатывающим предприятием. Это характерно для территорий за Уралом. Наиболее сложное положение в Хабаровске. Но это особый случай. В других местах заметно легче.

«СП»: — Какие субъекты Федерации еще могут пострадать?

— Вы знаете, пока рано говорить о кризисе, поскольку снизившаяся поставка сырья длится всего неделю. Пока недопоставка покрывается запасами на самих заводах, кроме того, у оптового звена есть свои запасы уже готовых нефтепродуктов. Так что нужно много недель, чтобы на розничном звене, у бензоколонки дефицит топлива стал ощутим.

«СП»: — Насколько при дефиците могут вырасти цены?

— Я бы не драматизировал ситуацию, даже в Хабаровском крае по нескольким причинам. Во-первых, нагнетание эмоций грозит сильной спекулятивной раскачкой ценой даже в отсутствие дефицита. Во-вторых, насколько я знаю, уже высокие круги государственной власти знают проблему и готовы адекватно отреагировать.

«СП»: — То есть вам известно о некотором решении?

— Я не могу его раскрывать. Но в значительной степени сложившаяся ситуация носит политический характер, то есть создана искусственно. Для любого политика на самом верху это неприемлемо, поэтому уже в ближайшее время, я думаю, мы увидим разворот этой тенденции.

«СП»: — То есть запрет Ространснадзора перенесут до 1 августа, как просят нефтяные компании?

— Нет, его должны совсем отменить. С точки зрения, здравого смысла, для этого решения нет обоснованных причин, а также неприемлемы его последствия. Ну, в чем трагедия, что мазут вывозили с НПЗ в цистернах для бензина? Светлая или темная фракция — это вообще не важно, потому что вес любой покидающей завод цистерны автоматически проверяется на соблюдение весовых нормативов, поэтому нагрузка на балки, которые разрушались ранее в авариях, никак не связаны с перевесом. Просто были в эксплуатации бракованные цистерны, с ними случились поломки. Объективно нет сомнений, что нагрузка на попавшие в аварии вагоны соответствовала нормам. Для любого специалиста понятно, что притягивать эти случаи для обоснования запрета — это очень искусственно. Это политические игры.

«СП»: — Таким образом, цены не успеют вырасти до отмены запрета?

— За пару недель объективных экономических причин для роста цен даже в связи с недозагрузкой НПЗ не произойдет даже в Хабаровском крае. А дальше, я надеюсь, ситуация дойдет до своего логического завершения.

«СП»: — А действуют ли сегодня какие-либо факторы на повышение цен на бензин?

— В связи с падением стоимости одного барреля черного золота на европейских биржах со 125 ниже планки 110 долларов, все те факторы, которые мощно давили в марте, особенно апреле, этого года на рост цен на автомобильное топливо, фактически утрачивают свою силу. Поэтому объективных экономических причин для роста цен в ближайшие месяцы я вообще не вижу. Только наши внутренние факторы.

«СП»: — Вы имеете в виду умышленную дезорганизацию рынка?

— Совершенно верно. Но, насколько я знаю, уже сейчас, после майских праздников, на самом верху принято решение цены на бензин внутри страны держать в любом случае, в том числе, если бы росли цены на нефть. А они падают. И, видимо, спустятся еще ниже.

«СП»: — У дипломатов есть большие надежды, что уже в следующий вторник удастся снять конфликт Ирана с Западом, вывести его из острой фазы. Это будет означать, что премия за риск втягивания этой крупной нефтедобывающей страны больше не будет закладываться трейдерами в стоимость барреля, и его стоимость уйдет ниже очень важной планки в 100 долларов. Можно ли будет ожидать снижение цен на бензин на внутрироссийском рынке?

— Думаю, нет. С учетом предыдущих договоренностей, тех условий, в которые власть ставила нефтяные компании в предыдущие месяцы, наверное, правильно говорить о том, что цены расти не будут. Например, в марте-апреле экономически был весьма обоснован их рост, но они стояли — и это было компромиссом. А сейчас их нахождение на одном уровне является экономически обоснованным.

О ценах на бензиновом рынке «СП» рассказал аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банка» Андрей Полищук.

«СП»: — Андрей, заметны ли уже какие-то ценовые подвижки в связи с запретом Ространснадзора?

— Запрет действует всего неделю, за такой период ощутимого движения цен не происходит.

«СП»: — Сколько нужно времени, чтобы автолюбители почувствовали дефицит?

— Два месяца и более. В прошлом году весной НПЗ, правда, по другим причинам, также длительно недополучали сырье. В результате за одну неделю с 15 по 22 апреля стоимость 1 тонны 95 бензина на оптовом рынке выросла с 27500 до 29800 рублей, то есть на 8,4%. На розничном рынке рост был еще более значительным — и это в условиях снижения цен на нефть на мировом рынке!

«СП»: — Что происходит с ценами сегодня?

— После того, как в рамках обязательств перед правительством в предвыборную пору цены искусственно держались на одном уровне, оказалось, что в некоторые месяцы НПЗ работали буквально себе в убыток, по итогам первого квартала этого года они отрапортовали о средней по отрасли 5-процентном уровне прибыльности своего бизнеса. В апреле-мае вы видели ползучий рост цен, и теперь средняя маржа превышает 10%.

«СП»: — А какие ориентиры ставят перед собой нефтяники?

— Традиционно хорошим уровнем маржи они считают 20%, поскольку это создает некий задел перед осенним падением спроса. Таким образом, средняя маржа по году должна быть не ниже 15% - это правильный, с точки зрения руководителей нефтяных компаний, показатель. Так что они считают справедливым поднять цены даже без учета транспортного коллапса на железной дороге.

«СП»: — Однако пока этого не происходит.

— Действительно, пока им дают цель не допускать резкого роста цен. Но они будут просить позволить им отпустить цены. Не забывайте, что с 1 июля у нас на 30%, по решению правительства, вырастут акцизы на нефтепродукты. Это означает, что цена 1 литра, скажем, 92 бензина должна вырасти на 40 копеек, а дизельного топлива — на 45 копеек.

Фото: gazprom-neft.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня