18+
понедельник, 29 мая
Экономика

АвтоВАЗ возвращается в лихие 90-е

Проблемы с чередой пусков-остановок автогиганта все больше напоминают разборки. Разве что до стрельбы еще дело не дошло

  
169

На ОАО «АвтоВАЗ» очередной скандал: руководство автогиганта намерено поменять управление своим крупнейшим дочерним дилерским холдингом ОАО «Лада-Сервис». Менеджеры, которым показывают на дверь, являются выходцами из самарской финансово-промышленной группы СОК (основной поставщик автокомпонентов завода). Им на смену уже готовы прийти представители другой коммерческой структуры.

На прошлой неделе стороны конфликтовали из-за системы взаиморасчетов: группа СОК выразила недовольство тем, что завод только на 30% оплачивает деньгами поставку деталей для сборки своей продукции, а остальное «покрывает» векселями. Потребовав погасить денежную задолженность, группа СОК, обеспечивающая 40% потребностей АвтоВАЗа в комплектующих, остановила их отгрузку со своих предприятий, в результате чего остановился конвейер автозавода.

В то же время, аудит, проведенный группой СОК в «Ладе-Сервис», показал недостачу около 4 тысяч машин у дилеров АвтоВАЗа — это уже второй такой случай с начала года.

Теперь ожидается, что под давлением акционеров свои посты в «Ладе-Сервис» покинут представители интересов группы СОК — исполняющий обязанности президента Сергей Шабанов и вице-президент Александр Наметкин, руководившие сетью чуть более месяца.

Однако, нынешний конфликт является только продолжением давней борьбы за контроль над флагманом отечественного автомобилестроения. Это сегодня ФПГ СОК делает не только автозапчасти, но и собирает импортные автомобили, стоит дороги и мосты, осваивает туристический бизнес. А в далеком 1994 году бизнес СОКа начинался с продажи вазовских автомобилей. Собственникам группы это дало возможность в дальнейшем широко развернуть свою деятельность. Но правоохранительные органы давно подозревали, что методы и действия менеджеров СОКа, скажем так, находятся за гранью закона. На АвтоВАЗе проходили нескончаемые проверки, под подозрением в коррупционных связях оказались даже бывший глава автогиганта Владимир Каданников и бывший глава Самарской области Константин Титов. Однако дело в отношении них окончилось лишь беседами со следователями.

А на самом АвтоВАЗе проводились регулярные зачистки. Например, после нашумевшей милицейской операции «Циклон», проводившейся на АвтоВАЗе в 1997—1998 годах, было объявлено, что на заводе наконец-то покончено с деятельностью оккупировавших его преступных группировок, а заодно и с хищениями на предприятии.

Тем не менее, когда в 2006 году «Рособоронэкспорт» пришел на Авто ВАЗ, оказалось, что, несмотря на многочисленные милицейские операции, воровство на заводе искоренить не удалось: только за 2005 год с АвтоВАЗа было украдено товарно-материальных ценностей на сумму около 1,5 млрд. рублей, а запчастей ежедневно (!) вывозилось на сумму свыше 3 млн. рублей.

Но серьезно за группу СОК федеральная власть взялась только после ухода Владимира Каданникова с поста председателя совета директоров автогиганта на пенсию. В декабре 2005 года в московском офисе группы прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбужденных в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. По неофициальной версии — это была попытка государственных структур взять не только под свой полный контроль АвтоВАЗ, но и «освободить» завод от «кабального» контракта на поставки запчастей группой СОК.

Тогда группа СОК обеспечивала АвтоВАЗу до 50% поставок деталей на конвейер, контролировала сбыт автомобилей и запчастей, а представители группы занимали ряд ключевых руководящих постов на этом предприятии. Ходили слухи, что существовала негласная договоренность о приобретении группой СОК контрольного пакета акций АвтоВАЗа. Но администрация президента Владимира Путина приняла решение о передать контроля над автогигантом государственной структуре — ФГУП «Рособоронэкспорт». «Для АвтоВАЗа важнее всего прозрачность отношений со своими поставщиками и рыночная целесообразность», — заявлял тогда замгендиректора этой госструктуры Владимир Артяков, который сначала возглавил АвтоВАЗ, а затем занял пост губернатора Самарской области. Но и ему удалось только частично «отжать» СОК от автогиганта: время показало, что без помощи частных компаний АвтоВАЗ обойтись не в состоянии.

Однако в последнее время желающих поучаствовать в судьбе автогиганта прибавилось. Как сообщает самарская газета «Хронограф», две крупнейшие бизнес-группы Самарской области — холдинг «Волгапромгаз» и Группа СОК — в ближайшее время поделят сферы сбыта продукции и поставок автокомплектующих на тольяттинский автогигант, что «приведет к усилению влияния двух крупнейших региональных ФПГ как на политику самого ВАЗа, так и на администрацию Самарской области». Поэтому нельзя исключить, что очередное «гонение» на менеджеров, представляющих интересы СОКа, вызвано появлением нового игрока на этом поле.

Несколько месяцев назад основатель «Волгопромгаза» и бывший топ-менеджер РАО ЕЭС России Владимир Аветисян получил назначение в руководство новосозданного холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), который был сформирован под патронажем госкорпорации «Ростехнологии». В задачу ОАТ изначально и ставилось объединить предприятия, производящие запчасти и автокомплекты для АвтоВАЗа. Возможно, известный своей жесткостью и амбициями Владимир Аветисян решил не делить сферы влияния с группой СОК, а пользуясь поддержкой «Ростехнологий» и, не исключено, губернатора Владимира Артякова, взять под полный контроль дилерскую сеть АвтоВАЗа. И отжать СОК.


Из досье:

ОАО «Лада-Сервис» — дилерский холдинг, сформированный на базе дочерних дилеров АвтоВАЗа, объединяет 140 центров в России, продает до 25% продукции АвтоВАЗа (примерно 150 тыс. машин в 2008 году). Выручка в 2007 году — около 40 млрд руб.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня