18+
суббота, 10 декабря
Экономика

Послание 2012: миссия невыполнима?

Президент Путин «послал» самого себя за предвыборный рост бюджетного дефицита

  
22

В четверг, 28 июня президент Владимир Путин озвучил в Кремле бюджетное послание на 2012−2015 годы, в котором назвал проблемы бюджетной политики, а также определил задачи на следующий год. Интрига в том, что год назад его предшественник, а ныне премьер-министр Дмитрий Медведев уже ставил перед правительством почти те же самые задачи, которые так и не были выполнены премьером Путиным. Теперь сам Медведев в должности главы правительства является адресатом послания президента. Вот только, как свидетельствует простая математика, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

В целом послание Путина мало чем отличается от тезисов его предшественника, впрочем, в последние годы эти документы вообще выглядят братьями-близнецами. Видимо, их готовят действующему президенту одни и те же неофициальные помощники. Вот и в новом послании звучат все те же заявления о правилах использования нефтегазовых доходов, снижении ненефтегазового дефицита (без учета доходов от экспорта нефти и газа), пенсионной реформе, контроле за госрасходами и прозрачности государственного управления, да еще о «новом — старом» этапе межбюджетных отношений, который должно установить правительство. В документе все так же декларируется традиционная ориентация России на инновационное развитие и экономический рост, вот только на самом деле ориентация страны уже давно направлена на одну «трубу».

Впрочем, послание-2012 все же отличается от предыдущего — более общими фразами и отсутствием конкретики. Но главным отличием послания Путина стало упоминание антикризисных мер и необходимости быть готовыми к последствиям мирового кризиса. Послание Медведева образца 2011 года декларировало, что мировой кризис благополучно преодолен, и пришло время строить посткризисную экономику. Хотя, большинство экспертов уже тогда предупреждало о «перманентности» кризиса, да и события в Европе, в частности — в Греции, говорили о том же самом. Но где Греция, а где Медведев?

Теперь же, как заявил Путин, нам нужно очень осторожно относиться к повышению бюджетных расходов. В то же время, по словам президента, расходы бюджета на образование, науку и инфраструктуру все равно должны расти. Кроме того, должны повышаться расходы на модернизацию производства, которое изношено на все 70%, на инновации, пенсионную систему. Как сообщает Reuters, в кулуарах Кремля чиновники уже назвали этот план невыполнимым.

Их поменяли местами

Основной целью бюджетной политики Путин назвал «обеспечение бюджетной устойчивости путем жесткого контроля за госрасходами в связи с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике». Главной проблемой бюджетного планирования названо «сохранение значительного нефтегазового дефицита».

Но это вовсе не новость — власти уже который год твердят о высокой «наркозависимости» российской экономики и бюджета, половину доходов которого обеспечивают поступления от нефти и газа, однако расходы государства перед выборами продолжали расти. Стоит вспомнить, что год назад поручение снизить зависимость бюджета от конъюнктурных доходов давал Медведев правительству Путина. Напомним также, что именно спор с Медведевым о расходах стоил должности главному защитнику бюджетной дисциплины — экс-министру финансов Алексею Кудрину.

Да и сам Путин, будучи кандидатом в президенты и премьер-министром, не слишком заморочивался на экономии. Как подсчитали эксперты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) «Сбербанка», только исполнение его предвыборных обещаний в области социальной политики обойдется бюджету по меньшей мере в 5,1 трлн рублей за шесть лет. При этом расходы на социальную сферу, по данным ЦМИ, будут расти год от года. К примеру, если в 2012 году они составят 300 млрд рублей, то в 2018 году — уже 1,3 трлн рублей. На социальные нужды будет тратиться около 1% ВВП ежегодно. И эти траты, даже при цене на нефть в 95 долларов за баррель, могут привести к дефициту бюджета в размере 1,5% ВВП, а выполнение всех остальных обещаний президента увеличит дефицит бюджета до 3% ВВП.

Сверхвысокие цены на нефть били рекорды весь прошлый год вплоть до середины марта. Правительство Путина, вдохновленное подорожанием нефти до 120 долларов за баррель, переписало бюджет-2012 из расчета среднегодовой цены Urals в 115 долларов вместо 100, чтобы иметь возможность увеличить поступления в бюджет и, соответственно — расходы. Но за три последних месяца баррель российской нефти подешевел до 90 долларов, а Европа — основной получатель сырья, все глубже погружается в кризис.

Здесь полезно вспомнить, что еще этой весной Путин в связи с поступлением лишних нефтедолларов в бюджет объявил об увеличении текущих расходов в 2012 году «приблизительно» на 108 млрд рублей. Но, как выяснили аналитики, действующий президент и премьер успели раздать поручений еще на десятки миллиардов. Всего из бюджетных нефтедоходов «на текущие нужды» в 2012 году будет выделено дополнительно 404 млрд рублей или 3% от существующих расходов, подсчитали в Минфине. Причем 87,2 млрд рублей из них приходятся на поручения экс-президента Медведева и 63,5 млрд — экс-премьера Путина, плюс еще 87,1 млрд рублей — на просьбы «нуждающихся» МВД и Минобороны. В числе этих 237,8 млрд рублей «сверхрасходов», например, выделяется 3,2 млрд рублей «на банно-прачечное обслуживание» для Минобороны.

Цена вопроса — дополнительные 817,9 млрд рублей, которые в этом году принесла бюджету дорогая нефть, говорилось в материалах Минфина. Но в связи с новыми расходами, тот самый ненефтегазовый дефицит, о котором говорит Путин в своем послании, будет на уровне 11% ВВП. Так кого же «послал» Путин в своих бюджетных тезисах, самого себя?

Приватизации не будет — рынок заболел

Есть и еще одно коренное отличие послания Путина: в нем не прозвучал один из главных тезисов Медведева — об ускорении приватизации госсобственности.

В послании-2012 не было сказано ни слова о приватизации крупных активов, которой год назад Медведев даже посвятил отдельный пункт. Эксперты считают, что это связано с неопределенностью на рынках в связи с надвигающимся кризисом, и, соответственно, с низкой рыночной ценой, по которой можно продать госсобственность. А ведь помнится, еще совсем недавно мы постоянно слышали с высоких трибун власти, что за три предстоящих года от продажи госактивов должно быть получено около 1 трлн рублей в бюджет, более 300 млрд рублей в каждом году. А сейчас мы все больше слышим, что сроки приватизации той или иной госкорпорации переносятся на сентябрь, или вообще откладываются на неопределенное время.

Однако, как говорит директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова, если по приватизационным планам намечается торможение, то это не очень хороший сигнал рынку. Это отразится обязательно на стоимости всех российских ценных бумаг — так уж устроен рынок. «Мы понимаем, что сейчас, наверное, не получится взять высокую цену, но ведь еще нет и острой фазы кризиса, еще можно предпринимать определенные шаги», — считает эксперт. Но иностранные инвесторы уже сделали соответствующие выводы, что лакомых пакетов акций российских нефтегазовых компаний им в ближайшее время не заполучить. А может, оно и к лучшему?

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня