Экономика

Медицину подлечат на бумаге

На производство лекарств государство тратит в 40 раз меньше, чем россияне — на покупку импортных

  
15

Три четверти лекарств в наших аптеках — импортные. Эту горькую правду озвучил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 12 сентября на выездном совещании в Пензе. Там высокопоставленные чиновники под председательством Медведева обсуждали стратегию развития медицинской промышленности до 2020 года.

Как сообщила пресс-служба правительства, цель программы — в «преодолении системных проблем в отрасли…, технологическом перевооружении производственных мощностей и создании научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции». Минпромторг планирует завершить работу над стратегией до 1 февраля.

На бумаге все выглядит красиво. В соответствии с программой, с 2011-го по 2020-й год госинвестиции в создание новой медицинской техники и изделий медицинского назначения составят более 26,5 миллиардов рублей. За этот же период правительство рассчитывает привлечь в отрасль более 22,6 миллиардов рублей частных инвестиций. До 2017 года должно завершиться материально-техническое перевооружение отечественных предприятий, должен состояться переход к мировым стандартам качества и безопасности продукции медицинской промышленности. За этот же срок должна быть решена кадровая проблема и сформированы экономические предпосылки для «продвижения российской продукции на рынки СНГ, Латинской Америки и Африки». К 2020 году должна состояться интеграция России с мировой индустрией разработок и производства медицинских изделий. К этому же времени должна быть создана система выведения на рынок новых видов продукции.

Однако на самом деле ситуация в отрасли крайне далека от заявленных целей. С одной стороны, Россия, наряду со странами БРИК, является мировым лидером роста потребления современных высокотехнологичных медицинских изделий. Эксперты прогнозируют, что за ближайшие 10 лет объем отечественного рынка медицинских товаров вырастет с сегодняшних 160 миллиардов рублей до 420−450 миллиардов рублей в год. Правда, пока ежегодные среднедушевые расходы на приобретение лекарств в нашей стране составляют всего 120 долларов. Чиновники хвалятся, что это в 10 раз больше, чем было в 2000 году. Эксперты возражают: в странах Западной Европы эти траты — от 400 до 700 долларов в год на человека, в Японии они превышают 500 долларов.

С другой стороны, согласно Росстату, в стоимостном выражении 75−90% потребляемых в стране препаратов — импортные. По данным статистического ведомства, импорт лекарств в Россию в 2011 году превысил сумму 3 миллиарда долларов. Таким образом, ежегодно россияне тратят на покупку импортных лекарств почти вчетверо (!) больше, чем государство согласно потратить на поднятие отрасли за 10 лет, включая оборудование и медикаменты.

Статистики, правда, отмечают, что в натуральном выражении доля отечественных медикаментов достигает 64% продаж в аптеках и 74% используемых медикаментов в лечебных заведениях. Однако второе место по объемам производства в стране по-прежнему занимает физраствор для капельниц — химически это раствор поваренной соли. А 80% рынка занимают дженерики — медикаменты зарубежной разработки, на которые истек срок патента. То есть разработки довольно старые. Для сравнения, в Японии доля дженериков не превышает 20% рынка.

Почему несмотря на многолетние федеральные целевые программы и денежные вливания из бюджета на российском рынке по-прежнему безраздельно господствуют иностранные производители? С этим вопросом «СП» обратилась к эксперту ЦМИ «Фармэксперт» Елене Лозовой:

— Бесспорно, система российского здравоохранения требует срочного обновления. Страна, имеющая один из самых высоких показателей заболеваемости раком легких (13,3% населения), другими онкологическими заболеваниями, болезнями системы кровообращения (от них умирает больше половины россиян) имеет в лечебно-профилактических учреждениях до 70% изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Впрочем, чему удивляться? Общество с «больной» экономикой не может иметь здоровое население. Помимо профилактических и просветительских мероприятий наша медицина нуждается в новейшем лечебно-диагностическом оборудовании. На цели модернизации здравоохранения ежегодно выделяются немалые средства, но, учитывая текущее состояние медико-технической базы ЛПУ, их все равно недостаточно для кардинального изменения ситуации. Финансирование из государственных источников примерно в 1, 6 раза ниже необходимого.

Но проблема не только в деньгах. У нас по-прежнему отсутствует даже базовое правовое регулирование в сфере медицинских изделий. В действующем законодательстве нет определения термина «медицинская техника». А ведь это обязанность государственной власти — задать правила игры на рынке.

Отсутствие системы экспертной оценки и унифицированных технических требований к различным видам высокотехнологичного медицинского оборудования оставляет простор для злоупотребления со стороны заказчиков, способных выдать второстепенный отличительный признак прибора/аппарата за ключевой (что, на самом деле, активно практикуется). Но факт остается фактом: техническое задание должно быть «открытым», т.е. содержащим усредненные, а не лучшие характеристики оборудования.

Столь же очевидно, что наиболее современные и совершенные модели оборудования являются более дорогими. А стоит задача — экономить. Поэтому китайские производители, выпускающие более дешевые и зачастую гораздо менее качественные аналоги практически всех видов медицинских изделий, имеют гораздо больше шансов выиграть конкурс в России, чем западные производители, часто закладывающие в цену предложения дорогостоящее обучение и квалифицированную техническую поддержку специалистов.

В итоге, больница получает наиболее дешевое, среднее по техническим параметрам, но «достаточно современное» оборудование. Вот такая модернизация. Российские же производители зачастую не могут составить конкуренцию по цене китайским — но это общая проблема экономики.

«СП»: — Очень часто говорят о разгуле коррупции при организации тендеров…

— До перехода на размещение заказов путем открытых аукционов в электронной форме в целом ряде регионов медицинское оборудование приобретали по существенно завышенным ценам. Создавались мошеннические схемы, направленные на завышение стоимости медицинского оборудования. Использовались расчетные счета третьих лиц при проведении расчетов между заказчиками и поставщиками. Нашумевшие уголовные дела по нарушениям в организации закупок медицинского оборудования были возбуждены практически во всех регионах России. 29-ти высокопоставленным должностным лицам субъектов Российской Федерации были предъявлены обвинения в мошенничестве, растрате, злоупотреблении полномочиями. Эти скандалы касались, прежде всего, закупок крупного дорогостоящего оборудования.

На мой взгляд, следует обратить внимание также и на адекватность закупочных цен на «мелкое» оборудование и расходные материалы.

После введения электронных торгов в 2011 году коррупционных скандалов стало меньше. Но многие специалисты разочарованы длительной проблемной работой сайта www.zakupki.gov.ru. — постоянными техническими сбоями, некорректной работой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), периодами абсолютной недоступности сайта в течение нескольких дней. Информационный ресурс, фактически имеющий статус «федерального сайта» и проработавший в «тестовом» варианте весь 2011 год, продолжает «одаривать» нас проблемами и сегодня. Абсолютно неадекватная система поиска информации не позволяет ни одним из способов (по коду, ключевому слову, временному периоду) получить полный перечень закупок. Только комбинируя несколько вариантов и подходов можно получить более или менее полную выборку данных. Кроме того, размещаемая на сайте итоговая тендерная информация часто публикуется в урезанном или закрытом виде.

«СП»: — Что же ждет дальше отрасль?

— В 2012 году на обновление материально-технической базы медицинских учреждений и повышение стандартов оказания медицинской помощи планируется направить 195 млрд руб. В дальнейшем прогнозируется рост медико-технического рынка в среднем на 13,5% (среднегодовой показатель до 2020 г.). Однако при имеющейся системе госзакупок — а именно она определяет погоду на рынке в целом — российским предприятиям не удастся получить значительную долю заказов на рынке. Формальная ориентация на самые дешевые предложения автоматически лишает их шансов на победу.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Мордасов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Александр Шершуков

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня