Экономика

Медицину подлечат на бумаге

На производство лекарств государство тратит в 40 раз меньше, чем россияне — на покупку импортных

  
15

Три четверти лекарств в наших аптеках — импортные. Эту горькую правду озвучил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 12 сентября на выездном совещании в Пензе. Там высокопоставленные чиновники под председательством Медведева обсуждали стратегию развития медицинской промышленности до 2020 года.

Как сообщила пресс-служба правительства, цель программы — в «преодолении системных проблем в отрасли…, технологическом перевооружении производственных мощностей и создании научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции». Минпромторг планирует завершить работу над стратегией до 1 февраля.

На бумаге все выглядит красиво. В соответствии с программой, с 2011-го по 2020-й год госинвестиции в создание новой медицинской техники и изделий медицинского назначения составят более 26,5 миллиардов рублей. За этот же период правительство рассчитывает привлечь в отрасль более 22,6 миллиардов рублей частных инвестиций. До 2017 года должно завершиться материально-техническое перевооружение отечественных предприятий, должен состояться переход к мировым стандартам качества и безопасности продукции медицинской промышленности. За этот же срок должна быть решена кадровая проблема и сформированы экономические предпосылки для «продвижения российской продукции на рынки СНГ, Латинской Америки и Африки». К 2020 году должна состояться интеграция России с мировой индустрией разработок и производства медицинских изделий. К этому же времени должна быть создана система выведения на рынок новых видов продукции.

Однако на самом деле ситуация в отрасли крайне далека от заявленных целей. С одной стороны, Россия, наряду со странами БРИК, является мировым лидером роста потребления современных высокотехнологичных медицинских изделий. Эксперты прогнозируют, что за ближайшие 10 лет объем отечественного рынка медицинских товаров вырастет с сегодняшних 160 миллиардов рублей до 420−450 миллиардов рублей в год. Правда, пока ежегодные среднедушевые расходы на приобретение лекарств в нашей стране составляют всего 120 долларов. Чиновники хвалятся, что это в 10 раз больше, чем было в 2000 году. Эксперты возражают: в странах Западной Европы эти траты — от 400 до 700 долларов в год на человека, в Японии они превышают 500 долларов.

С другой стороны, согласно Росстату, в стоимостном выражении 75−90% потребляемых в стране препаратов — импортные. По данным статистического ведомства, импорт лекарств в Россию в 2011 году превысил сумму 3 миллиарда долларов. Таким образом, ежегодно россияне тратят на покупку импортных лекарств почти вчетверо (!) больше, чем государство согласно потратить на поднятие отрасли за 10 лет, включая оборудование и медикаменты.

Статистики, правда, отмечают, что в натуральном выражении доля отечественных медикаментов достигает 64% продаж в аптеках и 74% используемых медикаментов в лечебных заведениях. Однако второе место по объемам производства в стране по-прежнему занимает физраствор для капельниц — химически это раствор поваренной соли. А 80% рынка занимают дженерики — медикаменты зарубежной разработки, на которые истек срок патента. То есть разработки довольно старые. Для сравнения, в Японии доля дженериков не превышает 20% рынка.

Почему несмотря на многолетние федеральные целевые программы и денежные вливания из бюджета на российском рынке по-прежнему безраздельно господствуют иностранные производители? С этим вопросом «СП» обратилась к эксперту ЦМИ «Фармэксперт» Елене Лозовой:

— Бесспорно, система российского здравоохранения требует срочного обновления. Страна, имеющая один из самых высоких показателей заболеваемости раком легких (13,3% населения), другими онкологическими заболеваниями, болезнями системы кровообращения (от них умирает больше половины россиян) имеет в лечебно-профилактических учреждениях до 70% изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Впрочем, чему удивляться? Общество с «больной» экономикой не может иметь здоровое население. Помимо профилактических и просветительских мероприятий наша медицина нуждается в новейшем лечебно-диагностическом оборудовании. На цели модернизации здравоохранения ежегодно выделяются немалые средства, но, учитывая текущее состояние медико-технической базы ЛПУ, их все равно недостаточно для кардинального изменения ситуации. Финансирование из государственных источников примерно в 1, 6 раза ниже необходимого.

Но проблема не только в деньгах. У нас по-прежнему отсутствует даже базовое правовое регулирование в сфере медицинских изделий. В действующем законодательстве нет определения термина «медицинская техника». А ведь это обязанность государственной власти — задать правила игры на рынке.

Отсутствие системы экспертной оценки и унифицированных технических требований к различным видам высокотехнологичного медицинского оборудования оставляет простор для злоупотребления со стороны заказчиков, способных выдать второстепенный отличительный признак прибора/аппарата за ключевой (что, на самом деле, активно практикуется). Но факт остается фактом: техническое задание должно быть «открытым», т.е. содержащим усредненные, а не лучшие характеристики оборудования.

Столь же очевидно, что наиболее современные и совершенные модели оборудования являются более дорогими. А стоит задача — экономить. Поэтому китайские производители, выпускающие более дешевые и зачастую гораздо менее качественные аналоги практически всех видов медицинских изделий, имеют гораздо больше шансов выиграть конкурс в России, чем западные производители, часто закладывающие в цену предложения дорогостоящее обучение и квалифицированную техническую поддержку специалистов.

В итоге, больница получает наиболее дешевое, среднее по техническим параметрам, но «достаточно современное» оборудование. Вот такая модернизация. Российские же производители зачастую не могут составить конкуренцию по цене китайским — но это общая проблема экономики.

«СП»: — Очень часто говорят о разгуле коррупции при организации тендеров…

— До перехода на размещение заказов путем открытых аукционов в электронной форме в целом ряде регионов медицинское оборудование приобретали по существенно завышенным ценам. Создавались мошеннические схемы, направленные на завышение стоимости медицинского оборудования. Использовались расчетные счета третьих лиц при проведении расчетов между заказчиками и поставщиками. Нашумевшие уголовные дела по нарушениям в организации закупок медицинского оборудования были возбуждены практически во всех регионах России. 29-ти высокопоставленным должностным лицам субъектов Российской Федерации были предъявлены обвинения в мошенничестве, растрате, злоупотреблении полномочиями. Эти скандалы касались, прежде всего, закупок крупного дорогостоящего оборудования.

На мой взгляд, следует обратить внимание также и на адекватность закупочных цен на «мелкое» оборудование и расходные материалы.

После введения электронных торгов в 2011 году коррупционных скандалов стало меньше. Но многие специалисты разочарованы длительной проблемной работой сайта www.zakupki.gov.ru. — постоянными техническими сбоями, некорректной работой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), периодами абсолютной недоступности сайта в течение нескольких дней. Информационный ресурс, фактически имеющий статус «федерального сайта» и проработавший в «тестовом» варианте весь 2011 год, продолжает «одаривать» нас проблемами и сегодня. Абсолютно неадекватная система поиска информации не позволяет ни одним из способов (по коду, ключевому слову, временному периоду) получить полный перечень закупок. Только комбинируя несколько вариантов и подходов можно получить более или менее полную выборку данных. Кроме того, размещаемая на сайте итоговая тендерная информация часто публикуется в урезанном или закрытом виде.

«СП»: — Что же ждет дальше отрасль?

— В 2012 году на обновление материально-технической базы медицинских учреждений и повышение стандартов оказания медицинской помощи планируется направить 195 млрд руб. В дальнейшем прогнозируется рост медико-технического рынка в среднем на 13,5% (среднегодовой показатель до 2020 г.). Однако при имеющейся системе госзакупок — а именно она определяет погоду на рынке в целом — российским предприятиям не удастся получить значительную долю заказов на рынке. Формальная ориентация на самые дешевые предложения автоматически лишает их шансов на победу.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Мордасов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня