Экономика

Над бюджетом-2013 — тень Кудрина

В проекте главного финансового документа демонстративно не учтены предвыборные обещания Путина

  
13

Минфин подготовил поправки в проект федерального бюджета будущего года. В середине сентября этот документ жестко раскритиковал президент Владимир Путин за то, что в расходную часть не были заложены деньги на финансирование его предвыборных обещаний. И вот теперь проект бюджета-2013 готовится ко второму чтению в Госдуме. Однако основные предложения президента страны после первого чтения в нижней палате парламента так и не учтены. Это делает перспективы законопроекта в нынешнем виде туманными. Кроме того, появляется ощущение, что формирование главного финансового документа страны не контролируется ни премьер-министром, ни Кремлем. Бюджет стал заложником клановых и ведомственных противоречий.

Итак, что именно не устроило в сентябре Путина? Во-первых, в расходную часть не были включены предусмотренные в одном из первых указов президента госпрограммы по увеличению производительности труда в стране на 50% к 2018 году. Для этого Путин предлагал модернизировать в соответствии с требованиями инновационной экономики не менее 25 миллионов рабочих мест к 2020 году. В случае реализации этой задачи, доля наукоемкой продукции в ВВП России за ближайшие шесть лет должна вырасти на 30%. Эти программы, в соответствии с указом, должны были быть утверждены федеральным правительством до 31 декабря 2012 года. С тем, чтобы с начала 2013 года вступить в действие и, соответственно, с этой даты получить финансирование из госбюджета.

Таким образом, остались без финансирования целевые отраслевые проекты: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России». Недовольство главы государства вызвал и тот факт, что в бюджете никак не отражена реформа пенсионной системы. За эти недостатки президент поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву объявить выговор главе Минрегиона Олегу Говоруну и руководителю Минтруда Максиму Топилину.

Однако в Минфине кивают: бюджет запланирован дефицитным, денег на масштабные госпрограммы попросту нет. Доходы федерального бюджета в 2013 году запланированы на уровне 12,9 трлн руб, расходы — 13,4 трлн руб, дефицит госбюджета превысит 521 миллиард рублей или 1,5% ВВП.

Какие же решения смог предложить ко 2 ноября Минфин? Достаточно неожиданные. Например, деньги на развитие российских космодромов изысканы за счет сокращения объемов строительства жилья для ветеранов (670 млн руб) и уменьшения помощи Южной Осетии (еще 185 млн руб). Однако космическая программа оказалась самой счастливой. Правда, за счет социальных направлений, которые тоже было велено развивать.

Еще 200 млн рублей у Южной Осетии заберут в пользу ансамбля Большого Успенского монастыря в Тихвине Ленинградской области. Но это все, чего удалось получить программе по развитию культуры. Минфин не смог найти деньги на ввод в эксплуатацию — тоже просьба президента — филиалов Государственного центра современного искусства в Томске, Владикавказе, Калининграде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, а также второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Даже широкий жест самопожертвования — правительство сократило расходы на свое содержание на ближайшие три года на 2,1 млрд руб. — не помог найти средства на повышение размера минимальной оплаты труда до прожиточного минимума. Ведомство предлагает вернуться к этому вопросу через 2−4 года, если позволит экономическая ситуация в стране. А ведь повышение заработных плат бюджетникам было одним из основных предвыборных обещаний Владимира Путина. Еще летом говорили о возможном росте их заработных плат в 2,6 раза. Исключение сделано лишь для сотрудников Следственного комитета (получит 4,1 млрд рублей) и Генпрокуратуры (выделят 7,2 млрд руб.) Так что работники этих структур смогут получать доплаты за особые условия труда: с 1 января 2013 года до 100%, с 1 апреля — до 125%, а с 1 октября — до 175% должностного оклада.

Также не нашли денег для субсидирования пригородных перевозок в электричках. Минобороны сможет получить деньги на строительство социально значимых объектов (до 235 млн руб.) только в случае, если они поступят от продажи билетов гослотереи «Победа».

В чем причина назревающего бюджетного кризиса? Неужели все же нет денег на предвыборные обещания президента, только ему об этом вовремя не сообщили?

— Минфин занимает крайне консервативную позицию, ведь он за исполнение бюджета отвечает головой. Поэтому нынешний законопроект в значительной степени отражает подход этого ведомства. Есть два пункта в документе, которые позволяют изыскать якобы отсутствующие средства, — говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина. — Например, огромный финансовый резерв в бюджете заложен за счет сильно завышенного курса рубля. Предполагается, что курс будет колебаться в коридоре 30−32 рублей за доллар. Однако расходную часть формировали под условия, что состоится очередной виток экономического кризиса, и стоимость основных статей российского экспорта — энергоносителей и металлов — значительно снизится. При этом не учитывается, что в этом случае неизбежно произойдет быстрое падение курса рубля, которое позволит хорошо наполнить доходную часть бюджета за счет гораздо более выгодной стоимости нашего экспорта в рублевом выражении. Этот резерв совершенно не отражен в проекте, а он огромен. То есть, как бы застраховались от кризиса, не учтя его реалий. Я, например, считаю заложенный в бюджете курс нашей национальной валюты совершенно нереализуемым в тех экономических условиях, которые наиболее вероятны. Вот вам сразу весьма значительная недоучтенная в бюджете сумма.

«СП»: — Достаточен ли этот резерв для выполнения предвыборных обещаний президента?

— Вполне. Чтобы найти деньги, достаточно всего лишь принять новое бюджетное правило не в редакции Минфина, а в редакции Минэкономразвития, который всего лишь предлагал учитывать инфляцию при определении планки, сверх которой нефтегазовые доходы будут отсекаться в Резервный фонд. В нынешнем формате получается, что бюджетное правило работает не на стабилизацию экономики, а на урезание расходной части бюджета любой ценой в ущерб развитию страны. Да, бюджет надо сбалансировать, однако сегодня этот баланс осуществляется за счет программ госинвестиций. А ведь это очень значимый ресурс стимулирования экономического роста. Роль госрасходов сегодня трудно переоценить, они остаются определяющим стимулом. Неслучайно Минэкономразвития так пытаются педалировать эту тему: это ведомство как раз напрямую отвечает за экономический рост.

«СП»: — Получается, что Минфин смог при формировании бюджета «пробить» свое «видение». Этого оказалось достаточно, чтобы «зарубить» обещания президента? Получается, и население, и экономика в целом оказались заложниками ведомственных амбиций?

— К сожалению, я не готова комментировать политические моменты.

Директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, впрочем, считает, что Минфин, действительно попросту ткнул всех носом в очевидный факт: это ведомство гораздо важнее, чем президентская администрация. Президент не может вмешаться в то, что происходит внутри Минфина, у него попросту нет рычагов влияния на процессы в недрах главного экономического министерства.

«СП»: — Таким образом, финансовое ведомство сознательно идет на бюджетный кризис? Причем, казалось бы, на ровном месте?

— А что оно теряет от этого? Хорошо, допустим, новый бюджет так и не будет принят. Тогда, по федеральным законам, Минфин должен будет исполнять по факту бюджет предыдущего года. То есть, точно такой же, по сути, бюджет, не предусматривающий никакого развития страны, который Минфин же и сформировал ранее, и исполнение которого полностью устраивает это ведомство.

«СП»: — Получается, усугубляется конфликт между правительством, возглавляемым Дмитрием Медведевым, и президентом? Откуда эта жесткая, показная конфронтация и игнорирование президентских указов?

— Минфином, как и раньше, полностью командует Кудрин. Он до сих пор сохраняет абсолютный контроль над всеми процессами в этом министерстве. И команды президента или премьер-министра там какого-либо значимого действия не имеют. Ну, издаст президент указы… А деньгами на их исполнение распоряжаются совершенно другие люди. В этой ситуации попросту наглядно видно, кто главный политик в стране. Выясняется, что самый крупный политик — Кудрин. А у других реального влияния намного меньше.

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня