Экономика

Охлажденное потребление

Застывшие доходы и высокая инфляция удерживают россиян от покупок

  
17

В соответствии с данными Росстата, сектор розничной торговли испытывает значительное охлаждение. Продажи растут самыми низкими с февраля 2010 года темпами. Эти тенденции были заметны с начала года, но особенно усилились в октябре. Ряд экспертов полагает, что сдерживают потребительскую активность замедлившийся рост доходов россиян, а также достаточно высокая инфляция. Возможно, свою лепту в этот процесс внесла и растущая с августа безработица. Эти факторы позволяют оценивать внутренний рынок как достаточно неустойчивый, чтобы стимулировать рост отечественной промышленности.

— Спрос на непродовольственные товары со стороны населения действительно падает, а на продовольственные — балансирует примерно на одном уровне, — сообщил «СП» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.

«СП»: — Каковы основные причины снижающегося спроса?

— Во-первых, это медленно растущие заработные платы. При этом общие доходы населения растут еще медленнее. Плюс более высокая, чем ожидалось, инфляция, обесценивающая эти самые доходы.

Другой важный фактор — насыщенность рынка потребительского кредитования. Иными словами, люди со стабильными средними доходами уже купили все то, что планировали. Более богатым кредиты на бытовые товары не нужны, более бедные их не в состоянии тянуть. Этот фактор также связан с тем, что ставки по потребительским кредитам — самые высокие, и есть признаки, что в ноябре-декабре банки будут их еще увеличивать. Поскольку обычно кредиты берутся на самые дорогие товары, то потребителю проще сместиться в сектор более дешевой техники, менее дорогих брендов. Поэтому в денежном выражении общая сумма покупок снижается.

«СП»: — Каковы же признаки охлаждения потребительского спроса?

— По сравнению с бурными темпами прироста, которые наблюдались в 2010-м и 2011-м годах, почти не растет автомобильный рынок. Абсолютно то же самое происходит на рынке бытовой техники. В целом на конец этого года ожидается рост потребления непродовольственных товаров на 6−7%. Но в значительной степени этот рост пришелся на начало года, на весну.

Если говорить о продовольственном рынке, то там давно наступило полное насыщение, и в этом году он вырастет менее чем на 3%. Доходы населения не позволяют качественно изменить структуру питания, которая во многих регионах остается преимущественно углеводной — макароны, хлеб, картошка.

«СП»: — Насколько существенное влияние оказывает безработица?

— По оценке Международной организации труда, в сентябре по сравнению с августом безработица увеличилась более чем на 1% и достигла 3 млн 985 тысяч человек. На конец октября было официально зарегистрировано 4 млн 23 тысячи безработных.

«СП»: — Но будем иметь в виду, что это все-таки официальные цифры. Оценки некоторых экспертов превышают официальный уровень безработицы примерно вдвое.

— Да, есть такие сектора как строительство и сельскохозяйственные работы, где учет затруднен. И именно за счет этих, во многом сезонных работников, происходит высвобождение рабочей силы с конца лета. Это не связано со спадом в экономике.

В целом же безработицу можно оценивать двояко. С одной стороны, к концу года она, по оценкам МОТ, вырастет к Новому году до 4,3 млн человек. В среднегодовом вычислении это составит 5,7% безработных от экономически активного населения. С другой стороны, численность реально задействованных в российской экономике в октябре составила 71,5 млн человек, что почти на полмиллиона работников даже выше, чем в октябре докризисного 2007 года. Так что безработица не вносит решающего вклада в охлаждение потребительской активности. Для того чтобы население изменило модель потребления, впало в потребительский пессимизм, безработица должна заметно увеличиваться на протяжении 4−5 месяцев подряд или произойти какие-то громкие массовые сокращения. Но пока этого не было. Поэтому решающее значение для охлаждения розничной торговли имеет сдерживание зарплат, доходов, высокая инфляция и высокие ставки по потребительским кредитам.

«СП»: — Может ли неустойчивый внутренний рынок России в достаточной степени стимулировать отечественную промышленность?

— Это, конечно, сильно зависит от секторов экономики. Потому что далеко не везде наш производитель конкурентоспособен даже на внутреннем рынке. В целом объемы нашего рынка достаточно привлекательны для того чтобы привлечь многие компании мирового уровня. Но они идут сюда в розницу на реализацию товаров, произведенных на Западе. В последние годы российские производители проявили гибкость, открывая совместные производства в автомобильной промышленности, бытовой технике. Но опять-таки там наше участие лишь частичное. А в сфере электроники нашим предприятиям достается в лучшем случае отверточная сборка каких-то частей: дисплеев телевизоров хороших зарубежных марок или системных блоков компьютеров. Что касается современных планшетников или смартфонов, то западные производители нас не допускают к этим технологиям на предприятиях в России, ввозят все из-за рубежа готовое. Собственных разработок в этой сфере российские компании также не ведут.

В оптовом секторе есть ряд российских предприятий, который конкурентоспособен, но их товары нужны за рубежом и промышленным компаниям в не очень большом количестве. В розничном секторе, конечно, наш производитель должен ориентироваться лишь на внутренний рынок. Однако и здесь он не очень конкурентоспособен.

«СП»: — Так что уже подошедший к своим пределам внутренний спрос не позволит вырасти отечественной промышленности?

— Определенный импульс может дать только резкое ускорение строительства, ставящее своей целью довести норму до среднеевропейских 40 кв. метров на человека. В этом случае будет спрос не только на стройматериалы, но и в гораздо большем объеме на различные предметы для дома, которые сегодня почти не нужны. Например, это компактные электростанции, специальное печное топливо. Однако и тут неясно, сможет ли наша промышленность использовать свой шанс, и не проще ли будет нашим потребителям покупать все эти товары, уже давно доведенные до ума, у японских производителей?

В целом явно недостаточный уровень развития регионов предопределяет и нахождение потребительского спроса на довольно низком уровне. Сегодня платежеспособный спрос в стране близок к насыщению. Поэтому ожидать потребительского бума нашим производителям все-таки не стоит.

Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня