Экономика

Охлажденное потребление

Застывшие доходы и высокая инфляция удерживают россиян от покупок

  
17

В соответствии с данными Росстата, сектор розничной торговли испытывает значительное охлаждение. Продажи растут самыми низкими с февраля 2010 года темпами. Эти тенденции были заметны с начала года, но особенно усилились в октябре. Ряд экспертов полагает, что сдерживают потребительскую активность замедлившийся рост доходов россиян, а также достаточно высокая инфляция. Возможно, свою лепту в этот процесс внесла и растущая с августа безработица. Эти факторы позволяют оценивать внутренний рынок как достаточно неустойчивый, чтобы стимулировать рост отечественной промышленности.

— Спрос на непродовольственные товары со стороны населения действительно падает, а на продовольственные — балансирует примерно на одном уровне, — сообщил «СП» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.

«СП»: — Каковы основные причины снижающегося спроса?

— Во-первых, это медленно растущие заработные платы. При этом общие доходы населения растут еще медленнее. Плюс более высокая, чем ожидалось, инфляция, обесценивающая эти самые доходы.

Другой важный фактор — насыщенность рынка потребительского кредитования. Иными словами, люди со стабильными средними доходами уже купили все то, что планировали. Более богатым кредиты на бытовые товары не нужны, более бедные их не в состоянии тянуть. Этот фактор также связан с тем, что ставки по потребительским кредитам — самые высокие, и есть признаки, что в ноябре-декабре банки будут их еще увеличивать. Поскольку обычно кредиты берутся на самые дорогие товары, то потребителю проще сместиться в сектор более дешевой техники, менее дорогих брендов. Поэтому в денежном выражении общая сумма покупок снижается.

«СП»: — Каковы же признаки охлаждения потребительского спроса?

— По сравнению с бурными темпами прироста, которые наблюдались в 2010-м и 2011-м годах, почти не растет автомобильный рынок. Абсолютно то же самое происходит на рынке бытовой техники. В целом на конец этого года ожидается рост потребления непродовольственных товаров на 6−7%. Но в значительной степени этот рост пришелся на начало года, на весну.

Если говорить о продовольственном рынке, то там давно наступило полное насыщение, и в этом году он вырастет менее чем на 3%. Доходы населения не позволяют качественно изменить структуру питания, которая во многих регионах остается преимущественно углеводной — макароны, хлеб, картошка.

«СП»: — Насколько существенное влияние оказывает безработица?

— По оценке Международной организации труда, в сентябре по сравнению с августом безработица увеличилась более чем на 1% и достигла 3 млн 985 тысяч человек. На конец октября было официально зарегистрировано 4 млн 23 тысячи безработных.

«СП»: — Но будем иметь в виду, что это все-таки официальные цифры. Оценки некоторых экспертов превышают официальный уровень безработицы примерно вдвое.

— Да, есть такие сектора как строительство и сельскохозяйственные работы, где учет затруднен. И именно за счет этих, во многом сезонных работников, происходит высвобождение рабочей силы с конца лета. Это не связано со спадом в экономике.

В целом же безработицу можно оценивать двояко. С одной стороны, к концу года она, по оценкам МОТ, вырастет к Новому году до 4,3 млн человек. В среднегодовом вычислении это составит 5,7% безработных от экономически активного населения. С другой стороны, численность реально задействованных в российской экономике в октябре составила 71,5 млн человек, что почти на полмиллиона работников даже выше, чем в октябре докризисного 2007 года. Так что безработица не вносит решающего вклада в охлаждение потребительской активности. Для того чтобы население изменило модель потребления, впало в потребительский пессимизм, безработица должна заметно увеличиваться на протяжении 4−5 месяцев подряд или произойти какие-то громкие массовые сокращения. Но пока этого не было. Поэтому решающее значение для охлаждения розничной торговли имеет сдерживание зарплат, доходов, высокая инфляция и высокие ставки по потребительским кредитам.

«СП»: — Может ли неустойчивый внутренний рынок России в достаточной степени стимулировать отечественную промышленность?

— Это, конечно, сильно зависит от секторов экономики. Потому что далеко не везде наш производитель конкурентоспособен даже на внутреннем рынке. В целом объемы нашего рынка достаточно привлекательны для того чтобы привлечь многие компании мирового уровня. Но они идут сюда в розницу на реализацию товаров, произведенных на Западе. В последние годы российские производители проявили гибкость, открывая совместные производства в автомобильной промышленности, бытовой технике. Но опять-таки там наше участие лишь частичное. А в сфере электроники нашим предприятиям достается в лучшем случае отверточная сборка каких-то частей: дисплеев телевизоров хороших зарубежных марок или системных блоков компьютеров. Что касается современных планшетников или смартфонов, то западные производители нас не допускают к этим технологиям на предприятиях в России, ввозят все из-за рубежа готовое. Собственных разработок в этой сфере российские компании также не ведут.

В оптовом секторе есть ряд российских предприятий, который конкурентоспособен, но их товары нужны за рубежом и промышленным компаниям в не очень большом количестве. В розничном секторе, конечно, наш производитель должен ориентироваться лишь на внутренний рынок. Однако и здесь он не очень конкурентоспособен.

«СП»: — Так что уже подошедший к своим пределам внутренний спрос не позволит вырасти отечественной промышленности?

— Определенный импульс может дать только резкое ускорение строительства, ставящее своей целью довести норму до среднеевропейских 40 кв. метров на человека. В этом случае будет спрос не только на стройматериалы, но и в гораздо большем объеме на различные предметы для дома, которые сегодня почти не нужны. Например, это компактные электростанции, специальное печное топливо. Однако и тут неясно, сможет ли наша промышленность использовать свой шанс, и не проще ли будет нашим потребителям покупать все эти товары, уже давно доведенные до ума, у японских производителей?

В целом явно недостаточный уровень развития регионов предопределяет и нахождение потребительского спроса на довольно низком уровне. Сегодня платежеспособный спрос в стране близок к насыщению. Поэтому ожидать потребительского бума нашим производителям все-таки не стоит.

Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня