Экономика

Секонд-хенд вместо легпрома

Убитую отрасль миллиардом рублей не спасешь

  
86

Глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал государственную помощь российской легкой и текстильной промышленности. По расчетам министра, через 8 лет отечественные производители смогут занять до половины внутреннего рынка страны и серьезно потеснить зарубежных конкурентов. На фоне полного упадка легпрома и экспансии китайского ширпотреба верится в это как-то с трудом.

По расчетам специалистов, рынок товаров легкой и текстильной промышленности в России оценивается в 2,5 трлн рублей, а, по данным Росстата, в 2011 году отечественная легкая и текстильная промышленность произвела товаров на сумму около 261 млрд рублей (из них около 50 млрд приходится на обувь). Для увеличения доли наших товаров на прилавках в 2013 году на поддержку производителей планируется выделить 1,14 млрд рублей. Основная часть средств должна пойти на субсидирование ставок по кредитам: 640 млн по займам на покупку сырья и 225 млн — по кредитам на техническое оснащение. Это почти вдвое больше, чем было выделено на эти цели в нынешнем году (340 млн и 125 млн соответственно).

— Предлагаемая мера субсидирования довольно правильная, и при правильном расходовании средств эта поддержка может оказаться весьма кстати, — говорит ответственный секретарь Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Евгений Зверев. — Только конкурировать с массовыми товарами китайского производства мы не сможем. Мы в состоянии составить конкуренцию производителям из Европы, где сегодня наблюдается стагнация. В стране есть люди, которые покупают квартиры и машины, так что рынок дорогой одежды есть. Единственное, что наши предприятия необходимо переоснастить.

Правда, большой вопрос, станут ли люди с деньгами исключительно из патриотических соображений поддерживать отечественного производителя, а не итальянского или французского.

Что касается продукции для большинства, то тут, похоже, у российских предприятий никаких шансов. Сегодня даже многие европейские и американские компании перенесли свои мощности в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Там и на меры по сохранению благоприятной экологической обстановки так тратиться не надо, да и расходы на зарплаты на порядок меньше. К тому же, после вступления России в ВТО, нашим предпринимателям надо будет учиться играть по новым правилам. При таких условиях рассчитывать на увеличение доли отечественных товаров на рынке не приходится.

— Легкая промышленность сильно завязана на потребителе, и в нее вкладывать надо очень осторожно. В нашем министерстве нет хороших маркетологов, нет навыков для экспертизы и планирования работы отрасли. У нас уже есть отрицательный пример с закупкой дорогого медицинского оборудования, которое сегодня используется неэффективно, а многие деньги разворованы. Государство должно быть компетентным в том деле, за которое берется. Чтобы делать лучшие ракеты сейчас создали научно-технический совет Военно-промышленной комиссии при правительстве. Для производства лифчиков никто госкомиссию создавать не будет. Тем более что наша легкая промышленность занимает нишу нижнего ценного сегмента. Большую прибыль на нем не получить, а завалить всю страну тапками вряд ли необходимо. У нас никто даже не проводил исследований по тому, какая продукция сегодня востребована, — комментирует предложения Минпромторга директор по исследованиям Центра стратегических разработок Сергей Белановский.

Тем не менее, Минпромторг обещает загрузить наши морально устаревшие машины работой. Во-первых, говорят в министерстве, необходимо поддержать введение обязательной школьной формы: дети растут быстро — каждый год новый комплект ребенку будет нужен. Во-вторых, можно обязать предприятия покупать рабочую одежду только в России. Помимо этого предлагается не продавать конфискованный на таможне китайский контрафакт, а уничтожать. Такие меры сложно назвать «ноу-хау». С таким же успехом можно предложить загрузить текстильные предприятия работой, если обязать всех чиновников носить только отечественные костюмы.

Сегодня во многих российских городах можно встретить магазины белорусской одежды и обуви. Товары по качеству явно лучше российских, а стоят не дороже. Некоторые марки и вовсе имеют свои магазины во многих странах. Может, стоить обратить внимание на опыт нашего ближайшего союзника? Но, как говорит эксперт по экономическому развитию Белоруссии Дмитрий Болкунец, и для легпрома нашего соседа жизнь складывается непросто:

— В России белорусские товары популярны, но очень дороги для белорусов. Во всех городах Белоруссии сегодня есть стихийные небольшие вещевые рынки — такое наследие от 1990-х. Там белорусской продукции почти не встретить. Наоборот, почти все торговцы ездят в Москву за китайскими и турецкими товарами. В стране есть несколько собственных качественных брендов, но их владельцы сегодня задумываются о переводе производства в Китай, в Минске останутся только модельеры. Большинство же предприятий текстильной и легкой промышленности в Белоруссии убыточны. Их поддерживает государство, чтобы сохранить рабочие места. И мне кажется самой настоящей утопией идея Минпромторга занять 50% рынка России товарами собственного производства. Скорее всего, это очередной «глобальный проект» кардинально улучшить жизнь к далекому 2020-му или 2030-му году.

Действительно, сегодня для России гораздо актуальнее другое — в больших городах все большую популярность приобретают секонд-хенды. Когда денег не хватает на еду, о хорошей одежде остается только мечтать.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня