Экономика

Секонд-хенд вместо легпрома

Убитую отрасль миллиардом рублей не спасешь

  
86

Глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал государственную помощь российской легкой и текстильной промышленности. По расчетам министра, через 8 лет отечественные производители смогут занять до половины внутреннего рынка страны и серьезно потеснить зарубежных конкурентов. На фоне полного упадка легпрома и экспансии китайского ширпотреба верится в это как-то с трудом.

По расчетам специалистов, рынок товаров легкой и текстильной промышленности в России оценивается в 2,5 трлн рублей, а, по данным Росстата, в 2011 году отечественная легкая и текстильная промышленность произвела товаров на сумму около 261 млрд рублей (из них около 50 млрд приходится на обувь). Для увеличения доли наших товаров на прилавках в 2013 году на поддержку производителей планируется выделить 1,14 млрд рублей. Основная часть средств должна пойти на субсидирование ставок по кредитам: 640 млн по займам на покупку сырья и 225 млн — по кредитам на техническое оснащение. Это почти вдвое больше, чем было выделено на эти цели в нынешнем году (340 млн и 125 млн соответственно).

— Предлагаемая мера субсидирования довольно правильная, и при правильном расходовании средств эта поддержка может оказаться весьма кстати, — говорит ответственный секретарь Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Евгений Зверев. — Только конкурировать с массовыми товарами китайского производства мы не сможем. Мы в состоянии составить конкуренцию производителям из Европы, где сегодня наблюдается стагнация. В стране есть люди, которые покупают квартиры и машины, так что рынок дорогой одежды есть. Единственное, что наши предприятия необходимо переоснастить.

Правда, большой вопрос, станут ли люди с деньгами исключительно из патриотических соображений поддерживать отечественного производителя, а не итальянского или французского.

Что касается продукции для большинства, то тут, похоже, у российских предприятий никаких шансов. Сегодня даже многие европейские и американские компании перенесли свои мощности в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Там и на меры по сохранению благоприятной экологической обстановки так тратиться не надо, да и расходы на зарплаты на порядок меньше. К тому же, после вступления России в ВТО, нашим предпринимателям надо будет учиться играть по новым правилам. При таких условиях рассчитывать на увеличение доли отечественных товаров на рынке не приходится.

— Легкая промышленность сильно завязана на потребителе, и в нее вкладывать надо очень осторожно. В нашем министерстве нет хороших маркетологов, нет навыков для экспертизы и планирования работы отрасли. У нас уже есть отрицательный пример с закупкой дорогого медицинского оборудования, которое сегодня используется неэффективно, а многие деньги разворованы. Государство должно быть компетентным в том деле, за которое берется. Чтобы делать лучшие ракеты сейчас создали научно-технический совет Военно-промышленной комиссии при правительстве. Для производства лифчиков никто госкомиссию создавать не будет. Тем более что наша легкая промышленность занимает нишу нижнего ценного сегмента. Большую прибыль на нем не получить, а завалить всю страну тапками вряд ли необходимо. У нас никто даже не проводил исследований по тому, какая продукция сегодня востребована, — комментирует предложения Минпромторга директор по исследованиям Центра стратегических разработок Сергей Белановский.

Тем не менее, Минпромторг обещает загрузить наши морально устаревшие машины работой. Во-первых, говорят в министерстве, необходимо поддержать введение обязательной школьной формы: дети растут быстро — каждый год новый комплект ребенку будет нужен. Во-вторых, можно обязать предприятия покупать рабочую одежду только в России. Помимо этого предлагается не продавать конфискованный на таможне китайский контрафакт, а уничтожать. Такие меры сложно назвать «ноу-хау». С таким же успехом можно предложить загрузить текстильные предприятия работой, если обязать всех чиновников носить только отечественные костюмы.

Сегодня во многих российских городах можно встретить магазины белорусской одежды и обуви. Товары по качеству явно лучше российских, а стоят не дороже. Некоторые марки и вовсе имеют свои магазины во многих странах. Может, стоить обратить внимание на опыт нашего ближайшего союзника? Но, как говорит эксперт по экономическому развитию Белоруссии Дмитрий Болкунец, и для легпрома нашего соседа жизнь складывается непросто:

— В России белорусские товары популярны, но очень дороги для белорусов. Во всех городах Белоруссии сегодня есть стихийные небольшие вещевые рынки — такое наследие от 1990-х. Там белорусской продукции почти не встретить. Наоборот, почти все торговцы ездят в Москву за китайскими и турецкими товарами. В стране есть несколько собственных качественных брендов, но их владельцы сегодня задумываются о переводе производства в Китай, в Минске останутся только модельеры. Большинство же предприятий текстильной и легкой промышленности в Белоруссии убыточны. Их поддерживает государство, чтобы сохранить рабочие места. И мне кажется самой настоящей утопией идея Минпромторга занять 50% рынка России товарами собственного производства. Скорее всего, это очередной «глобальный проект» кардинально улучшить жизнь к далекому 2020-му или 2030-му году.

Действительно, сегодня для России гораздо актуальнее другое — в больших городах все большую популярность приобретают секонд-хенды. Когда денег не хватает на еду, о хорошей одежде остается только мечтать.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня