Экономика

«АвтоВАЗ» пошел по миру

Градообразующее предприятие, вместе с населением Тольятти, перейдет под контроль иностранцев

  
306

Французско-японский автомобильный альянс Renault-Nissan собирается приобрести контрольный пакет акций крупнейшего российского производителя «АвтоВАЗ» и фактически стать его владельцем. Соглашение между госкорпорацией «Ростехнологии» и Renault-Nissan было подписано в среду, 12 декабря. На основании соглашения предприятие скоро окажется в руках иностранцев, альянс получит контроль над компанией, а нынешний крупнейший акционер — госкорпорация «Ростехнологии» — оставит за собой блокпакет.

Сейчас «АвтоВАЗ» является одним из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы, имея производственные мощности для выпуска более 800 тыс. автомобилей в год. На предприятии, которое является градообразующим для Тольятти, работают более 65 тыс. сотрудников. По итогам первого полугодия 2012 года, продукция «АвтоВАЗ» занимает 18% российского автомобильного рынка, предприятие заработало 89,2 млрд рублей выручки и 27,4 млрд рублей чистой прибыли. Однако и долги компании тоже очень велики — на конец июня они составили 24 млрд рублей.

Сейчас «Ростехнологии» владеют 28,89% акций «АвтоВАЗа», Renault — 25% и еще 20,14% принадлежит компании Troika Dialog Investments Limited. Однако французско-японский альянс намерен создать совместное предприятие (СП) с госкорпорацией «Ростехнологии», переведя свои акции на юридическое лицо Alliance Rostec Auto B.V., которое к 2014 году соберет более 75% акций «АвтоВАЗа». При этом госкорпорация оставит у себя блокирующий пакет в размере 25% плюс одна акция.

Буквально накануне подписания соглашения «АвтоВАЗ» представил программу развития до 2020 года, в планах которой — занять к 2017 году 24% российского авторынка. Эту стратегию продвигает Renault-Nissan, который прежде не слишком влиял на работу предприятия, так как не имел достаточного количества акций для контроля. А теперь, после подписания соглашения, альянс сможет начать реализацию стратегии, направленную на обновление модельного ряда и наращивание доли на российском рынке.

«Сейчас воплощается в жизнь то, что было задумано еще три года назад, — пояснил „СП“ директор аналитического агентства „Автостат“ Сергей Целиков. — Контроль над „АвтоВАЗом“ перейдет к альянсу Renault-Nissan, который будет решать вопросы эффективности работы предприятия, которая заключается в определенном соотношении объема выпуска, прибыли и количества персонала. Россия вступила в ВТО, и теперь у нас действуют принципы открытой рыночной экономики, в соответствии с которыми либо предприятие работает эффективно, либо оно становится банкротом. Поэтому если Renault-Nissan посчитает, что какие-то сотрудники лишние, их будут увольнять».

Тем временем, уже прошла информация, что управленческая команда Карлоса Гона, руководителя Renault-Nissan, сильно сомневается относительно эффективности работы заводского топ-менеджмента. И когда альянс получит реальную возможность принимать управленческие решения, то наверняка начнет увольнения с топ-менеджеров предприятия. Также иностранных акционеров беспокоит плохая работа сервисных центров «АвтоВАЗа» и проблемы с качеством комплектующих деталей.

В связи со «сменой власти», встает и еще один вопрос: какие марки автомобилей будет выпускать предприятие — отечественные «Лады» или иностранные Renault и Nissan? Займутся ли зарубежные владельцы «интернационала» «АвтоВАЗ» возрождением имени и продукции российского автопроизводителя или будут использовать мощности для производства своих автомобилей?

«Стратегия предприятия определяется совместно с французами уже три года, с их участием разработан бизнес-план до 2020 года, и я не думаю, что будут какие-то кардинальные изменения, — полагает Сергей Целиков. — В этом бизнес-плане прописано, какие модели должны уйти, а какие прийти. В соответствии с планом, уже запущена модель „Лада Ларгус“ на базе Renault, а также модель Nissan Almera, сейчас разрабатывается совместный продукт на базе Lada Granta. То есть не будет такого, что после 12 декабря предприятие резко изменит стратегию развития, так как она была разработана уже при участии альянса Renault-Nissan».

Так или иначе, но о российских автомобилях и отечественном автопроме наверняка скоро придется забыть. В лучшем случае речь будет идти о превращении страны в сборочный цех по производству простейших узлов для иномарок или «интернациональных» моделей — иностранных машин, закамуфлированных под отечественные марки. Что очень выгодно транснациональным автомобильным концернам, потому что позволяет им обходить высокие импортные пошлины, эксплуатировать дешевую рабочую силу и извлекать сверхприбыли за счет масштабных налоговых преференций.

Именно поэтому, несмотря на все разговоры про трансферт производственных и управленческих технологий, с целью которого и затевалось создание «налоговых гаваней» для международных автомобилестроительных гигантов, никакой модернизации отечественной автомобильной промышленности так и не произошло. И президент Владимир Путин был вынужден признать, что уровень локализации на совместных автосборочных предприятиях как находился на уровне 25−30% в 2003—2004 годах, так там и находится. При этом не произошло и обещанного снижения цен на иностранные автомобили российской сборки, а все прибыли от снижения себестоимости производства, льготного налогообложения и дешевой рабочей силы осели в карманах транснациональных корпораций.

Запад тольяттинцам не поможет

Главная проблема заключается в том, что предприятие «АвтоВАЗ» является градообразующим для Тольятти. В 2009 году, когда автомобильный гигант находился на грани банкротства и руководство предприятия заявило о намерении уволить около 15 тыс. сотрудников, для решения проблем автогиганта правительство выделило из бюджета 54,8 млрд рублей. Станут ли теперь иностранные владельцы беспокоиться о занятости населения Тольятти и о том, на что будут жить уволенные «лишние» сотрудники?

С каким настроением относятся к новостям о новых владельцах на самом «АвтоВАЗе», «СП» рассказал председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

— Пока мы еще не смогли определить свое отношение к покупке предприятия иностранцами, но, честно говоря, надеялись, что это произойдет не раньше, чем в 2014 году. Нам, по большому счету, нет разницы, кто будет хозяином «АвтоВАЗа» — «Ростехнологии» или Renault-Nissan, главное, чтобы у населения Тольятти были рабочие места и достойная заработная плата. И если французы с японцами справятся с этой задачей — обеспечить занятость населения, если мы будем получать зарплату как в Европе — 3 тыс. евро, то это будет просто замечательно.

«СП»: — А как вы считаете, не опасно отдавать градообразующее предприятие иностранцам, они же ведь не обязаны блюсти наши национальные интересы?

— Если речь идет о национальных интересах в сохранении рабочих мест на предприятии, то я сильно сомневаюсь, что в этом заинтересованы и действующие власти России. Для примера, у нас на «АвтоВАЗе» работало 105 тыс. человек, а сейчас осталось всего 65 тыс. — это так соблюдает действующая власть национальный интерес? Или взять программу развития автопрома в России, в соответствии с которой должна уменьшиться численность работников автопредприятий, а по программе «АвтоВАЗа» должна уменьшиться и зарплата.

«СП»: — Может быть, вы плохо работаете, потому и уменьшают зарплату?

— Вовсе нет, производительность труда на предприятии растет. По последним данным, с 2011 года производительность работников «АвтоВАЗа» выросла на 19,4%, и только за счет этого выручка предприятия повысилась на 21 млрд рублей. Заработки же остались прежними. По официальным данным, средняя зарплата на предприятии составляет 27 тыс. рублей в месяц, но на самом деле люди получают не больше 18 тыс., и то с переработкой. Профсоюз направил администрации предприятия требование повысить зарплату на уровень роста производительности труда и выплатить единовременное вознаграждение по итогам года, но пока никакого ответа мы не получили.

«СП»: — Получается, что, пообщавшись с российскими владельцами, вы надеетесь, что с иностранцами у вас лучше получится договориться?

— Нет, я не уверен, потому что между интересами частного капитала и трудящихся существует большая разница. Так что надеяться нам, в общем-то, сейчас не на что.

«СП»: — Еще, во время кризисной ситуации на «АвтоВАЗе» в 2009 году, вице-премьер Игорь Шувалов обещал трудоустроить всех уволенных, как получилось на деле?

—  Уволенных сотрудников, около 14 тыс. человек, перевели в «Реформинг центр». Да, им предоставили работу, но только на один год. В 2011 году они должны были быть вывезены в другие регионы, разрабатывались специальные программы по переселению, но на деле их просто заставляли увольняться «по собственному желанию». К нам поступало много жалоб, например, одну работницу — члена профсоюза, пытались увольнять дважды, но мы не давали, а в итоге все равно пришлось искать ей другую работу. Вот так власти трудоустроили уволенных.

Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня