Экономика

Биржевые игры патриота

Предприниматель, уязвленный продажей «АвтоВАЗа» иностранцам, решил проучить руководство предприятия

  
38

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) начала проверку манипулирования ценными бумагами «АвтоВАЗа», после появившейся в печати информации об обратном выкупе акций у физических лиц по завышенной цене. В понедельник, 24 декабря глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов назвал это «махинациями» и заявил: «Мы направили в прокуратуру заявление, пусть они разбираются, кто это такой умный». «Ростехнологии», которые владеют крупным пакетом акций автопредприятия, в результате этих мошеннических действий получили репутационный ущерб.

«Это какая-то уголовщина чистой воды: кто-то взял, сбросил информацию специально, акции поднялись на 18−20%, и он на этом заработал», — приводит слова Чемезова агентство РИА «Новости». Правда, пока неизвестно, возбудила ли прокуратура уголовное дело по заявлению «Ростехнологий».

Речь идет о событиях, произошедших на российской фондовой бирже 20 декабря. Утром ведущие деловые издания страны — «Ведомости» и «Коммерсант», сообщили, что «АвтоВАЗ» объявляет об обратном выкупе своих акций у физических лиц, при этом цена выкупа — 24,17 рубля — на 61% выше биржевой стоимости акций в 15 рублей. После таких сообщений акции «АвтоВАЗа», естественно, в течение часа подскочили в цене на 25% - до 18,5 рубля за штуку.

К полудню объем торгов бумагами «АвтоВАЗа» достиг уже 180 млн рублей, при том, что обычно они продавались от силы на 5 млн рублей за день. Но потом появилось опровержение «АвтоВАЗа», цена акций сразу обвалилась, и купившие их биржевые игроки остались с носом. Зато продавцы, по подсчетам рыночных аналитиков, заработали на этой махинации как минимум 15 млн рублей.

Ажиотаж вокруг акций «АвтоВАЗа» был спровоцирован ложными сообщениями «на правах рекламы» от имени компании «Фаворит». Стоимость таких рекламных публикаций в «Ведомостях» составляет 290 тыс. рублей, а в «Коммерсанте» — около 600 тыс. рублей, но тот, кто спланировал эту фальсификацию, учитывая «навар» в пределах 15 млн рублей, мог заработать на этом хорошие деньги, считают аналитики.

Позже «Ведомости» выяснили, что объявления размещал заместитель гендиректора компании «Фаворит» Михаил Мыкало. Изданию удалось связаться с ним, но организатор этой манипуляции заявил, что он просто хотел досадить руководству «АвтоВАЗа», а не заработать на акциях. Частный предприниматель уверяет, что никак не связан с автопромом, дескать, у него не только акций, но даже машины нет, а на рекламу в двух изданиях он потратил всего лишь 100 и 200 долларов. В общем, дело мутное.

По словам Мыкало, его, как «патриота», задела за живое продажа «АвтоВАЗа» холдингу Renault-Nissan. Кроме того, он недоволен руководством, которое развалило компанию, и решил его проучить. При этом предприниматель наивно полагает, что он не сделал ничего противозаконного, так как сам не торговал акциями «АвтоВАЗа» во время распродажи.

О том, является ли распространение ложной информации в СМИ манипулированием акциями, «СП» спросила у управляющего активами на фондовом рынке, частного инвестора Юрия Чеботарева.

— На самом деле, это похоже на обычное мошенничество. По закону, распространение информации, оказывающей влияние на котировки акций, классифицируется как манипулирование. Кроме того, наш «патриот» попадает и под недавно принятый закон об инсайде. Если бы это случилось, например, в Америке, то его бы судили и посадили достаточно надолго. Для непосвященных в рынок читателей достаточно вспомнить хотя бы фильм «Уолл-стрит» с Майклом Дугласом в главной роли, где герой надолго сел за рыночный инсайд. Но у нас в России это, скорее всего, закончится ничем.

«СП»: — И все-таки, кто виноват в том, что ложная информация нанесла репутационный ущерб компании и денежный — участникам рынка?

— В первую очередь, виновата ФСФР. Сам факт такой манипуляции рынком говорит о том, что ФСФР в России абсолютно ненужная и бесполезная служба, если она допустила в своей непосредственной работе такой ляп. Кроме того, прежде чем печатать подобное объявление, газета, если она действительно настоящее деловое издание, должна была уточнить информацию о выкупе акций в самом «АвтоВАЗе» или в ФСФР. Попробуйте разместить подобное объявление в Financial Times или Wall Street Journal, названия которых стоят под логотипом «Ведомостей». У вас ничего не получится, потому что они сразу сделают запрос в Комиссию по ценным бумагам США — аналог российской ФСФР. А наши «деловые издания» успокоились тем, что разместили это объявление «на правах рекламы», за содержание которой редакция ответственности не несет, и все шито-крыто.

«СП»: — Судя по этому прецеденту, получается, что у нас любой может разместить ложную информацию в деловых СМИ, и заработать на рынке миллионы?

— Именно так, а если еще функции ФСФР передадут Центральному банку, как на днях решило в правительство, то количество манипуляций с акциями вырастет во много раз. Потому что все, кто работает в Центральном банке, будут первыми знать, какие акции нужно покупать, а какие сбрасывать, и они наверняка поделятся этой инсайдерской информацией с «правильными пацанами». К тому же, Центральный банк, у которого и без рынка много функций, вряд ли сможет адекватно его контролировать. И если даже ФСФР, у которой одна забота — следить за биржей, проморгала Мыкало, то что будет потом — страшно представить. Мошенники могут построить на этом целый бизнес с миллионными оборотами.

Вообще, надо сказать, что этот случай для рынка уникальный. Такого еще не было не только на мировом, но даже российском рынке — чтобы человек манипулировал ложной информацией, а потом еще публично давал интервью газете и говорил, что сделал это из патриотических соображений.

«СП»: — А может, он все-таки патриот, и «АвтоВАЗ» зря продали иностранцам?

— На самом деле, для России очень выгодно, что Renault-Nissan купил «АвтоВАЗ», потому что сделать это автопредприятие, выпускающее «консервные банки», эффективным можно было только объединив его с какой-нибудь высокотехнологичной корпорацией.

В связи с этим можно вспомнить историю с Запорожским автозаводом, который купила корейская Daewoo. Уж насколько было убогое предприятие, а сейчас у корейцев эффективно работает — недавно они выпустили новую модель Opel Corsa, и даже построили в Мариуполе моторный завод.

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня