Экономика

Скандал в «Аэрофлоте» — очередной этап борьбы государства с коррупцией

  
453

По данным информагентств, в российской авиакомпании «Аэрофлот», разразился скандал, связанный с антикоррупционным расследованием деятельности первого заместителя генерального директора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова. По информации из осведомленных источников ФСБ инициировало расследование деятельности Калмыкова в «Аэрофлоте» и туристической компании «Санрайз», которую он возглавлял до прихода в госкомпанию. А в настоящее время Калмыков отстранен от руководства коммерческим блоком авиакомпании.

Происходящее вполне укладывается в логику проводимой президентом Владимиром Путиным компании по борьбе с коррупцией, уже приведшей к появлению нескольких громких дел, уверенны эксперты.

«Мы с вами видим, что идет достаточно системная работа по борьбе с коррупцией, которая касается большого количества сфер нашей жизни. Работа тяжелая, потому что коррупция документируется очень сложно, так как мало заинтересованных в том, чтобы коррупция выходила наружу. Но борьба будет продолжаться», — подтверждает политолог, президент Фонда «Политика» Вячеслав Никонов.

В последнее время в стране было заведено несколько громких уголовных дел, связанных с коррупцией. «За минувший год мы стали свидетелями сразу нескольких скандалов — Минобороны, Минрегион, Глонасс, а теперь вот „Аэрофлот“. И громкие коррупционные процессы будут продолжаться, — рассуждает политолог, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Но антикоррупционная война перешла на другой уровень. Скандал в „Аэрофлоте“ выбивается из списка предыдущих коррупционных скандалов».

По предварительным данным, хищения при разработке ГЛОНАСС могут достичь порядка 6,5 млрд рублей, причем коррупционеры выводили деньги из России при помощи целой системы фирм-«однодневок». Другие расследования антикоррупционного характера касаются петербургского ЖКХ, на ремонте водопроводов укравшего порядка 3 млрд рублей, и махинаций на поставке продуктов в систему ФСИН, где потери государства могут достигать 6 млрд рублей ежегодно.

«Появлению еще одного громкого дела не стоит удивляться. С коррупцией всегда боролись. Но после того как Владимир Путин объявил о начале войны с ней, стали бороться еще активней. И вслед за этим скандалом будут новые. Речь идет о комплексной, системной, борьбе с коррупционерами, — заявил член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат от фракции „Единая Россия“ Николай Макаров. — Самое главное сейчас — создать в обществе антикоррупционное поведение. Чтобы не совали должностным лицам и чиновникам деньги. А если вымогают — заявляли».

Напомним, что с момента назначения Андрея Калмыкова заместителем генерального директора «Аэрофлота» по коммерции, ранее созданная им и затем переписанная на близких родственников компания «Санрайз тур» стала получать самые сладкие кусочки аэрофлотовского пирога, да еще по особым ценам. На некоторых направлениях эта турфирма распоряжалась почти монопольно. Эта «деятельность» г-на Калмыкова неоднократно обсуждалась в прессе, с требованием расследовать подобные факты выступали депутаты Госдумы, а в феврале нынешнего года было распространено открытое письмо бывших сотрудников компании «Ланты-тур вояж», которые обвинили в своих бедах топ-менеджера «Аэрофлота», — пишет газета Rata news.

«По итогам электронных торгов на летние блоки мест, проводимых «Аэрофлотом», все лучшие лоты, например, на «жирном» для туроператоров направлении Москва-Анталия в высокий сезон по выигрышной цене оказались только у «Санрайз тур», — сообщали в открытом письме бывшие сотрудники обанкротившейся компании «Ланта-тур». «Ланта» обвиняла Калмыкова в банкротстве «Капитал-тура», который отключили от системы бронирования «Аэрофлота» по его инициативе. Однако большого эффекта письмо не получило, и сама «Ланта» также обанкротилась. «У Калмыкова позиция была агрессивной, если не сказать предельно жесткой. Он стоял на позиции активного взаимодействия с туротраслью и агрессивного выхода на рынки», — отмечает главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Стоит отметить, что имя смещенного топ-менеджера уже фигурировало недавно в скандале, связанном с базовым для «Аэрофлота» аэропортом «Шереметьево». Причем наблюдатели отмечают некую странность в действиях Калмыкова в тот период. Как говорят эксперты, происходящее было не случайностью или следствием излишней эмоциональности участников конфликта. На самом деле Калмыков отвлекал внимание руководства «Аэрофлота» и общественности от другого скандала, вероятно, имевшего к нему самое непосредственное отношение. Как раз в то время «Аэрофлот» объявил сезон скидок и предложил своим клиентам билеты по очень низким ценам. Например, в Вашингтон можно было долететь за 199 евро, а в Берлин — за 89 евро.

Однако воспользоваться этим интересным предложением рядовые туристы так и не смогли — сайт авиакомпании оказался недоступен и забронировать на нем билеты по специальным ценам не представлялось возможным. А вскоре выяснилось, что эти билеты все же были проданы, причем по заявленным ценам, но только не в розницу людям, а оптом и турфирмам. Вот эту историю, очевидно, и призван был затушевать искусственно раздутый спор «Аэрофлота» и «Шереметьево».

"Когда аффилированные туристические компании имеют определенные преимущества перед другими операторами, страдают все. Это влияет и на распределение мест, и на цены. Но мы видим, что наступает расплата за такие вещи. Причем наступает всегда. Мы заинтересованы в том, чтобы все имели равные условия. А если и есть преференции, то они уж должны быть заслужены — за качество, за опыт работы, за финансовые возможности, а не потому что тот или иной оператор имеет знакомых в авиакомпании", — подчеркнула исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Пока Калмыков сохранил за собой должность заместителя гендиректора «Аэрофлота», но теперь курирует производство, а не коммерческую деятельность. Его место во главе коммерческого сектора уже занял заместитель генерального директора по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов, известный в отрасли принципиальностью и независимостью. Что же касается будущего, то вполне вероятен сценарий, при котором объяснять вышеперечисленные факты Калмыкову предстоит не только собственному руководству, но и компетентным органам.

«Аэрофлот» — акционерное общество, которое подчиняется всем законам корпоративного управления. Государство здесь стратегический инвестор, но не единственный: есть и достаточно крупные миноритарные частные акционеры. Разумеется, прозрачность для «Аэрофлота» крайне важна, особенно в свете того, что компания собирается продавать бумаги и на мировых площадках, выпустив GDR", — резюмирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня