18+
вторник, 24 октября
Экономика

Кто ответит за бензин

Опережающий рост цен на топливо разгонит волну инфляции

  
273

Цены на бензин в январе, сразу после новогодних праздников, пошли в рост и даже обогнали потребительскую инфляцию. Впрочем, как говорят эксперты, настоящее повышение цен еще впереди. В феврале трейдеры начнут перезаключать контракты поставок нефтепродуктов на весну, и литр бензина на автозаправках снова подорожает.

Розничные цены на бензин за январь выросли в среднем на 1%, дизтопливо на 1,6%, сообщил Росстат. Тем временем средний рост потребительских цен по России составил 0,8%. По оценкам Минфина, в годовом выражении инфляция достигла 7% и уже превысила прошлогодние 6,6%. Но если топливо и дальше станет дорожать опережающими темпами, то к концу года нам вполне можно ожидать, что показатель инфляции снова перейдет на двухзначные числа.

По мнению участников российского рынка нефтепродуктов, уже в начале февраля топливо начнет ощутимо дорожать, а 1 марта начинается сезон высокого спроса. Этот традиционный для российского рынка нефтепродуктов фактор подкрепляется другим: в марте — апреле начинаются ремонты на отечественных НПЗ, из-за чего выпуск топлива сократится. Кроме того, на стоимость топлива будет влиять повышательная динамика нефтяных цен.

По данным РТС-ММВБ, экспортная стоимость бензина Аи-95 достигает 35 тыс. рублей за тонну, а биржевая цена тонны горючего на внутреннем рынке держится на уровне 31,5 тыс. рублей. Причина в том, что мировые цены топлива привязаны к стоимости нефти, и если цены на нефть продолжат держаться выше 115 долларов за баррель марки Brent, то можно ожидать ухода части высокооктанового бензина на экспорт, несмотря на повышенную пошлину.

Чиновники Минэнерго надеялись, что поставки белорусского топлива должны сгладить скачки бензиновых цен. И белорусы действительно выставляют на продажу дополнительные объемы топлива, покрывающие спрос, но их цены превышают текущий рыночный уровень и постоянно сдвигаются вверх вместе с ним.

Так чего же ждать в ближайшие месяцы автолюбителям, да и всем прочим гражданам, для которых рост цен на топливо означает инфляцию? Об этом «СП» рассказал руководитель лаборатории ТЭК ИНП РАН Валерий Семикашев.

«СП»: Почему российские НПЗ закрываются на ремонт именно тогда, когда у нас сезон высокого спроса?

— Отечественные НПЗ не уходят на ремонт специально во время высокого спроса. Просто многим из них сейчас приходится проводить реконструкцию в связи с повышением требований к топливу, которое проводится на правительственном уровне. И сейчас этот процесс пошел намного быстрее, чем несколько лет назад.

«СП»: Значит, цены на топливо весной расти не будут?

— Если взять последние два года, то можно констатировать, что рост цен на бензин был ниже уровня инфляции (индекса потребительских цен). Правда, дизельное топливо дорожало быстрее, причем быстрее, чем рост издержек. Я бы связал это с ценообразованием netback (нетбэк) при относительно небольшой по сравнению с бензином экспортной пошлине. Нетбэк — выручка от реализации нефтепродуктов за вычетом налогов в виде экспортной пошлины, а также расходов на переработку, транспортировку, реализацию и содержание управленцев, снижается из-за роста расходов, и производители поднимают цену чтобы компенсировать это снижение. Другая гипотеза, объясняющая высокий рост цен на дизельное топливо, заключается в том, что производители большей рентабельностью по дизтопливу перекрывают ее сокращение по бензину. Потребляет который в основном население России, потому сильно повышать на него цены нельзя. Однако нужны расчеты для проверки этих гипотез.

Еще раз повторю, что по моим расчетам розничные цены на бензин для потребителей растут не быстрее затрат на его производство и акцизов. В связи с этим, у меня есть предположение, что сейчас существует некий потенциал роста бензиновых цен, который может проявить себя в ближайшее время.

«СП»: То есть в феврале мы должны ожидать подорожания бензина на автозаправках?

— Это произойдет не обязательно в феврале, а тогда, когда производители почувствуют, что правительство не будет оказывать на них давление, и покупатели готовы платить за бензин дороже. В любом случае, НПЗ должны будут отыгрывать рост затрат на производство бензина, и в том числе увеличение акцизов, инвестиционные программы. То есть в перспективе цены на бензин будут расти, но вряд ли их повышение превысит 10%-15% за год.

«СП»: Судя по всему, у нас на рынке нет недостатка топлива, даже не смотря на ремонты НПЗ, так почему же тогда растут цены?

— У нас нет недостатка и на рынке хлеба, но цена на него также постоянно растет. Потому что в нашей экономике инфляция издержек, когда товары и бензин дорожают из-за того, что затраты на их производство увеличиваются. А издержки растут как из-за неэффективности большинства рынков в стране, так и по причине повышения тарифов и цен на монопольных рынках, которые вместо того, чтобы поднимать эффективность производства, делают это за счет кармана потребителей. Поэтому обвинять одних нефтяников в росте цен на топливо я бы не стал — они здесь не крайние. Смотрите, например, на графики:

«СП»: Выходит, рост цен на топливо будет продолжаться и это отразится на потребительской инфляции, ведь товары внутри страны доставляются в основном автомобильным транспортом, причем работающем на дизтопливе?

По статистике Росстата даже в самых топливоемких отраслях доля топлива и энергии в структуре затрат не так уж высока. Как я понимаю, в структуре затрат реально работающих на рынке компаний тоже. Поэтому рост цен на топливо в течение года на 10−15%, а в течение 2−3 месяцев — на 5−7%, не будет слишком заметен для основной массы населения.

Фото: Александр Кряжев/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня