18+
пятница, 24 марта
Экономика

Шувалов пересаживает Приморье на «УАЗы»

Первый вице-премьер заявил о намерении создать в Приморье автомобильное сборочное производство

  
13

По его словам, российский автопроизводитель ОАО «Sollers» будет здесь выпускать коммерческие автомобили. «Первый этап проекта будет реализован уже в конце 2009 года», — пообещал Игорь Шувалов журналистам в ходе рабочей поездки в Приморье.

А к 2012 году здесь будет создано полноценное автосборочное производство. На первом этапе предполагается сделать основной упор на коммерческий автотранспорт — грузовую технику, автобусы, микроавтобусы, внедорожники.

Меры государственной поддержки этого проекта сейчас рассчитываются Минпромторгом, затем поступят на утверждение правительства РФ.

«Для компании Sollers этот проект является крайне интересным с учетом того, что на Дальнем Востоке развивается инфраструктура — это и АТЭС, и нефтегазовые проекты. Поэтому мы считаем, что сейчас очень правильное время для входа на рынок Приморья», — заявил генеральный директор ОАО «Sollers» Вадим Швецов. — Мы входим с коммерческой техникой с учетом того, что кооперация с малым бизнесом региона может быть очень отлаженная, потому что все настройки для коммерческой техники очень хорошо кооперируются с компонентным бизнесом. Считаю, что для малого бизнеса по этому проекту тоже будет много работы", — считает Швецов.

Совсем иного мнения в отношении перспективности этого проекта придерживается главный редактор русской версии журнала «Auto Motor und Sport» Сергей Асланян.

«СП»: — Сергей, организация производства «Sollers» снимет, наконец, в Приморье «синдром правого руля»? И сможет реально повлиять на экономическую ситуацию в регионе?

— Дело не только в «праворульной» проблеме. Во Дальневосточном регионе существует сильная озлобленность по отношению к политике Москвы. Во Владивостоке, Перми, Сыктывкаре — везде считают, что столичные чиновники проводят по отношению к местному населению нечто вроде оккупационной политики. Вот, мол, захватили территорию и делают, что хотят. Или наоборот, ничего не делают для того, чтобы здесь как-то наладилась жизнь. И еще их там сильно раздражает «мода» больших московских чиновников направлять к ним работать своих отпрысков на главные должности в территориальных управлениях каких-либо важных федеральных министерств, учреждений. Наверное, помните шумиху по поводу назначения сына премьер-министра (на тот момент) Михаила Фрадкова на пост председателя совета директоров владивостокского порта? Степень неприятия, отвращения жителей этого региона к федеральному центру уже тогда была запредельной. Ну, вдобавок, Москва запретила правый руль.

«СП»: — Это стало последней каплей?

— Катализатором волнений могла стать и другая причина. Но Москва решила — пусть будет правый руль. От Екатеринбурга до Владивостока живет 12 миллионов человек. Но в масштабах страны — это «статистическая погрешность», с которой можно не считаться, как полагают большие чиновники. Дело ведь не только в правом руле. Его запрет — необходимая и очень запоздалая мера. У нас правого руля не должно было быть изначально: у нас четко определено по какой стороне дороге надо ездить, есть четкие государственные стандарты. И надо было только четко придерживаться своих же собственных правил. Но власть проспала этот момент, а потом решила сработать методом стоп-крана. Бабах, и запретила и еще спрашивает: а почему вы наш отечественный автопром не поддерживаете? Это говорит об отсутствии разумной политики. Так поступать с людьми нельзя. И нельзя говорить, что наличие праворульных автомобилей в Приморье как-то серьезно влияет на экономику страны — это абсурдно.

«СП»: — Но для самого Приморья это весьма значительно?

— Это является одним из экономикообразующих параметров края. Но в масштабах России — это капля в море. Смешно обращать внимание на такую цифру, как ввоз в страну около 400 тысяч иномарок в год. А для приморцев это не способ передвижения — это способ существования.

«СП»: — За счет перепродажи?

— За счет всего. Я проехал от Улан-Удэ до Владивостока, и на этом отрезке длинной в несколько тысяч километров увидел только один работающий цементный завод. Больше действующих предприятий я не увидел — только руины и спившееся население. И когда говорят, что от праворульного бизнеса кормятся только несколько тысяч спекулянтов — это вранье. От этого кормятся свыше 90% населения всего Зауралья. Продают, перепродают, ремонтируют, красят…

«СП»: — Ну, вот теперь власть им подбросит работенку на «Sollers» и возможность запустить в оборот его продукцию. Впишется это в местную экономику?

— Даже Советский Союз, который никогда толком не считал деньги, так и не смог наладить здесь какое-то серьезное автомобильное производство. Ну, собирали здесь в ограниченных количествах некую модификацию грузовика «ЗиЛ». В этом медвежьем углу это было экономически нецелесообразно, ведь нет даже автомобильной дороги, связывающей регион с «большой землей». До сих пор, хотя по телевидению товарищ Путин разрезал на ее открытии ленточку и даже вроде проехался по ней.

«СП»:— Один из видов продукции «Sollers» -- отечественные внедорожники — ульяновские «УАЗы», знаменитые «козлики». Есть и импортные — отверточной сборки. Пересядет на них местное население?

— В этом регионе надо создавать полноценное производство автомобилей, трудоустраивать людей. А говорить о том, что сюда придет и изменит ситуацию к лучшему «Sollers», который в принципе не очень-то умеет делать автомобили, просто несерьезно. Пусть даже при государственной поддержке — ничего не выйдет. «Sollers» не имеет собственной культуры автомобильного производства, обладает нулевым инженерным потенциалом, способен только на заимствования. Делать ему там нечего. Это просто разорительно. Здесь такие дороги, что и «козлики» развалятся, не потянут. Да и собираемые «Sollers» автомобили SsangYong, «Исудзу» и тем более «Фиат» — тоже не эталонные машины.

«СП»: — Но это можно использовать как первый шаг, как площадку, на которой можно начать собирать более серьезные автомобили?

— Если «Sollers» договорится, например с японской «Тойотой», то в ближайшие пятьдесят лет, может, что-то стоящее и получится. Но определенно — такое решение оскорбительно для региона и не никак не решает геополитический вопрос, не утихомирит население. Большая ошибка власти — воспринимать молчание людей как знак согласия, полагать, что люди довольны. Однажды здесь может серьезно рвануть…

«СП»: — Может, правительству надо было не тащить в Приморье «Sollers», а сразу договариваться с той же «Тойотой»?

— Вопрос стоит по-другому: почему у нас все уперлись в автопром? Других проблем нет? В стране скоро настанет дефицит продовольствия, вот там и надо разбираться, а не решать — на каких машинах ездить россиянам — на «ладах» или на «мерседесах». Люди с этим сами определятся.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;