18+
среда, 24 мая
Экономика

Путина пересаживают с его новой «Нивы» на КИА «Спектру»

Владельцы «ИжАвто» шантажируют правительство массовыми увольнениями и остановкой производства

  
7

Группа «СОК» подтвердила возможность остановки в ближайшее время завода «ИжАвто». Менеджеры предприятия называют несколько причин. «Во-первых, это девальвация рубля. За счет курсовой разницы стоимость машинокомплектов, которые мы закупаем у компании „Kia Motors“ за валюту, с осени выросла на 40 процентов, при этом цены на продукцию завода не поднимались», — заявил начальник управления по связям с общественностью группы «СОК» Дмитрий Румянцев.

По его словам, «СОК» неоднократно просила корейскую компанию снизить стоимость комплектов, однако те навстречу не пошли. В итоге, с конца 2008 года «ИжАвто» ежемесячно несет убытки, исчисляемые миллионами долларов.

Во-вторых, по словам Дмитрия Румянцева, произошло значительное сокращение — от 40 до 60% спроса на все автомобили, продаваемые в России. В этой ситуации владельцы «ИжАвто» рассчитывали продать свой завод «АвтоВАЗу», но сделка не состоялась — флагман отечественнго автопрома сам находится в затруднительном положении.

«Мы рассчитывали, что после завершения сделки новый собственник предприятия начнет выпуск новых моделей и загрузит „ИжАвто“, как это предполагалось изначально. К сожалению, этого не произошло», — резюмировал Дмитрий Румянцев.

Тем не менее, группа «СОК» обещает выполнить все социальные обязательства перед трудовым коллективом, вне зависимости от объема высвобождаемых сотрудников, и уверяет, что будет сделано также все возможное для переобучения и трудоустройства тех, кого уволят с «ИжАвто». Но дело вряд ли дойдет до такой крайней точки — местная и федеральная власти этого не допустят, считает профессор Московского государственного технического университета «МАМИ», кандидат технических наук Анатолий Титков.

«СП»: — Анатолий Иванович, кажется, открыт счет закрытых автозаводов в России?

— Я уверен, что правительство не допустит закрытия такого крупного автозавода. Полагаю, что именно на это и рассчитывают владельцы «Ижавто», пригрозив уволить сотрудников и остановить производство. Они видели какое активное участие в деле спасения российского автопрома принимает лично председатель правительства Владимир Путин. Перспектива закрытия «ИжАвто», несомненно привлечет внимание премьера — это чревато социальной катастрофой, которая может вызвать цепную реакцию. Кроме того, нельзя не учесть тот факт, что дело происходит в Удмуртии, говоря по старинке — в национальной республике, что еще больше усугубляет ситуацию.

«СП»: — То есть, группа «СОК» тоже рассчитывает получить финансовую госпомощь, которая обещана «АвтоВАЗу», «ГАЗу», «КАМАЗу» и другим представителям отечественного автопрома?

— Несомненно. Но помощь государства, ожидаемая на «ИжАвто», не обязательно должна быть именно финансовая. Помочь предприятию удержаться на плаву могут и другие меры, преференции другого свойства. У правительства масса различных рычагов воздействия на ситуацию.

«СП»: — Какие, кроме прямого финансирования или кредитования?

— Например, создание «зеленого коридора» на таможне. Ведь владельцы «ИжАвто» не зря жалуются, что они «просели» из-за счет курсовой разницы стоимости машинокомплектов, которые они закупают у компании «Kia Motors» за валюту. Корейцы отказываются снизить стоимость машинокомплектов, но в силах правительства — снизить таможенные пошлины при их перевозке через границу.

«СП»: — А можно допустить, что группа «СОК», действуя таким образом, пытается воздействовать не столько на российское правительство, сколько на корейский автоконцерн?

— Скорее всего, здесь и то, и другое. Для «Kia Motors» такое осложнение прибыли не принесет, только убытки. Поэтому владельцы «ИжАвто» как бы пытаются убить двух зайцев сразу. Хотя, не исключено, что у них есть и другие далеко идущие планы, связанные с продажей предприятия.

«СП»: — А сам по себе завод «ИжАвто» играет существенную роль в сфере российского производства автомобилей?

— Они довольно успешно выпускали грузовые автомобили на платформе «ВАЗа», так называемые в простонародье «каблучки». Хотя их востребованность постепенно снижалась - в 2007 году их выпустили 7400, а в 2008 году — 4900 (почти 60% от предыдущего года). Возможно, здесь сказалась предкризисная, а потом уже и непосредственно кризисная обстановка. А в выпуске легковых автомобилей они перешли в основном на выпуск «Лады» четвертой модели — в 2007 году выпустили 21900 машин, в 2008 году — 20900, то есть, сработали почти без снижения объемов. А «КИА- Спектр» в 2007 году — 39625, а в 2008 году — 32580. Неплохие показатели были и по выпуску других видов автомобилей корейской марки. Общий выпуск легковых автомобилей на «Ижавто» в прошлом году составил 59317 экземпляров. Конечно, они явно не лидеры, но и не самые худшие по отрасли.

«СП»: — Но если бы не корейская продукция, завод давно бы, наверное, уже закрыли. А есть вообще будущее у российского автопрома?

— Есть, только надо учиться у тех же корейцев и китайцев. Они в свое время тоже учились на чужом опыте. Но подходили к этому творчески. Покупали импортные машины и сразу вносили в их конструкцию свои наработки, повышая экономичность или улучшая другие потребительские качества. И нам нужно идти по тому же пути.

«СП»: — Но это же, по сути, плагиат?

— Во всем мире существует заимствование. Речь не идет о производстве под копирку. Вот сейчас Ижевский автозавод собирает автомобили «Kia Motors», используя технологии корейцев. Надо на них учиться и одновременно улучшать эти технологии, чтобы в дальнейшем использовать уже для собственного производства. Обращу ваше внимание на то, что такой возможности нет у тех автозаводов, которые заняты «чистой» отверточной сборкой. У них не будет ни конструкторского, ни технологического бюро. Они пока находятся в уютном тупичке, там нет перспектив для собственного развития.

«СП»: — Но многие эксперты видят будущее российского автопрома именно в «отверточной» сборке импортных автомобилей. Как вы расцениваете все чаще раздающиеся предложения остановить производство российских автомобилей?

— При всех недостатках, ни в коем случае нельзя отказываться от отечественного автопрома. Речь даже не о престиже страны, хотя и это немаловажно. Но главное — экономические аргументы. Одно рабочее место в автомобильной промышленности дает еще 8−9 рабочих мест в смежных отраслях в металлургии, в легкой промышленности, в производстве пластмасс, резинотехники и т. д. и т. п. В общем счете, более 25% населения России имеет прямое отношение к автомобильному производству.

«СП»: — Что необходимо, чтобы отечественный автопром все-таки выжил?

— Необходим серьезный прорыв. Но он возможен только при создании принципиально нового продукта. Однако конкурентоспособный автомобиль невозможно создать без достаточных средств, без доступных кредитов. Пока правительство это не поймет, ситуация в лучшую сторону не изменится.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня