Экономика

Путина пересаживают с его новой «Нивы» на КИА «Спектру»

Владельцы «ИжАвто» шантажируют правительство массовыми увольнениями и остановкой производства

  
7

Группа «СОК» подтвердила возможность остановки в ближайшее время завода «ИжАвто». Менеджеры предприятия называют несколько причин. «Во-первых, это девальвация рубля. За счет курсовой разницы стоимость машинокомплектов, которые мы закупаем у компании „Kia Motors“ за валюту, с осени выросла на 40 процентов, при этом цены на продукцию завода не поднимались», — заявил начальник управления по связям с общественностью группы «СОК» Дмитрий Румянцев.

По его словам, «СОК» неоднократно просила корейскую компанию снизить стоимость комплектов, однако те навстречу не пошли. В итоге, с конца 2008 года «ИжАвто» ежемесячно несет убытки, исчисляемые миллионами долларов.

Во-вторых, по словам Дмитрия Румянцева, произошло значительное сокращение — от 40 до 60% спроса на все автомобили, продаваемые в России. В этой ситуации владельцы «ИжАвто» рассчитывали продать свой завод «АвтоВАЗу», но сделка не состоялась — флагман отечественнго автопрома сам находится в затруднительном положении.

«Мы рассчитывали, что после завершения сделки новый собственник предприятия начнет выпуск новых моделей и загрузит „ИжАвто“, как это предполагалось изначально. К сожалению, этого не произошло», — резюмировал Дмитрий Румянцев.

Тем не менее, группа «СОК» обещает выполнить все социальные обязательства перед трудовым коллективом, вне зависимости от объема высвобождаемых сотрудников, и уверяет, что будет сделано также все возможное для переобучения и трудоустройства тех, кого уволят с «ИжАвто». Но дело вряд ли дойдет до такой крайней точки — местная и федеральная власти этого не допустят, считает профессор Московского государственного технического университета «МАМИ», кандидат технических наук Анатолий Титков.

«СП»: — Анатолий Иванович, кажется, открыт счет закрытых автозаводов в России?

— Я уверен, что правительство не допустит закрытия такого крупного автозавода. Полагаю, что именно на это и рассчитывают владельцы «Ижавто», пригрозив уволить сотрудников и остановить производство. Они видели какое активное участие в деле спасения российского автопрома принимает лично председатель правительства Владимир Путин. Перспектива закрытия «ИжАвто», несомненно привлечет внимание премьера — это чревато социальной катастрофой, которая может вызвать цепную реакцию. Кроме того, нельзя не учесть тот факт, что дело происходит в Удмуртии, говоря по старинке — в национальной республике, что еще больше усугубляет ситуацию.

«СП»: — То есть, группа «СОК» тоже рассчитывает получить финансовую госпомощь, которая обещана «АвтоВАЗу», «ГАЗу», «КАМАЗу» и другим представителям отечественного автопрома?

— Несомненно. Но помощь государства, ожидаемая на «ИжАвто», не обязательно должна быть именно финансовая. Помочь предприятию удержаться на плаву могут и другие меры, преференции другого свойства. У правительства масса различных рычагов воздействия на ситуацию.

«СП»: — Какие, кроме прямого финансирования или кредитования?

— Например, создание «зеленого коридора» на таможне. Ведь владельцы «ИжАвто» не зря жалуются, что они «просели» из-за счет курсовой разницы стоимости машинокомплектов, которые они закупают у компании «Kia Motors» за валюту. Корейцы отказываются снизить стоимость машинокомплектов, но в силах правительства — снизить таможенные пошлины при их перевозке через границу.

«СП»: — А можно допустить, что группа «СОК», действуя таким образом, пытается воздействовать не столько на российское правительство, сколько на корейский автоконцерн?

— Скорее всего, здесь и то, и другое. Для «Kia Motors» такое осложнение прибыли не принесет, только убытки. Поэтому владельцы «ИжАвто» как бы пытаются убить двух зайцев сразу. Хотя, не исключено, что у них есть и другие далеко идущие планы, связанные с продажей предприятия.

«СП»: — А сам по себе завод «ИжАвто» играет существенную роль в сфере российского производства автомобилей?

— Они довольно успешно выпускали грузовые автомобили на платформе «ВАЗа», так называемые в простонародье «каблучки». Хотя их востребованность постепенно снижалась - в 2007 году их выпустили 7400, а в 2008 году — 4900 (почти 60% от предыдущего года). Возможно, здесь сказалась предкризисная, а потом уже и непосредственно кризисная обстановка. А в выпуске легковых автомобилей они перешли в основном на выпуск «Лады» четвертой модели — в 2007 году выпустили 21900 машин, в 2008 году — 20900, то есть, сработали почти без снижения объемов. А «КИА- Спектр» в 2007 году — 39625, а в 2008 году — 32580. Неплохие показатели были и по выпуску других видов автомобилей корейской марки. Общий выпуск легковых автомобилей на «Ижавто» в прошлом году составил 59317 экземпляров. Конечно, они явно не лидеры, но и не самые худшие по отрасли.

«СП»: — Но если бы не корейская продукция, завод давно бы, наверное, уже закрыли. А есть вообще будущее у российского автопрома?

— Есть, только надо учиться у тех же корейцев и китайцев. Они в свое время тоже учились на чужом опыте. Но подходили к этому творчески. Покупали импортные машины и сразу вносили в их конструкцию свои наработки, повышая экономичность или улучшая другие потребительские качества. И нам нужно идти по тому же пути.

«СП»: — Но это же, по сути, плагиат?

— Во всем мире существует заимствование. Речь не идет о производстве под копирку. Вот сейчас Ижевский автозавод собирает автомобили «Kia Motors», используя технологии корейцев. Надо на них учиться и одновременно улучшать эти технологии, чтобы в дальнейшем использовать уже для собственного производства. Обращу ваше внимание на то, что такой возможности нет у тех автозаводов, которые заняты «чистой» отверточной сборкой. У них не будет ни конструкторского, ни технологического бюро. Они пока находятся в уютном тупичке, там нет перспектив для собственного развития.

«СП»: — Но многие эксперты видят будущее российского автопрома именно в «отверточной» сборке импортных автомобилей. Как вы расцениваете все чаще раздающиеся предложения остановить производство российских автомобилей?

— При всех недостатках, ни в коем случае нельзя отказываться от отечественного автопрома. Речь даже не о престиже страны, хотя и это немаловажно. Но главное — экономические аргументы. Одно рабочее место в автомобильной промышленности дает еще 8−9 рабочих мест в смежных отраслях в металлургии, в легкой промышленности, в производстве пластмасс, резинотехники и т. д. и т. п. В общем счете, более 25% населения России имеет прямое отношение к автомобильному производству.

«СП»: — Что необходимо, чтобы отечественный автопром все-таки выжил?

— Необходим серьезный прорыв. Но он возможен только при создании принципиально нового продукта. Однако конкурентоспособный автомобиль невозможно создать без достаточных средств, без доступных кредитов. Пока правительство это не поймет, ситуация в лучшую сторону не изменится.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня