18+
четверг, 27 июля
Экономика

На АвтоВАЗ едут ревизоры Степашина

Глава Счетной палаты считает нелогичным оказывать госпомощь «старым Жигулям»

  
2

Счетная палата РФ начала проверку эффективности использования средств, предоставленных ОАО «АвтоВАЗ» в виде государственной поддержки. Об этом сообщил глава СП РФ Сергей Степашин на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам при рассмотрении поправок к федеральному бюджету на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года.

Результаты проверки будут готовы в течение месяца. По предложению Сергея Степашина, в контрольных мероприятиях в отношении автопредприятия примут участие Минэкономразвития и депутаты комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Свое личное отношение к лидеру российского автопрома Сергей Степашин выразил следующими словами: «С 1999 года в правительстве рассматриваются проблемы „АвтоВАЗа“, и тогда уже было принято решение: хватит нам ездить на „Жигулях“ старых моделей. Прошло 10 лет, но ничего не изменилось», — напомнил главный ревизор страны и заявил, что в нынешней ситуации поддержка «АвтоВАЗа» тем более не логична.

«Нужно поддержать людей, но это в определенной степени противоречит нашей же собственной стратегической концепции — поддерживать то, что должно обновляться, и то, что должно быть новым после выхода из кризиса», — сказал Сергей Степашин. В то же время он подчеркнул, что социальная значимость этого предприятия настолько высока, что правительство не может просто бросить его на произвол судьбы — речь идет более чем о 100 тысячах человек: «Я понимаю, что у Владимира Владимировича (Путина) другого пути нет — надо поддерживать людей», — посетовал глава Счетной палаты.

Напомним, на недавнем совещании в Тольятти, посвященном проблемам российского автопрома, премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал оказать господдержку ОАО «АвтоВАЗ». Государство предоставит 25 миллиардов рублей одному из основных акционеров «АтоВАЗа» — госкорпорации «Ростехнологии», которая, в свою очередь, предоставит автоконцерну беспроцентную ссуду. В соответствии с поручение главы правительства, все необходимые для предоставления этих средств автоконцерну документы должны быть подготовлены до 10 мая.

Но пока будет идти оформление ссуды, выделяемой в рамках господдержки, «АвтоВАЗ» попросил 8 миллиардов рублей на безотлагательные расходы. По поручению премьера, эту сумму в ближайшее время предоставят автопредприятию Сбербанк и ВТБ в виде бридж-кредита.

Такие меры считает вполне оправданными заместитель министра экономического развития Андрей Клепач: «Ключевой социальный вопрос — это градообразующее предприятие», — сказал он и подчеркнул, что у топ-менеджеров «АвтоВАЗа» «есть план по нормализации маркетинговой политики, по снижению издержек».

На что глава Счетной палаты Сергей Степашин замети: «Важно проанализировать, насколько этот план даст возможность работать эффективно не только на внутреннем рынке, но и на зарубежных рынках».

Утвержденная советом директоров «АвтоВАЗа» антикризисная программа представляет собой план мероприятий по преодолению проблем ликвидности, восстановлению рентабельности производства и переходу к устойчивому долгосрочному развитию. В качестве первоочередных мер предполагается добиться снижения запасов готовой продукции, увеличения продаж автомобилей, включая продажи с использованием мер господдержки частного спроса и продаж по госзакупкам. Программа содержит основные параметры долгосрочного плана развития и технического перевооружения завода.

Как заявил глава «АвтоВАЗа» Борис Алешин, два крупнейших российских банка Газпромбанк и ВТБ — готовы подписать меморандум о финансировании (на коммерческой основе) инвестиционной программы компании, объем которой составляет 90 миллиардов рублей.

В этом громадье планов теперь начали копаться аудиторы Счетной палаты РФ. Им предстоит разобраться не только с прежней системой расходования средств руководством автогиганта, но и определить жизнеспособность нынешней — антикризисной — программы «АвтоВАЗа». И попутно разобрать кучу таких мелочей, как, например, регулярное повышение цен на продукцию, уровень спроса на которую снижается в прямой пропорции.

Напомним, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила разобраться, по какой причине автозавод в конце марта объявил о повышении цен на свою продукцию на 2,5%. И предупредил, что за текущий год цена повысится еще минимум на 9%. Поскольку продукция АвтоВАЗа сейчас представляет более половины бюджетного сектора отечественного автомобильного рынка, то есть, занимает доминирующее положение в этом сегменте, то за необоснованное повышение цен ему может грозить серьезный штраф — от 1% до 15%.

Топ-менеджеры автогиганта оправдывают повышение цен на свою продукцию девальвацией рубля и инфляцией. Но, как отметили специалисты ФАС, в таких условиях находятся все предприятия. И, действительно, подавляющее большинство автоконцернов продолжает повышать цену на свои автомобили. Но продукция «АвтоВАЗа» дорожает более быстрыми темпами, чем продукция других автопредприятий, осуществляющих выпуск автомобилей на территории России.

Если такова коммерция, то вполне резонным является вопрос, давно повисший в воздухе: с какой стати коммерческое предприятие государство поддерживает за счет налогоплательщиков?

И еще предстоит разобраться в деталях этой коммерции. Дело в том, что как только стало известно, что «АвтоВАЗ» начала проверять Счетная палата, то на головы аудиторов полился поток компроментирующей руководство предприятия информации. Например, генеральный директор медийного холдинга «Румедиа» Михаил Бергер в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» рассказал, что «АвтоВАЗ» предоставляет в аренду заводские площади другим коммерческим предприятиям — без проведения тендера, по цене — «не то, что рыночной… ниже стоимости содержания имущества». Насколько это законно и как это соотнести с одновременным получение госпомощи, предстоит выяснить аудиторам Счетной палаты.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня