Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснили, что кризис — враг благотворительности. Падает число россиян, декларирующих готовность лично заниматься благотворительностью: с 55% в 2007 году (34% - безусловно да, 21% - да, только если такая деятельность будет пользоваться поддержкой и признанием государства и общества) до 47% сейчас (30% и 17% соответственно). Доля тех, кто не готов заниматься благотворительностью, выросла с 31% в 2007 году до 39% сейчас. Наибольшая готовность к участию в благотворительности наблюдается среди россиян моложе 44 лет (51−53%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (62%).
Большинство опрошенных россиян (55%) дают прогноз, что количество людей, готовых заниматься благотворительностью, уменьшится, и только 5% считают, что оно увеличится. 28% полагают, что экономическая ситуация не изменит число потенциальных благотворителей.
В числе оптимистов оказалась и директор некоммерческой организации благотворительный фонд «Поделись теплом» Мария Кузьминова.
«СП» : — Мария, вы заметили, что людей, готовых делать добрые дела «за просто так» стало меньше?
— Пока от нас почти никто не отказался. Постоянно помогают несколько туристических фирм, два небольших банка, иногда оказывают помощь другие компании. Выросло число волонтеров.
«СП»: — В условиях кризиса физические лица стали активнее юридических?
— У нас основной процент поступлений происходит от юридических лиц. Другое дело, что часть наших партнеров не делают денежные поступления, а предоставляют свои услуги. Но денежный эквивалент при этом не уменьшается. Например, когда туроператоры бесплатно отправляют наших детей в туристические или экскурсионные поездки — в Москву, в Чехию, в Америку
«СП»: — Рост числа волонтеров обусловлен экономической ситуацией в стране?
— Не знаю, возможно, в какой-то степени, это вызвано тем, что некоторые потеряли возможность помогать деньгами. И нам в последнее время, начиная с нового года, поступает все больше звонков с предложениями услуг в качестве волонтеров. Люди со специальным образованием готовы работать с детьми в качестве психологов, другие предлагают организовать развлекательные мероприятия, кто-то готов просто сопровождать детей в поездках.
«СП»: — Они не просят ничего взамен?
— Волонтеры работают совершенно бесплатно. Иногда. В зависимости от обстоятельств, мы сами предлагаем им, например, компенсировать затраты на бензин, когда они осуществляют для нас перевозки — расстояние между Москвой и теми детскими домами, которым мы помогаем, довольно-таки большое. Но чаще всего, люди отказываются от компенсаций: мол, сам доеду, груз довезу и все сам оплачу. И когда люди сопровождают детей в поездках, то чаще всего, все равно заканчивается тем, что они на свои деньги покупают сладости, игрушки — совершают траты, которые они изначально не планировали делать. Но от компенсаций отказываются. То есть, помимо чистого волонтерства, все равно идет процесс некоторых материальных инвестиций.
«СП»: — Среди волонтеров есть люди, которые в перспективе рассчитывают получить постоянную работу в вашем фонде?
— У нас сейчас нет оплачиваемых вакансий. С предложениями своих услуг очень часто к нам звонят психологи. Но недавно нам предложил сотрудничество центр психологической коррекции. Прекрасный психолог Марина Фридман работает с нашими детьми бесплатно. Ее работа согласована с руководством, с администрацией. А остальным психологам мы вынуждены отказывать. Потому что все-таки есть определенная методика работы с детьми, выработанные и согласованные с руководителями детских домов стандарты.
«СП»: — Банки и компании предпочитают анонимность или настаивают, на том, чтобы их благотворительность была как-то обозначена, стала широко известной?
— Нет, наши постоянные благотворители не проявляют желание, чтобы их имя как-то и где-то обязательно прозвучало. Конечно, они не против того, что иногда выражаем им благодарность в прессе, развешиваем баннеры на наших мероприятиях. Им это приятно, но они не настаивают, некоторые даже стесняются этого, говорят: «Мы же делаем это искренне, шумиха нам не нужна». Есть другой ряд наших партнеров, которые участвуют в наших благотворительных акциях, в праздниках с привлечением звезд и прессы. Эта категория партнеров не готова постоянно и безвозмездно помогать нам, но они хотят, чтобы на таких широкомасштабных праздниках был заметен их фирменный логотип, чтобы их имя громко прозвучало.
«СП»: — Сейчас многие предприятия вынуждены сокращать зарплаты или вообще увольнять сотрудников. Ваших постоянных благотворителей эти проблемы не затронули? Им не приходится объясняться со своими коллективами: вот, мол, придется срезать вам премию, а то на благотворительность не хватает?
— На мой взгляд, благотворительность произрастает из личной инициативы руководителей. И у меня такое ощущение, что это никак не затрагивает фонд заработной платы предприятия — помощь поступает как часть личного заработка конкретного человека. В основном это владельцы собственных бизнесов — руководители, учредители. И я даже знаю, что в ряде случаев, когда помощь поступает формально от компаний, но деньги эти — из чистой прибыли ее владельца, руководителя. По сути, они жертвуют из собственной зарплаты. С зарплатами их сотрудников это никак не связано. Но вот на днях, довольно большая канцелярская фирма оказалась в такой ситуации: учредитель этой фирмы позвонил и извинился, сказав, что больше не может оказывать нам помощь, поскольку из-за кризиса сокращает зарплаты сотрудникам, и будет неэтично в такой ситуации продолжать жертвовать деньги в благотворительный фонд.
Данные ВЦИОМ, полученные в результате инициативного всероссийского опроса, проведенного 7−8 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как и три года назад, россияне наиболее склонны думать, что благотворительность должна быть делом каждого человека (63%, с 2006 года доля таких респондентов выросла на 7%), а не только людей состоятельных (33% против 41% в 2006 году). Первую точку зрения чаще разделяют представители среднего слоя и среднего класса (66−67%), вторую — богатые респонденты (50%).
Россияне стали чаще полагать, что благотворительная деятельность должна быть анонимной (56% против 48% три года назад). Реже встречается мнение, что добрые дела должны быть известны окружающим (36% против 44%). Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они высказывают мнение, что о благотворительности не стоит «трубить в фанфары» (61% респондентов с высшим или неполным высшим образованием против 44% россиян с начальным или неполным средним образованием).
Поменялись и представления о наиболее приоритетных направлениях благотворительной деятельности. Если в 2006 году наши сограждане думали, что первостепенными являются острые социальные проблемы (50%), а 44% заявляли, что благотворитель сам должен выбирать, на что тратить деньги, то теперь так думают 43% и 50% соответственно. Первую точку зрения чаще высказывают респонденты с начальным или неполным средним образованием (47%), вторую — обладатели высшего или неполного высшего образования (55%).
Благотворительная деятельность должна быть бескорыстной, считает относительное большинство россиян (43% против 38% в 2006 г.). Реже стали заявлять о необходимости моральной поддержки людей, занимающихся благотворительностью (33% против 40% в 2006 году). И только 18% наших сограждан полагают, что государству следует материально поощрять благотворителей. Последнее мнение несколько чаще распространено среди селян (22%).
Кризис — враг благотворительности, полагают россияне: 55% опрошенных дают прогноз, что количество людей, готовых заниматься благотворительностью, уменьшится, и только 5% считают, что оно увеличится. 28% полагают, что экономическая ситуация не изменит число потенциальных благотворителей.
Падает число россиян, декларирующих готовность лично заниматься благотворительностью: с 55% в 2007 году (34% - безусловно да, 21% - да, только если такая деятельность будет пользоваться поддержкой и признанием государства и общества) до 47% сейчас (30% и 17% соответственно). Доля тех, кто не готов заниматься благотворительностью, выросла с 31% в 2007 году до 39% сейчас. Наибольшая готовность к участию в благотворительности наблюдается среди россиян моложе 44 лет (51−53%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (62%).
Фото [*]