18+
четверг, 23 марта
Экономика

Кризис смывает жертвенный гламур

Число россиян, готовых лично и бескорыстно протянуть руку помощи нуждающимся, уменьшается

  
29

Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснили, что кризис — враг благотворительности. Падает число россиян, декларирующих готовность лично заниматься благотворительностью: с 55% в 2007 году (34% - безусловно да, 21% - да, только если такая деятельность будет пользоваться поддержкой и признанием государства и общества) до 47% сейчас (30% и 17% соответственно). Доля тех, кто не готов заниматься благотворительностью, выросла с 31% в 2007 году до 39% сейчас. Наибольшая готовность к участию в благотворительности наблюдается среди россиян моложе 44 лет (51−53%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (62%).

Большинство опрошенных россиян (55%) дают прогноз, что количество людей, готовых заниматься благотворительностью, уменьшится, и только 5% считают, что оно увеличится. 28% полагают, что экономическая ситуация не изменит число потенциальных благотворителей.

В числе оптимистов оказалась и директор некоммерческой организации благотворительный фонд «Поделись теплом» Мария Кузьминова.

«СП» : — Мария, вы заметили, что людей, готовых делать добрые дела «за просто так» стало меньше?

— Пока от нас почти никто не отказался. Постоянно помогают несколько туристических фирм, два небольших банка, иногда оказывают помощь другие компании. Выросло число волонтеров.

«СП»: — В условиях кризиса физические лица стали активнее юридических?

— У нас основной процент поступлений происходит от юридических лиц. Другое дело, что часть наших партнеров не делают денежные поступления, а предоставляют свои услуги. Но денежный эквивалент при этом не уменьшается. Например, когда туроператоры бесплатно отправляют наших детей в туристические или экскурсионные поездки — в Москву, в Чехию, в Америку и т. д. Кризис в целом не повлиял на выполнение нами взятых на себя обязательств. Как и раньше, нам достает средств, чтобы закупить, скажем, памперсы для детдома сразу на месяц. Так же оплачиваем образовательные программы, есть средства вести их дальше. Но вот что будет осенью, когда потребуется новая оплата образовательных программ — на такой срок я боюсь загадывать, тут я уже не уверена. Но надеюсь, что нас не оставят…

«СП»: — Рост числа волонтеров обусловлен экономической ситуацией в стране?

— Не знаю, возможно, в какой-то степени, это вызвано тем, что некоторые потеряли возможность помогать деньгами. И нам в последнее время, начиная с нового года, поступает все больше звонков с предложениями услуг в качестве волонтеров. Люди со специальным образованием готовы работать с детьми в качестве психологов, другие предлагают организовать развлекательные мероприятия, кто-то готов просто сопровождать детей в поездках.

«СП»: — Они не просят ничего взамен?

— Волонтеры работают совершенно бесплатно. Иногда. В зависимости от обстоятельств, мы сами предлагаем им, например, компенсировать затраты на бензин, когда они осуществляют для нас перевозки — расстояние между Москвой и теми детскими домами, которым мы помогаем, довольно-таки большое. Но чаще всего, люди отказываются от компенсаций: мол, сам доеду, груз довезу и все сам оплачу. И когда люди сопровождают детей в поездках, то чаще всего, все равно заканчивается тем, что они на свои деньги покупают сладости, игрушки — совершают траты, которые они изначально не планировали делать. Но от компенсаций отказываются. То есть, помимо чистого волонтерства, все равно идет процесс некоторых материальных инвестиций.

«СП»: — Среди волонтеров есть люди, которые в перспективе рассчитывают получить постоянную работу в вашем фонде?

— У нас сейчас нет оплачиваемых вакансий. С предложениями своих услуг очень часто к нам звонят психологи. Но недавно нам предложил сотрудничество центр психологической коррекции. Прекрасный психолог Марина Фридман работает с нашими детьми бесплатно. Ее работа согласована с руководством, с администрацией. А остальным психологам мы вынуждены отказывать. Потому что все-таки есть определенная методика работы с детьми, выработанные и согласованные с руководителями детских домов стандарты.

«СП»: — Банки и компании предпочитают анонимность или настаивают, на том, чтобы их благотворительность была как-то обозначена, стала широко известной?

— Нет, наши постоянные благотворители не проявляют желание, чтобы их имя как-то и где-то обязательно прозвучало. Конечно, они не против того, что иногда выражаем им благодарность в прессе, развешиваем баннеры на наших мероприятиях. Им это приятно, но они не настаивают, некоторые даже стесняются этого, говорят: «Мы же делаем это искренне, шумиха нам не нужна». Есть другой ряд наших партнеров, которые участвуют в наших благотворительных акциях, в праздниках с привлечением звезд и прессы. Эта категория партнеров не готова постоянно и безвозмездно помогать нам, но они хотят, чтобы на таких широкомасштабных праздниках был заметен их фирменный логотип, чтобы их имя громко прозвучало.

«СП»: — Сейчас многие предприятия вынуждены сокращать зарплаты или вообще увольнять сотрудников. Ваших постоянных благотворителей эти проблемы не затронули? Им не приходится объясняться со своими коллективами: вот, мол, придется срезать вам премию, а то на благотворительность не хватает?

— На мой взгляд, благотворительность произрастает из личной инициативы руководителей. И у меня такое ощущение, что это никак не затрагивает фонд заработной платы предприятия — помощь поступает как часть личного заработка конкретного человека. В основном это владельцы собственных бизнесов — руководители, учредители. И я даже знаю, что в ряде случаев, когда помощь поступает формально от компаний, но деньги эти — из чистой прибыли ее владельца, руководителя. По сути, они жертвуют из собственной зарплаты. С зарплатами их сотрудников это никак не связано. Но вот на днях, довольно большая канцелярская фирма оказалась в такой ситуации: учредитель этой фирмы позвонил и извинился, сказав, что больше не может оказывать нам помощь, поскольку из-за кризиса сокращает зарплаты сотрудникам, и будет неэтично в такой ситуации продолжать жертвовать деньги в благотворительный фонд.

Данные ВЦИОМ, полученные в результате инициативного всероссийского опроса, проведенного 7−8 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как и три года назад, россияне наиболее склонны думать, что благотворительность должна быть делом каждого человека (63%, с 2006 года доля таких респондентов выросла на 7%), а не только людей состоятельных (33% против 41% в 2006 году). Первую точку зрения чаще разделяют представители среднего слоя и среднего класса (66−67%), вторую — богатые респонденты (50%).

Россияне стали чаще полагать, что благотворительная деятельность должна быть анонимной (56% против 48% три года назад). Реже встречается мнение, что добрые дела должны быть известны окружающим (36% против 44%). Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они высказывают мнение, что о благотворительности не стоит «трубить в фанфары» (61% респондентов с высшим или неполным высшим образованием против 44% россиян с начальным или неполным средним образованием).

Поменялись и представления о наиболее приоритетных направлениях благотворительной деятельности. Если в 2006 году наши сограждане думали, что первостепенными являются острые социальные проблемы (50%), а 44% заявляли, что благотворитель сам должен выбирать, на что тратить деньги, то теперь так думают 43% и 50% соответственно. Первую точку зрения чаще высказывают респонденты с начальным или неполным средним образованием (47%), вторую — обладатели высшего или неполного высшего образования (55%).

Благотворительная деятельность должна быть бескорыстной, считает относительное большинство россиян (43% против 38% в 2006 г.). Реже стали заявлять о необходимости моральной поддержки людей, занимающихся благотворительностью (33% против 40% в 2006 году). И только 18% наших сограждан полагают, что государству следует материально поощрять благотворителей. Последнее мнение несколько чаще распространено среди селян (22%).

Кризис — враг благотворительности, полагают россияне: 55% опрошенных дают прогноз, что количество людей, готовых заниматься благотворительностью, уменьшится, и только 5% считают, что оно увеличится. 28% полагают, что экономическая ситуация не изменит число потенциальных благотворителей.

Падает число россиян, декларирующих готовность лично заниматься благотворительностью: с 55% в 2007 году (34% - безусловно да, 21% - да, только если такая деятельность будет пользоваться поддержкой и признанием государства и общества) до 47% сейчас (30% и 17% соответственно). Доля тех, кто не готов заниматься благотворительностью, выросла с 31% в 2007 году до 39% сейчас. Наибольшая готовность к участию в благотворительности наблюдается среди россиян моложе 44 лет (51−53%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (62%).

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня