Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Арктика – 21 век
22 августа 2013 07:30

Ледоколы освоят миллиарды

Пойдут ли впрок средства, затраченные на строительство новых атомных судов?

4515

21 августа премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении более 86 миллиардов рублей из бюджета на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014—2020 годах. В дополнение к тому, который сейчас уже строится. Это решение продиктовано тем, что из пяти ныне действующих российских атомоходов, через 8 лет в строю останется только один — «50 лет Победы». В 2017 году истекает срок службы атомных ледоколов с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач».

Россия в последние годы не раз пыталась заявить о себе, как о стране, для которой освоение Арктики является одной из приоритетных задач. Именно наличие атомного ледокольного флота позволяло нам сохранять неформальный статус главной Арктической державы. Однако в последние десятилетия в связи с глобальным потеплением практически все приполярные страны задумались о том, чтобы усилить свои позиции в Арктике. Как, впрочем, и страны далёкие от Крайнего Севера. Например, — Китай. «Свободная пресса» уже писала об арктических амбициях Поднебесной.

Между тем, Россия вступает в полосу экономической и финансовой нестабильности. Есть ли гарантии, что строительство новых атомоходов не будет затянуто на долгие годы или вовсе свёрнуто?

— Многое зависит от конкретных людей, которые будут организовывать процесс строительства атомоходов, — говорит председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — С другой стороны, если даже во главе будут стоять чудо-менеджеры, вряд ли они справятся с задачей построить ледоколы в срок, если одновременно в России не будет запущен процесс новой индустриализации. О ней давно и много говорят. Однако на деле продолжается деиндустриализация страны. Это очень важный момент.

«СП»: — Насколько обоснованы такие траты в сегодняшней экономической ситуации?

— Те, кто настояли на создании новых атомных ледоколов, абсолютно правы. Северный морской путь — жизненно важная для России транспортная артерия, которую ни в коем случае нельзя отдавать ни Китаю, ни каким-то иным государствам. Но, повторяю, вне контекста всероссийской новой индустриализации, мы не только атомные ледоколы не сможем строить, но и в самое ближайшее время вынуждены будем закупать элементарные приборы за границей.

Риск урезания финансирования строительства новых атомных ледоколов, безусловно, есть. Однако это вопрос приоритетов государства, поскольку секвестр бюджета уже имеет место. Мы вползаем в экономическую депрессию, которая перерастёт в катастрофу, если не будет предпринята новая индустриализация. Но это не означает, что не нужно планировать строительство ледоколов или других жизненно важных для страны объектов. Нужно выделять приоритеты и умело распределять бюджетные средства, на самом деле достаточно большие. А если учесть фонды, в которых стерилизуют наши золотовалютные резервы, — то и вовсе колоссальные. У нас гигантское количество средств, которые используются крайне неэффективно. Вот если это будет исправлено, то в установленные сроки ледоколы построить вполне реально.

— Один атомный ледокол из трёх, запланированных, на сегодняшний день фактически уже в работе, — рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» Андрей Смирнов. — В этом году началась резка металла для корпуса судна. Его закладка на стапели произойдёт, по-видимому, осенью этого года.

Условное название серии новых ледоколов ЛК-60Я. Это универсальные атомные ледоколы. В отличие от предыдущих серий на них стоит принципиально новая атомная установка, более компактная и одновременно более мощная. А сами ледоколы будут шире, и смогут совершать плавания в более трудных условиях. Например, нынешние ледоколы преодолевают ледовое поле максимальной толщины — 2,3 метра. А те суда, что разрабатываются сейчас, рассчитаны на толщину льда три метра. Они к тому же будут более автоматизированы, что позволяет сократить численность экипажа со 150 до 60 человек. По предварительным подсчётам, первый атомный ледокол нового типа будет спущен на воду в 2017 или в 2018 году.

«СП»: — Насколько вероятны задержки? Ведь, если ледокольный флот не пополнять, то в 2021 году у России на плаву останется только атомоход «50 лет Победы».

— Да, упомянутый вами ледокол «50 лет Победы» строился 17 лет, втрое дольше, чем планировалось. Но это было из-за того, что на период его строительства пришлись «весёлые» 90-е годы. Хочется, надеяться, что подобных проволочек больше не будет. К тому же сейчас мы отказались от принципа, что атомоходы до последнего болта должны быть сделаны в России. Имеет место международная кооперация. Корпуса и реакторы делаются у нас. А оборудование, которое могут делать лучше другие страны — покупаем у них.

«СП»: — Кстати, о других странах. Есть ли у кого-то в мире планы по созданию атомоходов? До сих пор Россия была фактически единственной страной, имеющей такие суда.

— Сейчас Китай заказал финнам проект своего первого ледокола. Хотя они считают, что купленное ими у Украины в 1993 году судно «Сюэлунг», тоже ледокол. В перспективе китайцы прорабатывают и возможность строительства атомоходов. Я бы не стал говорить о какой-то жестокой конкуренции на Севморпути. Скорее, речь идёт о сотрудничестве. Китайцы, например, сейчас рассматривают целесообразность приобретения наших новых атомных реакторов. Они не засекречены, поэтому Росатом будет вести переговоры на эту тему.

«СП»: — Но почему тогда мы сами в последние годы так мало использовали Севморпуть? Ровно три года назад наш крупнотоннажный танкер «Балтика» прошёл из Мурманска в Китай. Тогда все заговорили о том, что этот путь способен принести немалые доходы стране. Однако с того времени не слышно ни о каких российских достижениях в этой сфере.

— За последние три года грузооборот на Севморпути вырос почти в 2 раза. Да, в основном перевозки осуществляют суда под иностранными флагами. Пока не так много российских судов ледового класса, которые экономически выгодно было бы использовать. Но к 2016 году, когда планируется окончание строительства газоперерабатывающих заводов в Обской губе, российский грузопоток сразу вырастет на 16 миллионов тонн в год. Кстати, этот газ уже продан на годы вперёд странам Юго-Восточной Азии. В дальнейшем к нему добавится 9 миллионов тонн нефтепродуктов. Трасса развивается, не удивительно, что при некотором потеплении климата, наблюдавшемся в последние годы, судовладельцы всего мира, начали присматриваться к ней. Если будут созданы новые транспортные суда, способные плавать в условиях Северного Ледовитого океана, то уже в обозримом будущем грузопоток на Севморпути увеличится в десятки раз. Конечно, Суэцкий канал, через который проходит 600 млн. тонн грузов, мы не обгоним. Но экономия времени при прохождении из Европы в Юго-Восточную Азию Севморпутём достигает 1,5−2 раза. Для кого-то из судовладельцев это может стать решающим фактором.

Сейчас идёт восстановление инфраструктуры арктической трассы. Буквально только что создан первый Аварийно-спасательный центр в Нарьян-Маре. Приход на трассу иностранцев можно только приветствовать. Тем более, что у нас, согласно международному законодательству, нет каких-то особых прав на Севморпути. Мы можем запретить проход иностранных судов только в случае тяжёлой ледовой обстановки или если судно не приспособлено к плаванию в условиях Арктики. Таким образом, мы можем подстраховаться от аварий грузовых судов, и как следствие нефтяных и прочих разливов, которые в условиях Крайнего Севера имеют особенно тяжёлые последствия для экологии.

«СП»: — Как может сказаться глобальное потепление на загруженности российского атомного флота?

— Вполне возможно, что потепление не будет столь уж глобальным. В этом году ледовая обстановка была близка к средним многолетним показателям. Можно говорить, что пик потепления пройден. Но даже в самый «безлёдный» на Севморпути 2007 год суда могли проходить без ледоколов лишь 2 месяца. Так что на ближайшие 30−40 лет атомоходы будут востребованы в любом случае.

Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня