18+
вторник, 24 октября
Экономика

«Люксы» и секс-шопы остались без клиентуры

В период кризиса даже миллиардеры начали экономить на своих любимых игрушках

  
45

Продажи предметов роскоши в этом году сократятся на 10 процентов. Таков прогноз консалтинговой компании, специализирующейся на исследованиях рынка товаров класса «люкс», Bain & Company.

В последние годы глобальный рынок дизайнерской одежды и ювелирных украшений рос на 25−35 процентов в год, в том числе во многом благодаря «зажиточным» россиянам. За ними следовали нувориши из Китая, Индии и Бразилии. Они удивляли мир своей расточительностью, буквально, соря деньгами, приобретая не просто дорогие, а самые-самые дорогие виллы, самолеты, яхты, произведения искусства и т. п.

В 2003-м году мир был потрясен тем, что известный российский олигарх Виктор Вексельберг потратил более 100 миллионов долларов на покупку коллекции изделий Карла Фаберже у аукционного дома Sotheby’s. Ее основа — девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира — Коронационное яйцо, сделанное для Николая II.

Другой российский олигарх Роман Абрамович купил самую большую и самую роскошную яхту. Михаил Прохоров чуть ли не приватизировал курорт во французском Куршавеле. Олег Дерипаска приобрел шикарный брильянт за миллион долларов. Андрей Мельниченко выложил два миллиона долларов за выступление Дженнифер Лопес на устроенной им вечеринке. Они задавали тон всему российскому бомонду: стало просто неприличным приезжать на московские тусовки в автомобиле уровня «Форд» и в одежде не от кутюр.

Развитие кризиса внесло свои коррективы: ранее эксперты Bain & Company полагали, что миллиардеры умерят свою потребительскую активность лишь в пределах от 2 до 7 процентов. Теперь же по их расчетам, глобальный кризис сократит объем продаж предметов роскоши — от дизайнерской одежды до ювелирных украшений — на 10 процентов (до 201 миллиарда долларов).

Эксперты отмечают, что первыми на волне рецессии начали экономить на роскоши не россияне. Сначала скряжничать взялись богатые японцы, затем к ним присоединились американцы и европейцы. На улице бутиков — Пятой авеню в Нью-Йорке — сегодня заманивают покупателей скидками, однако многие клиенты переключаются на товары рангом пониже. Как считают эксперты, американцы сократят расходы на торговые бренды класса люкс больше всех других наций — на 15% в нынешнем году.

Минувшей осенью европейские торговые дома элитной одежды и аксессуаров — Chanel, Versace, Christian Louboutin и Chloe — объявили о снижение цен в США на 8−10 процентов, мотивируя это ростом курса доллара к евро, что стало историческим прецедентом со времен Второй мировой войны — цены на товары торговых марок класса «люкс» неизменно росли все эти десятилетия.

США, Япония и Европа формируют 80% рынка товаров для самых богатых. Теперь здесь показатели по роскоши, как ожидают исследователи, начнут падать. А вот в Китай, напротив, увеличит на 7 процентов потребление товаров с мировыми брендами, арабские страны — на 2 процента.

Под вопросом остается то, насколько умерит свои потребительские аппетиты богатые русские. Хотя уже становится очевидным, как худеют их кошельки в условиях мирового кризиса.

«Нас всех можно вычеркивать из списков «Форбс», — предрек российский миллиардер Александр Лебедев. Сам он еще в конце прошлого года продал свой самолет и недвижимость в Италии. Однако он поторопился с оценкой чужих заначек на черный день.

Известный «куршевельский повеса» Михаил Прохоров с капиталом в 14,1 миллиардов долларов занял первое место в рейтинге российских миллиардеров, сместив с долларового олимпа Олега Дерипаску. Но при этом Прохоров счел для себе непозволительной роскошью потратить полмиллиарда евро на приобретение «виллы Леопольда», названной так в честь бельгийского короля Леопольда II, построившего ее в 1902 году на французской Ривьере, в предместье Ниццы. Здесь привыкли гостить мировые лидеры и суперзвезды: предыдущий владелец виллы — банкир Эдмонд Сафра принимал на Лазурном берегу Рональда Рейгана и Фрэнка Синатру. Однако, прагматичный Михаил Прохоров решил сэкономить, поскольку в условиях кризиса цены на недвижимость в Ницце, как и везде, существенно упали, и ранее заключенная сделка оказалась невыгодной.

Правда, не всем так повезло. Например, Олег Дерипаска пошел по миру чуть ли не с протянутой рукой: вся его «базовая» империя оказалась под угрозой «элементарного» краха.

А крупнейший игрок на московском строительном рынке, владелец компании «Миракс Групп» Сергей Полонский выставил на распродажу отель «Сангейт Порт Роял» в Турции, дом на Лазурном побережье и яхту.

Нелегкие времена переживают яхтостроительные отрасли Голландии и Италии: пропал спрос на «лодочки» по цене в миллион евро и выше - до кризиса уходившие в легкую. Теперь с огромным трудом продаются яхты по 500 тысяч евро, чуть лучше — по 100−200 тысяч евро. Здесь по-прежнему лидируют более или менее богатые русские — в их среде бытует мнение: если у тебя есть яхта, значит ты и твой бизнес все еще на плаву. Но уже не так важно, что по просьбе заказчика «кораблик» при строительстве удешевили до предела, отказавшись от автопилотов, радаров и прочих дорогостоящих штучек.

Кажется до нуворишей постепенно начинает доходить смысл анекдота, популярного в среде банкиров: если ты не можешь вернуть мне кредит, то почему ты приехал ко мне на «Лэнд ровере», а не вышел из метро?

Что касается жилья, то, конечно, не все вчерашние миллиардеры переехали в Бирюлево. Но явно поубавилось оптимизма у продавцов элитных комплексов, которые раньше доказывали, что апартаменты класса de luxe даже в кризис останутся в цене, поскольку «подтверждают высокий социальный статус владельцев». Этот прогноз не оправдался. Например, в конце марта компания Paul’s Yard объявила о продаже элитных квартир в столице со скидкой до 50 процентов, на элитные подмосковные коттеджи скидка объявлена до 70 процентов.

Кризис научит родину любить: как ехидно отмечает бульварная пресса, многие звезды, еще вчера обожавшие зажигать «исключительно за рубежом», теперь охотно соглашаются работать, да и отдыхать тоже на отечественных просторах.

Секс-шопы тоже переживают не лучшие времена. В условиях кризиса россияне предпочитают заниматься любовью дедовским способом, не прибегая к дорогостоящим уздечкам и прочим хлыстам эксклюзивного плетения.

В общем же, по разным даныv маркетинговых агентств, доля тех, кто часто покупает предметы роскоши, резко сократилась: с 10процентов в августе 2008 года до 1 процента в марте 2009 года.

Ну, у кого жемчуг поменьше стал, а у кого и просо слишком крупное оказалось. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Research & Branding Group и Социологической лабораторией «НОВАК» выяснили, как оценивают финансовый кризис и его последствия среднестатистические жители России, Украины и Белоруссии и как отличаются стратегии их поведения в условиях сложившейся экономической ситуации (опрос проводился в марте текущего года).

Оказалось, что жители Украины в условиях кризиса чаще своих соседей вынуждены экономить (67%). Аналогичный ответ дают 43% россиян и только 30% белорусов. Жители Белоруссии чаще заявляют, что на чем-то приходится экономить, а на чем-то — нет (50%) или же вообще экономить не приходится (16%), среди россиян таких 37% и 14% соответственно, среди украинцев — 25% и 7% соответственно.

В первую очередь украинцы, белорусы и русские стали экономить на продуктах питания, а также одежде и обуви, причем и о том, и о другом чаще сообщают украинцы (по 56%), среди россиян — 50% и 42% соответственно, среди белорусов — 45% и 39% соответственно. Далее следуют досуг и развлечения (34% среди украинцев, 30% - россиян, 25% - белорусов), отдых и отпуск (34% жителей Украины, 29% - России, 20% - Белоруссии), лечение и медикаменты (28% украинцев, 24% россиян, 15% белорусов), связь (22% украинцев, 20% белорусов, 17% россиян), крупная бытовая техника (22% украинцев, 20% россиян и 17% белорусов), мелкая бытовая техника (21% украинцев, 15% россиян и 14% белорусов).

При этом жители Украины чаще других респондентов сообщают об экономии на коммунальных расходах (21%, среди россиян и белорусов — 14% и 12% соответственно), предметах роскоши (18%, по 14% среди россиян и белорусов). Россияне наиболее склонны указывать сокращение расходов на большие покупки (18%, по 14% среди украинцев и белорусов), а также заявлять о том, что в связи с кризисом ни на чем экономить не приходится (12%, 7% - среди украинцев, 1% - среди белорусов). Практически в равной степени респонденты сообщают о сокращении расходов на транспорт (16% среди россиян, по 18% - среди украинцев и белорусов) и образование (6% среди россиян, 5% - среди украинцев, 3% - среди белорусов).

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня