18+
суббота, 29 июля
Экономика

Дворкович: кризис — как старуха Шапокляк

Бизнесмены чуть не поссорили между собой ключевых министров: Набиуллина высказалась за снижение налогов, Кудрин — против

  
7

В Москве состоялся ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, на котором члены Российского союза промышленников и предпринимателей обсудили с государственными чиновниками перспективы развития страны во время кризиса. Главное предложение бизнесменов правительству: снижать налоги вместо раздачи денег крупным корпорациям. Этот и другие вопросы глава РСПП Александр Шохин поставил перед форумом, в котором приняли участие те, кто определяет экономическую политику государства — министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, помощник президента Аркадий Дворкович и, как говорится, другие высокопоставленные лица.

Шохин: «В налоговой сфере ситуация неоднозначная. Были позитивные для бизнеса изменения, принятие для него налоговых стимулов, льготы по налогам для нефтяных компаний, льготы по налогам на прибыль и т. д. Но есть и плохие новости: часть согласованных мер принято в половинчатом размере, часть просто не реализована. Сейчас мы опять договорились с Минэкономразвития России о продолжении налоговой реформы. В частности, речь идет о возмещении НДС, повышении амортизационной премии, снижении налоговых ставок для малого бизнеса».

Дворкович: «Решение по поводу увеличения страховых взносов на цели пенсионного и медицинского страхования с 2011 года по сути приняты. В 2010 году увеличений не будет, предстоит переход от единого социального налога на страховые взносы с изменением шкалы уплаты этих взносов. Она станет двухступенчатой, с совокупной ставкой 26%, так же как и по ЕСН, до уровня доходов 415 тысяч рублей, и, если говорить о пенсионном фонде, 0% после этой суммы. Что касается взносов в систему обязательного медицинского страхования, то окончательно этот вопрос не решен. Увеличения нагрузки с 2010 года точно не будет».

Набиуллина: «Мы исходим из того, что в целом не должны увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, особенно в условиях кризиса. Мы можем предлагать трансформацию налоговой системы с усилением стимулирующей части… Те решения, которые принимаются по увеличению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, должны рассматриваться в контексте компенсации по другим налогам более стимулирующего характера».

Дворкович: «Я согласен с точкой зрения, что нагрузку нельзя увеличивать и с 2011 года, хотя это будет уже год роста, стабилизации. Мы получим возможность получение выгоды в связи с увеличением капитализации российских компаний, как на российском, так и на зарубежном рынках. В противном случае, мы рискуем эти рынки потерять. С точки зрения развития налоговой системы в целом, а также межбюджетных отношений, думаю, что возможности для дальнейшего снижения ставки налога на прибыль сейчас нет. Наиболее реальным является снижение ставки налога на добавленную стоимость. Я думаю, что сбалансированный подход в этом сохранит конкурентоспособность российского бизнеса. А его реальная конкурентоспособность будет во многом зависеть не только от налогов, но и от других действий как самого бизнеса, так и государства».

Шохин: «Не хотелось бы, чтобы эти договоренности оказались под сукном, когда вступит в бой тяжелая артиллерия — Минфин».

Кудрин: «Я думаю, что мои коллеги не посчитали, не взвесили и сделали заявление на публику. Я думаю, что это были заявления на публику, потому что приятно всегда быть либералом… Это удар в виде высоких ставок кредитов, рисков девальвации. И мы должны спросить: эта политика привела к улучшению российской экономики? Нам придется посмотреть, как пройдет 2009 год, какой будет рост, какая будет инфляция и какие острые проблемы появятся. Мы должны будем переоценить трехлетку весной следующего года и тогда принимать решения по 2011 году».

Шохин: «Кризис, на наш взгляд, это не время для перераспределения дополнительных денег через бюджет. РСПП против того, чтобы деньги отбирались у успешных компаний и отдавались неконкурентоспособным предприятиям с неэффективным менеджментом».

Дворкович: «Согласен с тем, что нецелесообразно в качестве системного решения, брать деньги у сильных компаний. У людей, способных зарабатывать даже в этих сложных условиях, и отдавать их неэффективным. Государство всегда берет деньги у более сильных и отдает их слабым. Это нормально, это соответствует задачам, связанным с социальным развитием. Соответствует интересам социальной справедливости и стабильности. Но слабым — не в значении „неэффективным“ — слабым в ином значении — тем слабым, кто уже не может или еще не может зарабатывать деньги, у кого нет таких возможностей. Тем, кому надо дать либо временную, либо уже постоянную помощь для нормального существования. Мы будем продолжать это делать. И на это будут выделяться значительные средства. Изменения в пенсионной системе, которые будут происходить со следующего года, направлены на решение именно этой задачи. На решение задачи привязки будущих доходов пенсионеров к их сегодняшнему заработку. Но у нас нет никакого желания сегодня подрывать эффективность бизнеса, который имеет перспективы, и создавать иллюзию безопасности для бизнеса, который уже не имеет никаких перспектив. И к каждому случаю нужно подходить дифференцированно».

Шохин: «Финансовая система стала головной болью во всем мире. И в этом Россия не исключение. Доступность предприятий к кредитам упала до уровня 2000-го года. В январе 2009-года по нашим опросам одной важных проблем стала нехватка оборотных средств. Вторая волна кризиса по прогнозам пойдет в банковский сектор из сектора реальной экономики. По официальным оценкам просроченные задолженности банкам уже доходят до 10%. По неофициальным — до 20%. Хотелось бы, чтобы изменение общественного мнения, которое в условиях кризиса проходит в ряде стран, по отношению к банкирам — их называют и денежными мешками, и собаками на сене, и жирными котами — мы считаем, что банки страдают от тех же проблем, что и реальный сектор — от отсутствия длинных денег и высоких рисков. Никто не может дать ответ, что будет с заемщиком не только до конца года, но и к концу текущего месяца. А банки рискуют не только своими, но и деньгами вкладчиков. Можно понять и реальный сектор — процентные ставки нереально высокие. И если государство, монетарные власти не готовы идти не снижение ставки рефинансирования, то нужно максимально освободить собственные средства компаний снижением налогов и дать возможность предприятиям максимально списывать расходы на себестоимость. Если государство стремится сохранить важное предприятие, то оно не должно требовать от банка отказаться от своих законных требований, а поддержать должника. В противном случае, ему придется через некоторое время поддерживать банки».

Дворкович: «Мы сейчас обсуждали финансовую систему и вспомнили хороший советский мультфильм. Там старуха Шапокляк — ее можно представить как образ кризиса — отняла у крокодила Гены и Чебурашки билеты на поезд и они пошли пешком. Чебурашка говорит: „Ген, тебе тяжело? Давай я возьму чемоданы, а ты понесешь меня“. Вот и мы так пытаемся относиться к банкам, к финансовой системе в целом. Конечно, проверки банков на нецелевое использование средств будут. Хотя для меня еще не совсем ясен механизм этого контроля. Но если мы не создадим нормальные условия для функционирования кредитной системы, то кризис затянется».

Шохин: «Производительность труда остается актуальной темой. Кадровый голод, недостаток квалифицированных специалистов стал в первой половине прошлого года основным ограничением для развития бизнеса. Сейчас ситуация начинает меняться, но усугубилась проблемой безработицы. Компании до предела сохраняют персонал, но это часть противоречит задачам модернизации экономики и повышению производительности труда. И ставят по удар будущее компаний, в том числе и в глобальной конкуренции. Кризис — время для перехода от экстенсивных к интенсивным механизмам развития экономики. А то опять придется нанимать за большие деньги не самый эффективный и не самый нужный персонал. Позиция РСПП: компаниям придется сокращать неэффективных сотрудников. Государство должно не заставлять компании сохранять работников любой ценой, а проводить активную политику в сфере занятости, реализовывать, в частности, с бизнесом совместные программы в формате государственно-частного партнерства по переобучению, готовить людей для реализации инфраструктурных проектов, финансируемых государством. И поэтому мы выступаем за то, чтобы инвестиционные госпрограммы, абсорбирующие рабочую силу, требующие квалифицированную рабочую силу, оставались в повестке дня государства».

Дворкович: «Мы к этому подходим. Это видно, например, в программах занятости населения, которые согласованы между минэкономразвития и региональными правительствами. На первом этапе эти программы носят характер реагирования на возникшие проблемы. Но в бюджете зарезервированы дополнительные средства, чтобы перейти к следующему этапу — уже не реагирования, а создания новых эффективных рабочих мест, в которых нуждается бизнес. Для этого будет осуществляться переквалификация работников, их перепрофилирование. Думаю, что во второй половине года мы перейдем к такой политике совместно с регионами и бизнесом».

Шохин: «Кризис время не для ужесточения регулирования, а время для повышения эффективности регулирования. Позиция РСПП: качество корпоративного управления, корпоративного законодательства должно быть таким, чтобы стимулировать уход российских компаний из других юрисдикций, в той числе из оффшоров. Здесь нужно действовать не административными мерами, а стимулами».

Дворкович: «Я хотел бы отметить, что если в период роста существование высоких административных барьеров для ведения бизнеса кому-то казались крупной или мелкой неприятностью, то в период кризиса кроме как преступной деятельностью это назвать нельзя. Недопустимо сохранение неформальных барьеров. Это мешает развитию нашей страны, подрывает ее конкурентоспособность больше чем любые формально установленные налоги, которые в конечном счете платят все. Эти барьеры создают гораздо больше издержек для бизнеса, приводят к неоправданным затратам времени, потере, иногда, лет на переход к выпуску новой продукции, модернизации производства, организации новых рабочих мест. Сегодня мы не можем это себе позволить. Борьба с этими явлениями идет. Но очевидно, что у многих нет психологической готовности к изменению своего собственного поведения. И я призываю вас не потакать этому поведению, и использовать все возможности органов власти, в том числе, и судебной, чтобы пресекать создание неформальных административных барьеров».

Шохин: «Кризис снизил уровень доверия между субъектами рынка и опять легализовал не самые лучшие деловые практики. Многие крупные компании решили не платить мелким и средним поставщикам — подождут. Другие пытаются привлечь административный ресурс, чтобы выпихнуть конкурентов с рынка. Допускают ценовой сговор, чтобы давить поставщиков. В таких условиях государству всегда хочется воспользоваться кризисом и закрутить гайки антимонопольного регулирования. Кризис, безусловно, период ужесточения конкурентной борьбы, но не нужно мешать бизнесу самостоятельно выходить из кризиса. Те схемы, которые в мирное время воспринимались как недобросовестная конкуренция, сейчас могут быть единственным выходом компаний из кризиса. Позиция РСПП: антимонопольной службе сложно разделить стратегии выживания и случаи недобросовестной конкуренции. Но это не повод принимать простые решения, например, объявляя все цены существенно ниже себестоимости — монопольно низкими ценами».

Дворкович: «Иногда государству приходится действовать по ситуации, реагируя на те или иные проблемы. Но нельзя подменять временные решения постоянными ошибками. Нужно заменять оперативную реакцию на системный подход. Рассчитываю на вашу поддержку и в части следования общим приоритетам, и в том числе, антикризисной программе правительства».

Шохин: «Российские органы власти напоминают многоглавого дракона, каждая из голов которого предлагает свои рецепты. Одна голова пышет в сторону бизнеса огнем и дымом, обещая увеличение налоговых нагрузок, другая рассказывает сказки и басни о будущих налоговых льготах. Третья усыпляет бдительность бизнеса, обещая системные стратегические решения и подходы. А по сути мы все в одной лодке, в океане кризиса. И сейчас требуется слаженная работа команды, взаимодействие бизнеса и власти. Наша задача не только выжить, но и сохранить силы для рывка».

Дворкович: «Кризис приходит и уходит, но задачи бизнеса и власти остаются и мы будем их вместе решать. При этом надо помнить, что для предпринимательского класса кризис представляет большое зло, но главной своей силой он ложится на плечи рабочего населения, не имеющего возможности в благополучные годы сделать достаточные сбережения для поддержания себя в во время безработицы, следующей за кризисом».

Шохин: «РСПП неоднократно поднимал целый ряд и других вопросов экономической политики — и до кризиса, и уже во время кризиса. На нашем предыдущем форуме участвовалДмитрий Анатольевич Медведев (на тот момент — в качестве кандидата в президенты РФ). И вчера он мне сказал, что прекрасно помнит об этом. Президент сказал, что многие из тех проблем, которые тогда обсуждались, до сих пор остаются в повестке дня. Речь идет о чрезмерном участии государства в экономике. В условиях кризиса экономика перешла на новый уровень. И огромная часть частных активов в этом году перейдет в руки государства или компаний с участием государственного капитала. Рост влияния государства в экономике никогда не рассматривался нами как фактор положительного влияния на деловой климат. И в нынешней ситуации не стоит кивать на пример США или Евросоюза, где роль государства в экономике усилилась. До кризиса англосаксонские страны на самом деле демонстрировали прямо противоположенные примеры. При этом надо иметь в виду, что доля госэкономики в этих странах до кризиса была существенно ниже, чем в России. А у многих европейских стран есть богатый опыт неоднократного вхождения и выхода государства из частного сектора экономики. У нас же приватизационные уроки 90-х годов остались не до конца выученными. Не хотелось бы, чтобы лет через пять нас снова ждала еще одна волна разборок государства и бизнеса на тему легальности собственности и социальной эффективности новой приватизации. Кризис — не время для повышения непосредственного присутствия государства в активах частных компаний, хотя это и неизбежно в ряде случаев, например, когда государство выступает в качестве регулятора в экономике для повышения ее эффективности. Позиция РСПП такова: активы тем, кто умеет ими управлять, а не чиновникам. Государство должно выходить из экономики быстро, прозрачно, и определить формат выхода уже сейчас».

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня