18+
пятница, 24 марта
Экономика

«Жигули» доедут до Сочи-2014 только по госблату

АвтоВАЗ и ГАЗ пригласили поучаствовать в конкурсе спонсоров будущей Олимпиады

  
22

Оргкомитет «Сочи-2014» ищет генерального партнера Олимпийских игр в категории «автомобили». Побороться за статус предложили не только иностранным «Тойоте», «Вольво» и «Фольксваген», но и отечественным ГАЗу и ВАЗу.

Всего желающими стать генеральными партнерами Игр в категории «автомобили» намерены шесть автоконцернов. И, как выяснила газета «Ведомости», российский автогигант АвтоВАЗ тоже не отказался.

АвтоВАЗ получил от оргкомитета письмо с предложением участвовать в конкурсе на статус партнера, но решение еще пока не принято, говорит официальный представитель тольяттинского автозавода. ГАЗ хотел бы видеть себя в числе партнеров Олимпиады, рассказала представитель группы Елена Матвеева: «Концерн производит все виды автомобилей, требующихся оргкомитету. А к моменту Игр группа выведет на рынок несколько принципиально новых моделей».

Поддержка Олимпиады обойдется недешево. Ранее гендиректор оргкомитета Дмитрий Чернышенко говорил, что стоимость пакета генерального партнера начинается от 100 миллионов долларов, из которых часть вносится наличными, а часть — услугами и продукцией. Так, генеральный партнер в категории «автомобили» должен будет поставить оргкомитету до 2016 года (после окончания Олимпиады в Сочи будет действовать контракт с российской сборной на следующие Игры) около 3000 автомобилей и около 1000 автомобилей — на период Игр. В их числе должны быть автомобили экономического, бизнес- и представительского классов, грузовики, микроавтобусы, а также машины, оборудованные для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Всего этого набора как раз и нет у наших российских автогигантов, считает известный автоэксперт Сергей Асланян.

«СП»: — Сергей, у ГАЗА и ВАЗа есть шансы стать партнерами Олимпиады?

— У нас вообще-то была Олимпиада в 1980-м году. И тогда ГАЗ и ВАЗ у нас тоже были. Но уже тогда у них силенок не хватило стать не только генеральными партнерами, но и вообще участниками Олимпиады-80. И, если кто помнит, автобусы у нас были львовские, грузовиков как таковых не было, но в тот момент как раз замелькали американские «Форды», развозившие «Пепси колу». Среднетонажников не было, но ЗИЛы что-то подвозили.

«СП»: — А как же «членовозы» обкомовского уровня?

— Ну да, из легковых «Волги» изредка мелькали. Но и сейчас самая большая проблема, которая была тогда, так и не решена — за эти годы так и осталась очень узкой модельная линейка российских автопроизводителей. У АвтоВАЗ все машины в принципе всего полутора классов: класс «C» («Гольф-класс» — все легковушки) и еще дополнительно «Нива», которая идет как легкий внедорожник.

«СП»: — Но у ГАЗа модельный ряд шире?

— Не дай Бог, если Горьковскому автозаводу подарят выигрыш в тендере, потому что тогда все гости Олимпиады будут вынуждены ездить на «Газелях». Автобусов у ГАЗа нет, грузовики — сомнительное счастье, а «Волгу» уже в который раз пытаются снять с производства. Это не просто позорище, но и нерентабельное позорище. И если мы в 2014 год вступим с именно этим отголоском 69-го года, то это будет позор на весь свет. Если на «Сайбере» будем возить людей, то это ситуацию не улучшит — он свое уже отцвел. И попал к нам на конвейер именно потому, что никому другому был уже не нужен.

«СП»: — Среди претендентов-иномарок есть явные фавориты?

— У «Фольксвагена», «Тойоты» и особенно у «Вольво» — широчайший модельный ряд. У «Вольво» нет только микроавтобусов, зато есть все виды легковых и грузовых автомобилей. И есть фантастические автобусы, которые будут не просто украшением Олимпиады, а украшением любого места, где они появятся. У «Фольксвагена» широчайший модельный ряд. Шикарные микроавтобусы, великолепные легковые автомашины, отличные малотоннажные грузовики. С автобусами у концерна проблемы — придется договариваться с кем-то со стороны, либо брать со своих латиноамериканских филиалов, но к тому моменту проблема, естественно, будет решена. У нас в России и в Европе не известны большегрузные серьезные самосвалы или магистральные тягачи с эмблемой «Фольксвагена», а в Латинской Америке они выпускаются. Грузовик или автобус — для «Фольксвагена» не проблема. Вот для АвтоВАЗа это проблема. Он своими силами пытался минивэн изобрести — не получилось. Поэтому тупиковый вариант приглашать кого-то из наших.

«СП»: — Тем не мене, АвтоВАЗ уже сделал заявление, что у него есть весь модельный ряд, который требуется Олимпийскому оргкомитету. И пообещал, что к моменту Игр выведет на рынок несколько принципиально новых моделей. Но хватит ли времени?

— АвтоВАЗ не выведет в принципе ни одну свою собственную новую модель. На этом автозаводе рождение новой машины происходит в среднем раз в 15 лет. Поэтому все, о чем вазовцы говорят как о перспективе, — это модельная линейка «Рено-Ниссан». Да, у «Ниссана» и «Рено» в совокупности есть абсолютно все, что нужно не только для полноценного обслуживания Олимпиады, но и все, чем вообще должна обладать полноценная автопромышленность. Думаю, что АвтоВАЗ питает иллюзии, что к нужному моменту сможет до чего-нибудь договориться с «Рено», который так или иначе поставит ему всю необходимую номенклатуру для заявленных автомобилей. А у самого АвтоВАЗа ничего нет и не будет, потому что «Калину», которой нас сейчас все-таки осчастливили, начали создавать в начале 90-х. Поэтому все эти заявления, вся эта игра рассчитаны на людей, которые ничего в этом не понимают.

«СП»: — Но если власть скажет «надо», олимпийский оргкомитет ответит «есть»?

— Конечно. Если надо, то в этой номенклатурной игре тендер выиграет АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ — и любой другой российский завод. И оргкомитет скажет: «Ну, кто такой „Фольксваген“ на фоне АвтоВАЗа, как можно опереться на зарубежный концерн?» Тут вопрос в том, как наши власти собираются проводить тендер — по-честному или для видимости?

«СП»: — Но разве то, что тендер объявлен официально не говорит о серьезности намерений?

— Если бы в оргкомитете хоть кто-нибудь соображал в этом направлении, а не бумажки с конвертами переносил из кабинета в кабинет, то даже такой заявки от АвтоВАЗа не появилось бы. Ему бы никто даже не сделал предложения принять участие.

«СП»: — А если оргкомитет решить выбрать сразу несколько автомобильных партнеров?

— Ну, тогда уж точно не стоит сомневаться, что в их число войдут АвтоВАЗ и ГАЗ.

«СП»: — Вот вы очень расхваливаете «Вольво», но этот автомобиль не производят на территории России. В соответствии с нынешней «линией партии и правительства» — это не тот автомобиль, которому надо как-то способствовать.

— Если понадобится, российская сборка «Вольво» будет организована в течение двух-трех месяцев. Эта марка принадлежит «Форду», это же один концерн, ему даже не надо специально строить новый завод. Если надо, дадут отмашку и во Всеволожске будут выпускать еще и «Вольво».

"СП": — Предполагается, что партнерство с олимпийским комитетом будет дорого стоить желающим: стоимость пакета генерального партнера начинается от 100 миллионов долларов, из которых часть вносится наличными, а часть — услугами и продукцией. Если это будет на таких условиях, то осилят ли российские автозаводы такую нагрузку в кризисной ситуации?

— Если это так, то коллизия становится еще забавнее. Получается, что АвтоВАЗ, выиграв тендер, должен будет вышвырнуть 100 миллионов долларов — прямо или косвенно — за участие в качестве генпартнера, которое сулит только в далекой перспективе сомнительные имиджевые (ведь нет гарантий, что это резко поднимет продажи) дивиденды? Да предприятие, которое сидит на дотациях государства, в принципе не имеет на это права!

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;