Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
4 мая 2009 17:09

«АвтоВАЗ» объявил большую распродажу своего добра

Российский автогигант запустил программу субсидирования ставок по кредитам покупателям «Лады». Вопрос: зачем?

11

На «АвтоВАЗе» объявлена большая распродажа. Субсидируются рублевые кредиты на покупку любого автомобиля из модельного ряда предприятия в ценовых границах от 161 436 до 348 000 рублей на срок от года до трех лет. Программа «Лада финанс» действует с 15 апреля по 30 июля.

Таким образом, АвтоВАЗ решил взять дурной пример с государства, считает автоэксперт Сергей Асланян.

«СП»: — Сергей, откуда АвтоВАЗ, который в долгах как в шелках, мог взять средства на субсидирование своей продукции?

— Да, это очень странный ход, не понятно, зачем это надо заводу. С одной стороны субсидирование своей продукции — это попытка обозначить себя как серьезного игрока. Мол, раз государство пошло на субсидирование, то и АвтоВАЗу такое по плечу. Разница только в том, что у государства деньги есть, а у АвтоВАЗа — нет. Он может их взять только все у того же государства. Очень странная затея, тем более, что субсидирование части процентной ставки — это лукавство: происходит погашение только незначительной суммы. А во вторых, для покупателя в конечном счете этот автомобиль обходится еще дороже. Кредит автоматически влечет за собой дополнительные расходы. Государство еще не поняло или делает вид, что не поняло — предложенная им система изначально порочна. И рассчитывало, что все такие идиоты и сразу побегут брать в кредит вазовскую продукцию. Но почему-то не побежали — либо поумнели по дороге, либо не были идиотами изначально. Вот этот крошечный клочок субсидированной ставки ни в коем случае не стимулирует продажи. Если у человека есть деньги — он идет и покупает. Если денег нет — занимать их крайне неразумно в условиях кризиса.

«СП»: — Но, видимо, завод решился на такой рискованный шаг в отсутствие других перспектив?

— Статистика первого квартала показывает, что АвтоВАЗ утрачивает позиции катастрофически. А есть еще такая статистика, которую не очень-то хотят показывать. Оказывается, люди все-таки потихонечку стали пользоваться государственной программой субсидирования. Но почти никто из них не пошел покупать «Лады», они пошли покупать «Логаны» и другие автомобили, которые не требуют дополнительных затрат на ремонт уже вскоре после покупки. То есть, машины традиционно российского производства не заинтересовали людей — субсидирование ставки государством не покрывает затраты на капремонт.

«СП»: — А тут еще «Форд» с 20 апреля объявил о такой же программе для покупателей «Фокусов» и «Мондео»…

— Практически у всех серьезных игроков на нашем рынке, и в первую очередь, у «Форда», такие программы работали все время их существования на российском рынке. Для них это обычные условия. Они предлагали кредит под 4,2%, в то время как у всех было 4,9%, и покрывали разницу из своего кармана. У многих иностранных представителей в нашей стране есть свои банки. Например, «Пежо-финанс», «Джи- эм-финанс», «Ниссан-финанс», «КИА-финанс», «Форд-финанс» — все они имеют в своем активе подобные предложения уже долгие годы. И наше правительство, а затем и АвтоВАЗ, взялось за субсидирование, подсмотрев схему у того же «Форда».

"СП": — Получается, что кроме запретительных мер, мы другой «велосипед» так и не изобрели?

— А вот, кстати, о запретительных мерах. На Дальнем Востоке опять начали успешно торговать японским сэконд-хэндом. И при этом успешно его растамаживать. Нашему государству не удалось заткнуть ненасытные пасти российского и японского криминальных капиталов, бросив туда «Жигули». Немножко выждав (январь, февраль и март), и осознав, что пощады не будет, народ, который был вовлечен в продажу подержанных автомобилей, снизил норму прибыли ровно на столько, что на сегодняшний день продажи ожили. И сегодня на Зеленом углу Владивостока можно купить все то, что и хотелось — по тем же ценам, которые были до начала этой вакханалии. Это говорит о том, что раньше там действительно было очень серьезная норма прибыли. Ее снизили, и вот она стала такая же, как в Москве — 500−1000 долларов. Наше государство в очередной раз очень сильно проиграло. Так и не поняв, чем же все-таки живут его граждане, и насколько они умнее, чем те, кто предлагает им сомнительные программы для покупки сомнительного товара.

«СП»: — И все-таки недавно на заседании российского правительства очень осторожно был затронут вопрос о снижении таможенных пошлин для иномарок. Первая «ласточка»?

— Эту «ласточку» тут же подстрелили — этот вопрос решено не поднимать до завершения кризиса. Наше правительство верно ленинским традициям: однажды встав на этот путь, они не свернут с него до конца. Даже если это путь в пропасть. Они не хотят признать, что существует некая точка невозврата, когда уже ничего нельзя будет исправить. Введение пошлин на иномарки — очень хороший способ лишить страну дополнительных средств, которые могла бы получить казна от продажи этих иномарок. Когда в стране существует свободный рынок и ввозится востребованный клиентом товар, то разумные таможенные пошлины очень хорошо пополняют бюджет. Автомобильный сектор наполнял госбюджет где-то от трети до половины от всех поступлений — это не только чистая продажа, но и сервис, дилерские сети и т. п. Сейчас эти поступления сведены к минимуму. И теперь правительство нам говорит: да, у нас нет денег, зато мы поддерживаем и развиваем отечественный автопром. Да нельзя помочь развитию того, что в принципе системно ошибочно.

«СП»: — И, тем не менее, есть статистика, что благодаря такой поддержке продажи ГАЗа, «Солерса» и некоторых других немного — на 3−4% выросли. Этот рост произошел за счет снижения продаж вынужденно подорожавших (из-за высоких таможенных пошлин) иномарок?

— Эта статистика лукавая. Падение продаж у того же автоВАЗа исчисляется совсем уже неприличными цифрами — порядка 50−70%. «Солерс», конечно, молодец — высосал из пальца такую статистику: завод остановлен, ничего не производит. Не знаю, где они делают свои машины, видимо, на огороде. Горьковский автозавод, наигравшись со своим «Сибиром», который они «Сайбером» называют, дошел до того, что производственные мощности объемом 100 тысяч в год дали 3 тысячи автомобилей, на которые нет спроса, которые никто не покупает. Это рост?

«СП»: — Что вы скажете, когда нынешние автомобили — иномарки и отечественные — окончательно поизносятся, и народ, ну, хотя бы, его значительная часть все же пойдет покупать изделия российского автопрома?

— Иллюзия, что если людей зажать, то они пойдут и возьмут что негоже, но то, что есть, хорошо работала при социализме. А вообще, народ, попробовав нормальный продукт, не будет скоропалительно, опрометчиво решать вопрос с покупкой автомобиля. Автомобиль — это изделие длительного потребления. Вы только представьте, выходит на улицу человек, смотрит на свой старенький «Мерседес» и думает: «А не купить ли мне новенькие „Жигули“?» Вы сами-то в такое верите? Автомобилей качественного производства, которые уже куплены и вращаются на российском рынке, хватит еще лет на десять такой ситуации как сегодня. Кроме того, как я уже сказал, их ряды продолжают активно пополняться — пока за счет подержанных «японок» на Дальнем Востоке. И вот эта иллюзия — закроем границы и люди побегут покупать «Жигули» — говорит о том, насколько плохо наши правители представляют себе экономику и вообще реальное положение дел.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня