Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
9 июня 2014 13:46

А краник-то в руках Ивана…

Обсуждается вопрос о закрытии литовского нефтекомплекса, купленного поляками в 2006 году

8100

По Литве разлетелась сенсационная новость, ужаснувшая патриотов: член правления польского энергетического концерна «Orlen» Марек Подстав сообщил, что компания не исключает возможности закрытия или продажи предприятия «Orlen Lietuva».

Такое название получил литовский нефтяной комплекс «Mažeikių nafta», в основе которого — построенный в 1979 году Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, единственный НПЗ в Прибалтике, разрекламированный в СССР как пример успешного экономического сотрудничества, дружбы братских народов. Комплекс был куплен поляками (сделка завершилась в 2006 году) после долгих детективных перипетий, суть которых сводилась к нежеланию литовской элиты допустить к его приватизации российские нефтяные компании, поставлявшие топливо по нефтепроводу «Дружба». В 1999 году, когда первый раз решалась судьба предприятия, и интерес к нему, в частности, проявлял «ЛУКОЙЛ», тогдашний министр хозяйства Литвы Винцас Бабилюс, представлявший антироссийски настроенную партию консерваторов, так и сказал: «Ивана к трубе не пущу!».

Эту фразу ему приписывают многие СМИ, но даже если он не произносил ее в точности так, суть экономической политики консерваторов Литвы была выражена именно в ней. Тогда вместо условного «Ивана» к приватизации допустили американскую компанию «Williams International», выбрав ее в качестве стратегического партнера, но затея провалилась. По подсчетам экспертов, она нанесла экономике Литвы ущерб в размере более 500 миллионов долларов. В 2001-м в Мажейкяй пришла все-таки российская компания «ЮКОС», перекупившая пакет акций у «Williams International», чьи менеджеры потихоньку покинули Литву.

Российским литовский нефтяной комплекс мог считаться весьма условно. Дело не только в том, что известно о «ЮКОСе» и его планах. Все проще. 53,7% акций комплекса оказались у голландской дочерней компании «Yukos International UK-BV». Но даже в таком виде причастность россиян к нефтяному бизнесу Литвы раздражала местных патриотов, и они постоянно ставили вопрос о сомнительности сделки.

После известных потрясений, которые испытал «ЮКОС», поляки купили его акции в литовском нефтекомплексе более чем за 1,4 миллиарда долларов. Но в конечном счете история приватизации «Mažeikių nafta», труб и нефтерминала в Бутинге, входивших в комплекс, закончилась печально. Процветавшее предприятие (а где видано, чтобы нефтеперерабатающий завод был нерентабельным!) доведено до ручки. Политики зарезали собственными руками эту курицу, несущую золотые яйца.

В прошлом году «Orlen Lietuva» понесла убытки в размере 94 миллионов долларов. В первом квартале этого года была задолженность перед литовской железной дорогой в размере 5 миллионов литов (1 лит = 14 рублей). Польская компания обратилась к Литве с просьбой о финансовых послаблениях, но не встретила понимания. Переработка нефти в Мажейкяе сократилась до 60%. Эксперты объясняют это снижением конкурентоспособности продукции.

Слухи об очередной возможной продаже поляками предприятия россиянам возникали и раньше, и всегда вводили в транс местных патриотов. Но это теперь — дело руководства «Orlen Lietuva». Главное же — понять причину экономического краха процветавшего до приватизации предприятия.

Она не только в неудачном менеджменте, особенно американских партнеров. Но и… в кранике.

То ли у трубы терпение лопнуло, то ли у российских партнеров, только вот 29 июля 2006 года в Брянской области произошел разрыв ответвления магистрального нефтепровода «Дружба», по которому, в частности, осуществлялась поставка нефти и в Литву. Участок находился в эксплуатации с 1964 года. Так что на этом этапе интриги следует говорить лишь о пределах терпения металла. А вот желание починить трубу… Небось, посчитали, прикинули. Дефект серьезный, ремонт дорогой. Зачем чинить? Выгоды нет. К тому же россияне не отказали Литве в поставках нефти, хотя в Вильнюсе сразу же заявили об энергетической войне против республики. Просто поставлять ее стали танкерами — на Бутингский нефтетерминал, а это заметно дороже, чем по трубе.

Забавно кстати: когда обсуждался вопрос о строительстве терминала в Бутинге, тоже были споры, но победила логика борьбы с российским энергетическим влиянием. Мол, освободимся от него, будем возить нефть, откуда хотим. А спорили, потому что проект дорогой, экологически небезопасный, у «золотых» песков Паланги. Да и Вентспилс, где есть свой терминал, протестовал, укоряя литовцев за небратское поведение. Ну, вот и хорошо, вовремя построили — как раз для танкеров «ЛУКОЙЛа» и других зарубежных поставщиков. Все лучше, чем в цистернах возить.

Наверное, если бы партнером Литвы в нефтяном бизнесе стала настоящая российская компания, то в восстановлении «Дружбы» был бы экономический смысл. Но недаром есть поговорка «дружба дружбой, а денежки врозь», а тут к тому же и дружбы нет…

Таким образом, в основе краха — та первичная установка — не «пустить Ивана». Уже самая первая сделка с американской «Williams International» была настолько невыгодной, политически мотивированной, продвигаемой консерваторами, что против нее выступил их же премьер Роландас Паксас. Он вынес условия договора на обсуждение Совета обороны.

Известный литовский экономист, депутат Сейма Кестутис Главяцкас обращал внимание на «курьез» договора: Литва обязалась… компенсировать американской компании недостаток оборотного капитала «Mažeikių nafta» в размере почти 1,5 миллиарда литов. Вот такая «выгодная» сделка с антироссийским душком. Паксасу не удалось остановить ее, и в знак протеста он подал в отставку. Консерваторы стали его злейшими врагами. Именно этот протест поднял рейтинг Паксаса до небес, и в 2003 году он выиграл президентские выборы, сразу объявил о намерении разобраться в причинах невыгодной сделки с американцами, подозревая государственную коррупцию. Готовились допросы. Тут-то его по инициативе консерваторов и сбросили — в 2004-м объявили импичмент под надуманными предлогами.

Да, кстати, сейчас в Клайпеде строится терминал сжиженного газа. Чтобы, как говорят в Вильнюсе, избавиться от зависимости от «Газпрома». А от газпромовских труб намерены «отделить» сам «Газпром». Такую стратегию определил третий энергопакет Евросоюза.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Игорь Зарембо.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня