Экономика

Тольятти без машин и без людей

«АвтоВАЗ» уволит в этом году каждого пятого работника

  
6441
Тольятти без машин и без людей

Тольяттинский автогигант балансирует на грани краха. За последний год его продажи снизились на 15% и продолжают стремительно падать. Эксперты уверены, что причина кроется в том, что так и не была проведена масштабная модернизация производства. Однако расплачиваться за это придется 13 тысячам сотрудников, чье увольнение запланировано провести до конца этого года. Таким образом, под сокращение попадут почти 20% сотрудников, их общая численность к концу этого года составит 53 тысячи человек.

Это парадоксальная картина, ведь в стране нет масштабного экономического кризиса. При этом общее по отрасли снижение продаж в России не превышает в этом году 4%, в то время как падение сбыта продукции «АвтоВАЗа» вчетверо превышает средние показатели.

Напомним, что во время последнего масштабного кризиса 2008−2009 годов федеральное правительство оказало беспрецедентную поддержку автогиганту, выплатив ему в течение 2008−2012 годов 75 миллиардов рублей из казны в виде беспроцентной ссуды от своего акционера госкорпорации «Ростехнологии». На самом деле, как указывает ряд экспертов, возвращать эти деньги государству предприятию так и не пришлось. Кроме того, продажи заметно простимулировала государственная программа утилизация легковых автомобилей, на которую казна потратила миллиарды рублей дополнительно.

Да и сегодня Центр не оставляет «АвтоВАЗ» без помощи. В соответствии с принятой в 2012 году госпрограммой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», объем финансирования отечественного автопрома за указанный период составит почти 940 млрд рублей. Деньги, в том числе, будут направляться через льготные кредиты Внешэкономбанка и инвестиции со стороны госкорпорации «Ростехнологии». Только в этом году намечено оказать помощь тольяттинскому предприятию льготными кредитами на сумму 60 миллиардов рублей.

Получается, что государство оказало и оказывает колоссальную финансовую помощь за счет российских налогоплательщиков на протяжении многих лет фактически частному предприятию, а то так и не научилось эффективно работать? Да и в качестве благодарности скидывает на шею государству проблему 13 тысячи увольняемых человек, которые не смогут найти в Тольятти другой работы. И переехать им некуда…

— Руководство «АвтоВАЗа» вынужденно решать проблему низкой эффективности производства, которая досталась в наследство еще с советских времен, сформировавшись более 20 лет назад. В последние десять лет ее пытаются решить вплотную, однако без радикальных мер, вывести производство на уровень хотя бы среднеевропейской эффективности сегодня не возможно. И это при том, что и европейский уровень сегодня в мире отнюдь не самый передовой. Даже если сравнивать с Евросоюзом, то и там мощные профсоюзы и их активная борьба за права работников в значительной степени заставляют предприятия нести завышенные социальные обязательства, что существенно снижает их позиции в конкурентной борьбе на мировом рынке, — отмечает аналитик по металлургии и машиностроению инвесткомпании Rye, Man&Gor securities Андрей Третельников.

— После передачи контроля над заводом иностранцам работа по социальным программам на ВАЗе действительно находится под угрозой, поскольку нынешнее руководство любой ценой стремится сделать бизнес эффективным. Продажи в этом году очень слабые, и предприятию надо выбирать между массовым увольнением или собственным банкротством.

При этом да, можно говорить, как вы, что увольнение 13 тысяч сотрудников оставит без дохода 40−50 тысяч человек, с учетом членов семей бывших работников. Но нужно учитывать и мультипликативный эффект: 1 сотрудник на Авто ВАЗе создает еще 13 рабочих мест на смежных предприятиях — в металлургии, на стекольных производствах, в мастерских, на производстве шин и тому подобного. Поэтому увольнением 13 тысяч спасают от увольнения всего 300−400 тысяч смежников за счет сохранения самого автогиганта на плаву.

«СП»: — И, тем не менее, деньги государством на спасение ВАЗа уже потрачены огромные, и будут направляться еще, так что это не в чистую коммерческое предприятие, на котором, как вы говорите, работают лишь законы бизнеса и капитализма, а социалка воспринимается лишь как ненужный балласт…

— Да деньги потрачены колоссальные, но не ставилась задача за счет них спасать именно социальный фактор, задача была одна — модернизировать производство. Требовалось модернизировать сборочные линии, предложить к запуску в серию новые модельные ряды, включая ту же «Гранту», найти коммерческих партнеров, которые зашли бы в бизнес. Вы знаете, что были привлечены и Ниссан, и Рено, которые не пошли бы вкладываться в проект, если бы и государство не показало свое серьезное отношение, вложив деньги. Без этих вложений завода уже бы не существовало. И невозможно сделать дальнейший качественный сдвиг в сторону повышения эффективности мягко, без сильных потрясений…

На мировом рынке, открытой частью которого является российский, существует очень высокая конкуренция между автопроизводителями, поэтому сегодня он является низкоприбыльным. Прибыльность по EBITDA в 10% является очень хорошим уровнем. При этом, сравнивая производительность и эффективность производства в Тольятти со среднеевропейским уровнем, мы видим, что в Евросоюзе на 1 рабочего в месяц на автозаводах производится в среднем в 4 раза больше товара в денежном выражении. Вкупе с обостряющейся в этом году проблемой спада продаж это и предопределяет необходимость сокращения персонала.

«СП»: — Тем не менее, государство выделило колоссальные деньги на модернизацию, которые получила фактически частная иностранная структура. Она использовала их на свои чисто коммерческие цели, производительность осталась низкой, а решать проблему массово увольняемых рабочих опять-таки предоставляет государству, то есть за счет налогоплательщиков. То есть ради процветания частной компании госбюджет должен за свой счет переселить куда-то около 50 тысяч работников с членами их семей, ведь в Тольятти другой работы нет. Так выходит?

— Деньги давались на сохранение АвтоВАЗа, предприятие сохранено. Не будь тех ассигнований, предприятие уже пришло бы к коллапсу. Чтобы судить о целевом использовании этих средств, надо туда направлять внешний аудит и работников Счетной Палаты. Ведь нынешнему руководству досталась огромная финансовая дыра, когда не модернизировали производство более 10 лет, возможно, повесили долги в прежние годы, возможно в бесхозные 1990-е годы там процветало воровство, мы этого не можем утверждать точно. Но был накоплен колоссальный завал проблем, которые неизбежно надо решать. В том числе, надо жестко бороться за эффективность производства.

— Проблему трудоустройства или переезда увольняемых работников неизбежно придется решать государству, тем более, что в условиях паспортного режима и других правил именно государство является сегодня главным препятствием для свободного перемещения рабочей силы по стране. Невозможно устроить ребенка в детский сад, встать на учет в поликлинику, поставить на учет машину и решить огромный вал других социальных и жизненных проблем, если у вас нет на этой территории недвижимости и прописки, — комментирует руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

— И, кроме того, вы правы, так и получается, что на государственные деньги решались бизнес-задачи частной компании, которая опять-таки сбрасывает государству еще одну колоссальную проблему увольняемых работников. Миллиарды, выделенные правительством во время первой волны кризиса ушли на затыкание дыр, но выводов никто не сделал — ни чиновники, ни руководство предприятия. Топ-менеджеры полагали, что надо лишь пересидеть тяжелые времена, а там растущий рынок вывезет их из ямы. Отчасти так и было в 2010, 2011 и даже 2012 годах. Однако в 2013 дела пошли ощутимо хуже, а в этом году спад продаж принял угрожающие размеры. При этом надо понимать, что повторения сценария первой волны не будет, и государство уже не даст прежних средств.

«СП»: — Какие возможны варианты оказания помощи увольняемым?

— Людям надо сплотиться в борьбе за свои права. Это базовый принцип. Во время первой волны работники не сплотились, предпочитая решать проблему в частном порядке, что вызвало массовые уходы в декрет женщин-работников, ведь в этом случае их нельзя уволить. Сегодня этот метод их не спасет.

До сознания чиновников также должно дойти, что осовременить это производство может только государство. Руководство коммерческой структуры не показало себя эффективным, никаких весомых сдвигов в модернизации производства за последние годы и на выделенные государством деньги сделано так и не было. Именно по этой причине автогигант испытывает повышенную уязвимость даже на внутрироссийском рынке. Государство должно решиться само проводить реформы в автомобилестроении, отказавшись при этом от массовых увольнений как способа решения неэффективности производства.

«СП»: — Что именно может сделать государство?

— Оно может решить задачу обеспечения сбыта. Можно обязать госпредприятия покупать только отечественные машины. Это идет вразрез с правилами ВТО, но нам надо вообще наплевать на эти правила, потому что без протекционизма со стороны государства у нас вообще вся промышленность не выживет. И автомобилестроение в этом отношении еще самая защищенная наша отрасль.

Ключевыми секторами, показывающими состояние нашей экономики в целом, являются автомобилестроение и строительный сектор. Именно они в этом году дают мощные сигналы SOS. По всей видимости, в 2014—2015 годах они будут показывать дальнейший спад. В результате действий сегодняшнего правительства мы можем увидеть, как в ближайшие годы Россия будет заметно улучшать свою позицию в формальном рейтинге зарубежных агентств по благоприятности инвестиционного климата, но при этом реальная ситуация в нашей экономике будет существенно ухудшаться.

И добывающие отрасли нас не удержат на плаву, потому что, после того. как обрушится обрабатывающая промышленность и машиностроение, всегда наступает спад и в добывающих отраслях. В итоге мы можем получить в России повторение экономической модели Украины.

Фото ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба ООО «ОАГ»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Александр Шершуков

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня