Экономика

По единому киловатту

Белоруссия, Россия и Казахстан интегрируют свои энергетические рынки

  
2559
По единому киловатту

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представила государственным органам России, Белоруссии и Казахстана проект концепции единого энергорынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Реформа предполагает создание еденного наднационального рынка электроэнергии с одновременным реформированием рынков Белоруссии и Казахстана по российской модели. Подписать международный договор о создании энергорынка планируется до 1 июля 2019 года.

Проект реформы выполнен ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил». Коллегия ЕЭК должна рассмотреть доработанный вариант этой осенью с тем, чтобы утвердить ее до 1 июля 2015 года. Правда, Минэнерго указывает, что в результате доработки концепция может измениться до неузнаваемости.

Как пишет газета «Комерсантъ», в результате объединения рынков, по данным разработчиков концепции, страны ЕЭК получат дополнительный рост ВВП на $ 7,2 млрд, экспорт электроэнергии за пределы Единого экономического пространства превысит 30 млрд кВт ч (сейчас — 14 млрд кВт ч), трансграничные ЛЭП будут загружены не на 20%, как сегодня, а на 95% с пятикратным ростом перетока — до 27 млрд кВт ч. Уже на начальном этапе, по оценкам авторов, можно получить положительный эффект от поставок из Казахстана в Белоруссию в объеме $ 250 млн в год и от использования транзита через Казахстан дешевой энергии сибирских ГЭС в европейскую часть России в объеме $ 150 млн в год.

Однако после развала СССР наши страны развивали энергетику без надежд на объединение, и мощности дублируются. В результате в России, и так профицитной по мощности станций, окажутся лишними еще 10−12 ГВт. Сегодня производственные мощности в нашей стране загружены лишь на 52%.

— Объединение энергетической системы призвано выравнять региональные дисбалансы в производстве и потреблении электричества. Ведь в России очень неравномерно распределено производство, поэтому есть дефицитные в энергетическом отношении регионы, а есть с огромным профицитом. Кроме того, снятие трансграничных ограничений поможет выстроить более выгодную логистику передачи электроэнергии потребителям, — отмечает ведущий эксперт Института развития ГУ-ВШЭ «Высшая школа экономики» Сергей Пухов.

— В самое ближайшее время потребители не почувствуют значительных перемен, считает старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев.

— Сфера электроэнергетики была одной из наиболее интегрированных во времена СССР. В постсоветское время было заключено большое число межправительственных соглашений, которые позволили во многом сохранить доставшуюся в наследство единую межгосударственную энергетическую систему. Между странами СНГ, внутри Евразийского экономического союза и так идет активная торговля. Однако планируемое объединение выведет сотрудничество на качественно новый этап, отмечает эксперт, поскольку мы начнем работать по единым правилам в России, Белоруссии и Казахстане.

Сегодня в Белоруссии работает монополист государственное производящее объединение «Белэнерго». Там совершенно другие принципы тарифного регулирования, отсутствует разделение монопольных и конкурирующих видов деятельности, на которые назначается один общий тариф. Россия уже серьезно ушла вперед по пути развития своего внутреннего рынка, Казахстан пока где-то на промежуточной стадии реформирования своего рынка.

Больше всего, конечно, изменения может заметить Белоруссия, которая импортирует в среднем 15−20% от потребляемых ею объемов электроэнергии. Россия импортирует 7−8% от потребляемых нами объемов, но экспортирует еще больше. Положительное сальдо нашей внешней торговли составляет всего 2% от нашего потребления.

Теперь будет создаваться наднациональный рынок, в рамках которого потребители из Белоруссии, например, смогут покупать электричество напрямую и дешево со Смоленской АЭС, потому что более 95% процентов электроэнергии в Белоруссии вырабатывается на ГРЭС и за счет сжигания природного газа на ТЭЦ. При этом газ там существенно дороже, чем внутри России, и потому дорого и электричество.

С Казахстаном все несколько сложнее. Традиционно сильны связи с АЭС Урала и Сибири, которые поставляют энергию на север Казахстана. Но там сильно отличается пока нормативная и законодательная база, что существенно затрудняет работу, есть и ценовые отличия. Я считаю, что и при напряженной работе уйдет несколько лет на то, чтобы полностью синхронизировать наши законодательства. До тех пор заметных изменений для потребителей не будет.

«СП»: — Получается, что это объединение больше политический проект?

— Конечно, важен сам тренд на интеграцию. Например, страны Балтии уже не прочь выйти из Евросоюза, но при этом хотят синхронизировать свои энергосистемы полностью и единой европейской энергосистемой. Так же и Украина жестко обозначила тенденцию максимального разрыва связей с Россией и интеграцию с евросистемой в энергетике.

Кроме того, когда я говорю о том, что в масштабах России ценовые изменения будут мелкие, на самом деле речь идет о сотнях миллионах долларов по отдельным контрактам, которые появятся в результате объединения. Учитывая, что у нас все эти экономические балансы подводятся на региональном уровне, то для отдельных субъектов федерации такие суммы могут быть жизненно важными.

Для потребителей в Белоруссии цены могут снизиться, но это может означать и дальнейшее снижение производства электроэнергии в самой республике, правда снижение цен может дать положительный эффект для Белоруссии в других инфраструктурных сферах, например, на железной дороге или в газотранспортной системе.

«СП»: — Снижение спроса на услуги «Белэнерго» может стимулировать Минск ставить вопрос о снижении цен на газ до внутрироссийского уровня. Или это слишком далекая задача для интеграции?

— Напротив, такие речи уже ведутся, есть вполне определенная договоренность с Белоруссией о синхронизации цен на газ с внутрироссийскими уже с 1 января 2015 года. С Казахстаном также идут переговоры о создании единых тарифов на газ.

— Строительство интегрированной энергосистемы является демонстрацией для других стран, желающих присоединиться к ЕАЭС, того, что наша интеграция идет вглубь и у нее могут быть свои плюсы. Например, что в рамках нашего союза существуют единые условия для ведения бизнеса на любой территории, и в энергетике эти условия лучше, чем в Евросоюзе. Сегодня на Западе только США смогли создать привлекательные для инвесторов условия в энергетике, и то только в рамках своей национальной территории, и далеко не везде, — говорит руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

— Подобно этому наше правительство стремится дать стимул для инвестирования в производство созданием выгодных условий. Однако реально стимулировать производство сегодня могут не цены и не тарифы, а в основном внутренний спрос. Расширить его можно было бы за счет дополнительных госинвестиций в социальную сферу, которые пошли бы потом на коммерческое потребление, создающее основу экономического роста. Но это сделать сегодня сложно.

Получается, что объединение энергосистемы ради создания равных условий для инвесторов — есть лишь отдельная, частная правильная мера на фоне общей неправильной экономической политики. В рамках этой политики невозможно извлечь максимальную выгоду от этого объедения в энергетике. Той поддержки, которую государство давало в 2009—2010 годах бизнесу, сегодня не оказывается, между тем все три государства накрывает плавная вторая волна экономического кризиса.

Наши ошибки в экономической политике общеизвестны, в Белоруссии они ровно те же самые, кое-где, может быть, и побольше. В Казахстане внутренний спрос не оказывает решающего влияния на рост экономики, она активно росла на спросе со стороны внешних рынков, особенно в 2010 году. Но теперь Китай производит плавную посадку своей экономики, и потому Казахстан, ориентированный в первую очередь на обслуживание китайского спроса, уже теряет темпы роста. Если в политике Казахстан и жмется к России, то в экономике он куда больше зависит от Китая.

В этом проявляется общее противоречие нашей интеграции, когда в целом неэффективная экономическая система, недостаточно развитая, встраивается в ВТО, правила которой не позволяют развивать наши экономики. Это главная причина, по которой массового наплыва инвесторов не удастся привлечь.

Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Владислав Белов

Заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН

Александр Скиперских

Профессор НИУ ВШЭ в Перми

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Андрей Манойло
Андрей Манойло

Я люблю «Свободную прессу», читаю ее регулярно. Нравятся материалы, нравится уровень профессионализма и подход корреспондентов издания к тем событиям и вопросам, которые они анализируют. Поэтому, конечно, желаю, удачи в делах. Чтобы и дальше коллектив издания сохранял такую же продуктивность и чаще радовали нас новыми материалами. Потому что ваши материалы и ваша аналитика очень нужны!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня