Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
13 ноября 2008 13:54

Банкиры держат пальцы веером

Заманивая вкладчиков рекламными посулами на воровском жаргоне

1001

Банковский сектор продолжают сотрясать скандалы. Одни банкиры бегают от клиентов, отказываясь выплачивать по депозитам, другие зазывают вкладчиков агрессивной рекламой «ниже пояса»

Почти в то же время, когда министр финансов Алексей Кудрин выступал в сенате и заверял, что «все банковские вклады будут выплачены», клиенты около двух десятков банков атаковали с жалобами Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Тревожные звонки, по словам замгендиректора агентства Андрея Мельникова, раздавались как из Москвы, так и из регионов — в пропорции, примерно, 50 на 50.

По словам Мельникова, масштаб реальных проблем в банковском секторе не сильно отличается от получаемых АСВ сигналов. Но он не стал раскрывать названия банков, у которых, судя по всему, наметились трудности с ликвидностью, намекнув, что спасать крупные банки АВС, скорее всего, не придется: «Сногсшибательных имен нет. Те, на кого жалуются вкладчики, не входят в TOP-30».

АСВ уже взялось за санацию пяти банков, еще в десяти ситуация изучается. «До сих пор наша „горячая“ линия выступала очень хорошим индикатором проблем банков, которые уже не скрыть», — сказал Андрей Мельников. Тем не менее, он проявил изрядную долю оптимизма, говоря о тенденциях на рынке вкладов. Он отметил, что ставки по вкладам будут повышаться, и к концу года они достигнут 16−18%. При этом доля валютных вкладов, по мнению замгендиректора АСВ, будет увеличиваться. «Народ будет перекладываться в валюту, а потом, когда увидит, что курс стабильный, через несколько месяцев будет отток в рублевые вклады», — - прогнозирует Андрей Мельников. По его оценке, после нового года курс доллара к рублю будет снижаться. А отток вкладов существенно снизится уже в ноябре — динамика по его мнению, станет нулевой, в декабре будет слабый рост.

Замгендиректора АВС выразил сомнение по поводу достоверности информации о том, что у Сбербанка был зафиксирован отток вкладов в октябре в размере 80 млрд рублей, поскольку по итогам сентября, в крупнейшем российском банке наблюдался приток вкладов: «Пока я не увижу отчетность Сбербанка, буду ставить эту цифру под сомнение».

Что же касается оказавшихся «под колпаком» у АВС банков, то в агентстве пока не берутся достоверно оценить, достаточно ли будет выделенных специально на оздоровление 200 миллиардов рублей. Но пока, по словам чиновника, не видно серьезных проблем у банков, чье банкротство могло бы привести к обмелению фонда АСВ. К тому же, под каждый проект агентство может получить кредит в Центробанке.

Пожалуй, отказ чиновника назвать имена зашатавшихся банков следует считать правильным. Сейчас даже малейшая негативная информация может вызвать панику среди вкладчиков, волна которой может захлестнуть даже те банки, чья позиция на сегодняшний день более или менее устойчива. И напротив, сейчас никого не следует хвалить, чтобы потом «в случае чего» не оказаться крайним и не держать ответ перед пострадавшими вкладчиками. Словом, лишняя реклама в кризисные времена банкам не нужна.

Однако не все банкиры придерживаются такой точки зрения. Некоторые напротив, упорно осваивают не только огромные билборды, но и заклеивают световые столбы рекламными объявлениями. Причем, как говорится, весьма сомнительного свойства. Например, один из последних рекламных проектов екатеринбургского СКБ-банка вызвал волну возмущения среди жителей. На улицах города появился рекламный плакат, стилизованный под агитки советских времен. Надпись на нем гласит:

Изображение благообразного мужчины мастерового вида и в очках не смягчили впечатление уральцев, усмотревших в этом призыве и другой смысл, пришедший в общество из воровского жаргона. Сначала по этому поводу развернулась бурная филологическая дискуссия. Затем «рекламу ниже пояса» осудили депутаты палаты представителей законодательного собрания Свердловской области. Не известно, прибавилось ли вкладчиков у этого банка, но его реклама, кроме негодования, подняла и волну народного творчества. Вот один из фольклорных образчиков:

«Доволен пахан, одобрил сходняк,

Теперь в банк надежный положен общак".

Но существует множество примеров, когда банки зазывают клиентов, оперируя вполне серьезными доводами в свою пользу, гарантируя высокие ставки по вкладам. На днях о наводнившей российские города зазывной банковской рекламе высказался председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев. Он порекомендовал не покупаться на эту рекламу. По его словам, такие обращения могут не оправдаться в конечном итоге, а цель, которую преследует финансовые кредитные учреждения, заключается в том, чтобы завлечь как можно больше клиентов.

В то же время, сенатор Ананьев опроверг сообщения о резком сокращении объемов потребительского кредитования в России, отметив, что в общем до 60−70% отечественных банков продолжают выдавать кредиты населению на потребительские нужды.

Но разбираться в том, с каким банком можно иметь дело, а какой лучше обходить за три версты, каждому потенциальному клиенту придеться самостоятельно.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня