Экономика

Отпуск с протянутой рукой

Почему российские турфирмы закрываются одна за другой, а туристы становятся заложниками зарубежных отельеров

  
6186
Отпуск с протянутой рукой

Нынешний летний сезон стал для российской туристической отрасли более тяжелым, чем лето кризисного 2009 года, считают в Российском союзе туриндустрии. Туроператоры закрываются один за другим. Во вторник, 5 августа, очередной туроператор, компания «Интаэр», тесно сотрудничавшая с недавно закрывшимся «Лабиринтом», заявила о приостановке своей деятельности. Тем временем, на сайте компании до сих пор висит рекламный лозунг «Лето в разгаре».

Основные направления работы «Интаэра» — Италия, Испания, ОАЭ, Болгария, Греция, Индия, Таиланд, Шри-Ланка. Сам туроператор объясняет свой уход с рынка ставшими уже привычными за последние три недели причинами: резким падением спроса и покупательной способности россиян, связанным с ростом курса валют и негативной политической ситуацией.

Похоже, что отечественные туристические фирмы «горят» по объективным причинам. Поток российских туристов на европейские курорты в этом сезоне снизился на 30% по сравнению с прошлым годом, как сообщила в эфире телеканала «Россия 24» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, «по истечении сезона это может быть совсем другая цифра, еще более драматичная и серьезная».

Конечно, в первую очередь речь идет о росте цен туров в Европу из-за резкого удорожания валюты. Но даже традиционно доступные для россиян путевки в Турцию и Египет сейчас оказались им не по карману, так как цены на них исчисляются в долларах. «Такого количества негативных внешних влияний на отрасль у нас давно не было, но это, безусловно, не единственная причина массовой приостановки деятельности туроператоров», — констатирует Ломидзе.

Как пояснил «СП» топ-менеджер одной из туристических компаний Сергей Сычев, банкротство туроператоров происходит во многом по вине самих недобросовестных компаний:

— Туристы платят авансом полную стоимость поездки, да еще с дисконтом. Они оплачивают заранее и перелет и проживание. Этого в принципе должно хватить, чтобы привезти и вывезти клиента из-за рубежа, и еще останется на прибыль. Но некоторые недобросовестные туроператоры, скажем так, очень неаккуратно распоряжаются этими деньгами, пуская значительную часть из них не на поездку туриста, а совсем на другие цели. Поэтому возникает дыра в балансе, и когда она достигнет критической отметки, компания разоряется. Это может случиться по внешним причинам — из-за резкого падения спроса на туры, как произошло и на этот раз.

«СП»: — Выходит, туроператоры виноваты сами, нечего на потребительский спрос валить?

— Во-первых, у них всегда должен быть вариант, чем заменить выпадающие из-за снижения спроса доходы. А во-вторых, если спрос на поездки в Европу упал почти на треть, то спрос на Турцию стабильно растет, демонстрируя рекордные показатели. Как подсчитали аналитики нашей Ассоциации туроператоров, если такой рост выездного потока в Турцию сохранится на протяжении всего летнего сезона, то по итогам года количество россиян, отдохнувших в Турции, может достичь пяти млн. человек. К примеру, в июне, всего за месяц страну посетили 805 тыс. россиян — это рекорд за все время отправки российских туристов в Турцию, а за полгода там отдохнули почти два млн. наших туристов.

«СП»: — Значит, чтобы не прогореть, туроператорам надо просто заменить Европу на Турцию?

— И не только на Турцию — другие долларовые страны с начала летнего сезона тоже пользуются повышенным спросом. Так как евро вырос гораздо больше, чем доллар, происходит перераспределение спроса с европейских направлений на долларовые страны. Кстати, перераспределение спроса в сторону Турции связано с тем, что многие клиенты, которые прежде отдыхали в Европе, и которым она сейчас стала не по карману, решили не рисковать, и выбрали проверенный, но более дешевый турецкий all inclusive. В общем, выход всегда есть, если работать как положено…

Билеты в один конец

Видимо, недобросовестных компаний на российском туристическом рынке достаточно много — «Интаэр» стал уже пятым по счету туроператором, который за последние три недели заявил об остановке своей работы на туристическом рынке. Все началось с компании «Нева», отказавшейся выполнять свои обязательства 16 июля, следом за ней разорилась «Роза ветров Мир» (25 июля) и «Экспо-тур» (30 июля), потом лопнул «Лабиринт» (2 августа), который подвела «дочка» «Идеал тур».

В связи с этим, в начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев даже сравнил деятельность недобросовестных туроператоров с печально известными комбинациями фирмы «МММ». Как заявил он в ходе встречи с вице-премьерами, проблема в российской туристической отрасли возникла, в том числе, и из-за недостатков системы страхования ответственности туроператоров. Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку и Ростуризму взять туристическую отрасль под свой контроль. Правда, не совсем понятно, разве Ростуризм и без поручения премьера не должен был контролировать сферу туризма?..

Между тем ситуация с туристами, оставшимися за рубежом, очень тяжелая. В понедельник, 4 августа на экстренном совещании в Ростуризме собрались чиновники, руководители погоревших туроператоров, представители Росавиации и страховщиков, чтобы решить, как вывозить людей с курортов и возвращать им деньги.

Масштабы бедствия оказался даже еще большими, чем предполагали эксперты, и хуже всего пришлось туристам «Лабиринта». После его закрытия на заграничных курортах осталось 22 тыс. россиян, почти у всех не оплачены отели и нет обратных билетов в Россию. Хотя не понятно, почему туроператор покупал своим клиентам «билеты в одну сторону», если точная дата обратного вылета была заранее известна и деньги уплачены?

В выходные «Турпомощи» Ростуризма удалось организовать несколько рейсов, и 5,5 тыс. россиян уже вернулись домой, еще 2 тыс. человек должны были вывезти в понедельник. Тем временем 260 туристов обратились в Генконсульство России в Анталии. Личные обращения поступили от клиентов того же туроператора «Лабиринт», сообщил ИТАР-ТАСС генеральный консул России в Анталии Александр Толстопятенко. По его словам, из 4,5 тыс. российских туристов, большая часть уже покинула Турцию, однако ситуация все еще остается достаточно острой. В связи с этим дипломатическое представительство России уже обратилось за помощью к Союзу отельеров Средиземноморья.

Другая проблема — страховое возмещение пострадавшим туристам. Например, компания «Лабиринт» уже продала туры на август и «бархатный сезон» около 40 тыс. россиян, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Кто-то даже закупился путевками и на Новый год в Финляндию.

При этом финансовых гарантий у «Лабиринта» — на 160 млн. рублей, и 40 млн. из них в страховой компании «Восхождение», у которой только что отозвана лицензия. Поэтому ясно, что денег на всех пострадавших явно не хватит. По закону, в этом случае будут возвращать деньги пропорционально, когда соберут заявления от всех пострадавших. В результате, как подсчитали в Ростуризме, у каждого туриста есть шанс вернуть около двух тысяч рублей. Учитывая, что в среднем на поездку за рубеж россияне тратят около 50. тыс. рублей, такая компенсация им вряд ли понравится.

Одна из главных причин таких нищенских компенсаций кроется в том, что российские туроператоры работают только с избранными страховщиками, наверняка, как-то связанными с самой туркомпанией. Пример — туроператор «Нева», который за два месяца до банкротства сменил страховщика, причем — не на серьезную большую компанию, а на скромную фирму «Восхождение». Там же уже были застрахованы и «Лабиринт», и еще несколько туроператоров.

Как говорят эксперты, для того, чтобы застраховать себя от подобных «подстав», туристам нужно оформлять персональную «страховку от невыезда». К примеру, на Западе туристы страхуются от всех причин, по которым может сорваться поездка: отменили самолет, турист заболел, туркомпания разорилась. И если бы клиенты того же «Лабиринта» оформляли персональные страховки, ущерб возмещали бы много разных компаний, и они получили бы все свои деньги назад.


Тем временем, Ростуризм, Ассоциация туроператоров России и Российский союз туриндустрии собираются составить «черные списки» зарубежных отелей и принимающих компаний, которые за долги туркопаний отыгрываются на российских туристах. Например, сейчас клиентов «Лабиринта», оставшихся за рубежом, шантажируют отельеры, требуя денег, и угрожают выселением. По данным Ростуризма, больше всего таких случаев на Кипре, в Турции, Испании и Греции, Египте и Чехии.

Помочь туристам «Лабиринта» взялся даже замминистра экономики и энергетики Бранимир Ботев, который срочно прилетел на Черноморское побережье в Болгарии, где отдыхают 1500 россиян с путевками лопнувшей компании. Как выяснилось, болгарским гостиницам «Лабиринт» вообще денег не перечислил. «Основная проблема, которую надо было решить — успокоить российских туристов и обеспечить им спокойное пребывание в Болгарии до тех пор, пока не будет обеспечена транспортировка», — сообщил замминистра Ботев.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня