Экономика

Пенное закрытие

Почему в России неожиданно разлюбили пиво?

  
9747
Пенное закрытие

В среду в Ангарске закрылся один из крупнейших на Дальнем Востоке пивных заводов. Как отметили владельцы компании, причина носит исключительно рыночный характер — на их продукцию уже нет прежнего спроса.

В официальном сообщении говорится, что объемы продаж компании сократились в 2013 году на 13,6%, а с начала 2014 года — еще на 10%. Ранее были закрыты аналогичные производства в Новочебоксарске, Курске и Перми. Так что и в европейской части страны очевидны проблемы со сбытом. Здесь комментарии просты — население больше не раскупает продукцию известных пивоварен.

Неужели наши соотечественники вдруг бросили пить? Или поголовно перешли с ячменного напитка на виски? Казалось бы, любой визит минувшим летом на пляж или городской парк, не говоря уже о лавочках у подъезда, должен был убедить в обратном — несмотря на действующие штрафы за распитие в общественных местах…

Однако это на первый взгляд. А что скажут вооруженные точной статистикой эксперты рынка?

Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз указывает сразу на четыре причины падения спроса:

— Снижение потребления пива в России началось еще до экономического кризиса и до введения западных санкций. Есть чисто маркетинговая причина: отечественный рынок слабоалкогольной продукции рос 12 лет подряд, и за этот период его объемы увеличились в 5,5 раз! Это абсолютный мировой рекорд, и наверно его никогда не удастся никому побить. С абсолютного минимума потребления, который, включая советский период, пришелся на 1995 год, когда пива у нас в стране было выпито около 15,5 литров на душу населения, к 2008 году потребление подскочило до 81 литра на душу в год. Таким образом, в 2007 году в России официально произвели и выпили 11,5 миллиарда литров пива. Объемы импорта были невелики, они составили всего 2% нашего рынка.

Вторая причина — демографическая. С 2007−08 годов в ряды покупателей пива стало вливаться поколение, родившееся после 1990 года. С 1991 года рождаемость упала в два с половиной раза по сравнению с 1980-ми годами. Так что молодежи становится физически меньше. И этот демографический провал длится до 2002 года. Так что еще около 10 лет мы будем замечать снижение потребления на рынке алкоголя вследствие этого фактора.

Третья причина связана с началом экономического кризиса, который изменил структуру потребления алкогольных напитков во всем мире. Потребление слабоалкогольных напитков, включая пиво, повсеместно заметно снижается, но при этом идет существенный рост продаж крепких напитков. В основном речь идет о дешевых крепких напитках и суррогатах.

Наименьшее влияние оказал четвертый фактор — регуляторные действия государства, выразившиеся в запрете торговли слабоалкогольными напитками в уличных киосках и ларьках с 2012 года. Если раньше продажи велись в 330 тысячах розничных магазинов и еще в нескольких сотнях тысяч «точках» на улице, то теперь торговля свелась только к стационарным розничным магазинам. Кроме того, в разных регионах вводились ограничения по времени суток, когда продажи любого алкоголя запрещены.

В результате общие продажи спиртных напитков у нас в стране значительно уменьшились. Только за первый год работы новых правил торговли продажи и производство пива упали более чем на 20%. Всего в 2013 году в России было произведено не более 9 миллиардов литров пенного напитка.

«СП»: — Это изменило как-то структуру рынка?

— После 1995 года начался массовый приход западных компаний в Россию. В 2007 году пять крупнейших зарубежных компаний занимали 92% всего нашего рынка. Теперь же их доля ощутимо падает. За последние годы иностранные производители закрыли 10 крупных заводов в России. Так что теперь у нас занимаются производством уже четыре зарубежные компании, чья общая доля на рынке снизилась до 78,5%. Если перевести на литры, получится, что иностранцы снизили производство на нашей территории более чем на 30%.

Если вычесть 2% ввозимого из-за рубежа продукта, получится, что доля отечественных производителей выросла с 6% до 19,5% - то есть более чем в три раза! Наверно, это позитивный сдвиг для бизнеса. Но он полностью лежит в рамках общемировой тенденции снижения доли глобальных брендов в продажах при общем сжатии рынка слабоалкогольных напитков. При этом расширяют свою долю местные марки, мелкие и средние пивоварни, работающие на местном сырье.

Я прогнозирую снижение доли западных компаний в 2016—2017 годах на российском рынке до 70% и менее. Наверно это правильно — пусть прибыли остаются в России.

«СП»: — Вы говорили о том, что стало меньше пьющих лиц молодого возраста из-за демографического фактора. А на душу населения пьют столько же?

— Потребление пива на одного россиянина в среднем сейчас так же начало снижаться с рекордных показателей, и это нормально. Вообще, если сравнивать с максимальным потреблением в СССР, то оно пришлось на конец 1980-х годов, стабильно колеблясь на уровне 23−24 литров пива на душу населения в год.

Затем, как я говорил, за счет перехода на дешевые крепкие напитки и суррогаты, в 1995 году потребление упало до исторического минимума 15,5 литра на душу населения. Рост материальных возможностей и агрессивная реклама западных производителей подтолкнула всплеск спроса до 81 литра на человека в 2007 году.

А вот уже четыре описанных мной фактора снижения спроса привели к падению потребления пива в 2013 году до 70−71 литра на одного россиянина. Действительно, в предыдущие годы мы пили слишком много, и некоторое оздоровление привычек пойдет населению в целом на пользу.

— Как житель крупного мегаполиса я замечаю, что в самом деле уже нет прежних толп молодежи с пивными банками и бутылками у станций метро, вокруг которых на оплеванном асфальте в избытке валяются окурки. Статистика правоохранительных органов также подтверждает, что в ходе профилактических мероприятий стало выявляться меньше лиц детского и несовершеннолетнего возраста, употреблявших алкоголь, — отмечает руководитель медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергей Полятыкин.

— Но я считаю, что грамотными административными и организационными мерами наше государство может добиться куда большего. Однако на деле мы видим противоположные тенденции. Например, алкогольное лобби в Госдуме сегодня активно лоббирует разрешение рекламы и продажи пива на массовых и спортивных (!) мероприятиях с сегодняшнего момента и до окончания чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Это все обосновывается необходимостью привлечения спонсоров на время мундиаля, но, я уверен, что принятие этого предложения в конечном итоге отнимет у нашей страны гораздо больше денег и здоровья у граждан!

Кроме того, я считаю, что очень много в плане профилактики привыкания населения к алкоголю, особенно молодежи, даст запрет расположения на первых этажах жилых домов предприятий общепита, имеющих в ассортименте спиртные напитки. Чем дальше мы уберем алкоголь и табак от детей, тем лучше!

В послесоветское время агрессивная реклама западных производителей привела к резкому употреблению спиртных напитков в России, Белоруссии и на Украине. Однако потихоньку эту тенденцию удается преодолевать, и иностранцы начинают сами сворачивать свою торговлю и производство — спрос падает. И будет падать, если мы убережем от пагубного пристрастия нашу молодежь!

Фото Марина Лысцева/ ТАСС.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 3
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИранИран 3
ПортугалияПортугалия 1
ИспанияИспания 1
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 3
ДанияДания 3
АвстралияАвстралия 0
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 3
АргентинаАргентина 1
ИсландияИсландия 1
НигерияНигерия 0
Группа E
Страна Очки
СербияСербия 3
БразилияБразилия 1
ШвейцарияШвейцария 1
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 3
ШвецияШвеция 3
ГерманияГермания 0
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
БельгияБельгия 3
АнглияАнглия 3
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 3
СенегалСенегал 3
КолумбияКолумбия 0
ПольшаПольша 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня