Здоровье

Борьба за реальных, а не «липовых» пациентов

«СП» выясняла, где о больных заботятся по-настоящему

  
4447
Большая гордость медсанчасти ФМБА России - новый бассейн
Большая гордость медсанчасти ФМБА России — новый бассейн (Фото: предоставлено автором)

Скандал в здравоохранении столицы разгорелся нешуточный. Выяснилось, что врачи приписывают мнимые услуги, которые на самом деле не оказывают. Создается впечатление, будто больных в Москве уже вообще не лечат, а только используют в непонятных целях. Так ли это?

Мнимые больные

Так получилось, что в Центральную медико-санитарную часть № 165 ФМБА России (Федерального медико-биологического агентства) я попала на фоне громкого скандала, связанного с приписками мнимых услуг пациентам во многих учреждениях здравоохранения столицы. А выяснилось все так. Кто-то из москвичей зашел на свою личную страницу на сайте ОФМС и увидел, что в течение года он в своей поликлинике получил массу процедур и полноценное лечение от неведомых ему болезней, а на самом деле вообще ни разу на прием к докторам не выбирался. За одним пациентом последовали сотни подобных разоблачений. Москвичи стали обращаться в ОФМС, в поликлиники, чтобы выяснить, что за чудеса такие происходят, а оказывается, этот процесс идет давно. Так что не удивляйтесь, что в поликлинике вдруг потеряли вашу карту или не дают вам на руки. Там такого может быть понаписано, что лучше и не читать. А все для проверки ОФМС. Медики признаются, что вынуждены заниматься приписками, чтобы получать всевозможные надбавки и стимулирующие выплаты в довесок к своей зарплате. И чем сложнее якобы вам было оказано лечение, тем лучше для врача. В общем, хотите вы того или не хотите, а ваше лечение чаще всего проходит без вашего участия. Зато выполняются нормативы. Как говорят сами медики, они, эти самые нормативы — одна из главных причин приписок не оказанных медицинских услуг в системе ОМС в условиях подушевого финансирования.

Заведующий хирургическим отделением Александр Матвиенко (Фото: предоставлено автором)

В ответ на этот скандал московский вице-мэр Леонид Печатников уже заявил, что отменяет утвержденный минздравом план по оказанию медуслуг для столичных медицинских учреждений, в частности по диспансеризации и вакцинации. Так московские власти намерены бороться с приписками о фиктивном выполнении услуг для фонда ОМС. Хотя, казалось бы, именно руководство столицы больше всего ратовало за подобную систему, и сам Печатников много об этом говорил, оправдывая реформы здравоохранения и называя их замечательными и необходимыми.

Между тем, в условиях подушевого финансирования учреждения здравоохранения реально вынуждены бороться за каждого пациента. Иначе, просто не получат денег. За каждого прикрепленного пациента ФОМС отчисляет учреждению здравоохранения 500 рублей. И чем больше пациентов, тем соответственно, больше денег. Плюс ко всему идет доплата за диспансеризацию и вакцинацию. Вот и начинают руководители поликлиник и больниц заставлять врачей приписывать мнимые услуги, чтобы не сократить финансирование, а заодно и самому врачу хоть какая-то прибавка шла к зарплате. Приводятся страшные цифры. Бюджет страховой медицины страны составляет 1, 5 триллиона рублей, а почти половина из них уходит на оплату приписок.

С помощью современного оборудования можно выяснить, как пациент переносит физические нагрузки (Фото: предоставлено автром)

К проверкам уже подключился Росздравнадзор и подтвердил, что такие факты имеют место быть, а диспансеризация населения чаще всего носит фиктивный характер. Так что же со всем этим делать? Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко заявил, что проблема не в приписках, а в нехватке времени на прием пациентов. Согласно нормативам, утвержденным Минздравом в 2015 году, участковый терапевт и педиатр должны тратить на прием пациента 15 минут, врачи общей практики — 18. Кузьменко уверен, что необходимо увеличить это время. Тогда врачи не будут торопиться и не будет приписок.

Все для пациента

В такой ситуации каждый невольно задумается, неужто в столице не осталось нормальных докторов, которые реально заботятся о пациентах и хотят, чтобы они действительно шли в их поликлинику. Мы тоже задались этим вопросом и адресовали его руководителю медсанчасти № 165 ФМБА России Наталье Бондаренко.

В этом учреждении, скажу сразу, как нигде озабочены этим пресловутым подушевым финансированием. Раньше учреждение обслуживало только пациентов оборонных предприятий, сейчас функции учреждения расширились, и оно тоже вошло в общую систему финансирования. Так что никуда не деться. Но зато теперь к медсанчасти может прикрепиться любой пациент. Просто приехав сюда со своим полисом ОМС. И для того, чтобы он сюда пришел, учреждение в первую очередь озаботилось тем, чтобы привлечь этого пациента. Не липовыми приписками, а созданием реальных условий. Это-то как раз сделать труднее всего. Заняться приобретением современного оборудования, привлечением высококлассных специалистов, созданием комфортных условий для пациентов. Где сразу понятно, что не больной существует для поликлиники, а поликлиника для него.

Мы прошлись по медсанчасти. Это современный медицинский комплекс с хорошим ремонтом, с уютными кабинетами, новейшим оборудованием, лучшими специалистами. Такой подход у самой Натальи Бондаренко. Она про каждого своего заведующего отделением, про каждого доктора и медсестру и даже водителя скорой говорит, что это лучший в своей области специалист. Коллектив поликлиники, уверена Бондаренко, и должен состоять только из профессионалов. Не сможет врач, не имеющий опыта, за короткое время общения с пациентом определить реальный диагноз, понять, что его мучает. Здесь дело поставлено так, что любого пациента лечит не один врач от одной болезни, как это часто бывает в наших медучреждениях, а проходит лечение в комплексе. Тем более, контингент больных здесь уже возрастной, накопивший немалый букет болезней.

Иван Песков стоял у истоков системы ВЛОК в Москве (Фото: предоставлено автором)

Об этом рассказывает травматолог-ортопед, кандидат мед. наук Сергей Леонов. Он признается, что и во времени общения с пациентом руководство поликлиники его не ограничивает. Иначе, как бы доктора смогли оказать полноценную помощь? Сергей Авенирович продемонстрировал, например, как во время приема может сделать для пациента специализированную лечебную стельку. Но это не значит, что у этого пациента, страдающего плоскостопием, есть только одна эта проблема.

— Нам помогает в работе создание горизонтальных связей. Когда пациента ведут все специалисты, начиная от его приема по скорой до реабилитации. Когда есть возможность посоветоваться, — говорит Леонов, — принять решение в методе лечения и т. д.

Кроме того, что в медсанчасти можно пройти полное обследование по программе Check Up, то есть узнать о своем организме буквально все за короткое время, здесь же вам смогут предложить лечение в дневном стационаре, заведует которым Валентина Кузьмина. Причем лечение будет проходить с помощью самого современного оборудования. Если это хирургия, то здесь применяются мини-инвазивные технологии, то есть с наименьшими травмами и скорейшими сроками заживления. Заведует отделением хирургии Александр Матвиенко. Здесь же в стационаре опытнейший специалист Иван Песков сможет очистить кровь с помощью ВЛОК — внутривенного лазерного облучения. Особенно это актуально для немолодых пациентов, которым этот метод позволяет улучшить иммунитет, справиться с вирусными заболеваниями. А Иван Песков в этом деле — дока. Стоял у истоков лечением с помощью ВЛОК. Он, кстати, бывший военный врач, полковник военно-медицинской службы. Применяют в отделении и радиоволновую хирургию, другие новинки современной медицины.

То есть, если говорить об оптимизации здравоохранения и о том, что пациент не должен валяться на больничной койке по месяцу и более, проедая государственные деньги, то с применением современных технологий и с помощью высокопрофессиональных кадров, которые вовремя диагностируют заболевание и быстро вылечат, это как раз то, что требуется.

Понятно, что врачи медсанчасти не каждому пациенту предложат лечение в дневном стационаре и далеко не с каждой болезнью сюда направят. Если для этого требуется помощь специализированных клиник, то специалисты медсанчасти прибегнут к их помощи.

В медсанчасти делается ставка прежде всего на раннюю диагностику и профилактику. Современные кабинеты УЗИ, эластографии, специальное оборудование, которое определяет нагрузки на ваш организм.

Если у вас есть предпосылки для проблем с сердцем аппарат как раз выявит как вы справляетесь с физическими нагрузками, как меняется состояние после приема тех или иных препаратов.

Отельное направление поликлиники — реабилитация и профилактика больных. Кабинеты ЛФК, современный бассейн даже со своим лечебным гидромотоциклом. Понятно, что не все услуги входят в полис ОМС, но руководство медсанчасти понимает, что ограничиться одним только списком этих услуг, не расширяя их, не предлагая дополнительные, пациентов к себе не привлечешь. Но при этом обещают, что цены на платные услуги будут дешевле, чем в целом по Москве.

Честное имя доктора

Пообщавшись со специалистами в Центральной медико-санитарной части, понимаешь, насколько много значит для уважающего себя доктора его репутация. Не зря говорят, что врач половину жизни работает на свое имя, а потом другую часть имя работает на него. Так оно и есть. Начиная от стоматологического отделения, заведует которым Марина Верескова, до инструктора кабинета ЛФК Людмилы Грибенюк, других специалистов, врачей, косметологов, здесь заботятся не сколько даже о своих личных именах, сколько о репутации заведения. И хотя Наталья Бондаренко признается, что и их коснулось сокращение, оптимизация, они все сделали для того, чтобы не пострадали пациенты. Сделали так, что на два врача работает одна медсестра, сократили еще какие-то расходы. Но главный принцип остается — ни один пациент не должен уйти, не получив консультации, помощи медиков. Даже если он заглянул в клинику случайно. Здесь не боятся, что большинство пациентов — пожилые люди, не отмахиваются от них, списывая все болезни на возраст.

И когда руководитель учреждения о каждом специалисте говорит, что он лучший, вряд ли такой врач станет заниматься приписками. А кто поверит доктору, который вынужден лгать прилюдно? Впрочем, к сожалению, не все наши медики думают о своем добром имени, а значит, и о своих пациентах, которые должны выбрать именно ту клинику, где этот врач работает.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня