Олимпийцы

По Святой земле — за рулем Мазды

Советы россиянам, отправляющимся в Израиль

  
28

Если коротко охарактеризовать современный Израиль — это густая сеть отличных автомобильных дорог, соединяющих гигантское количество исторических памятников, разбросанных по всей стране. Следовательно, по Израилю удобнее путешествовать на машине — это аксиома, но мы ее все же попытаемся доказать.

В любой конец — 130 шекелей

Перед поездкой мы изучили прайс местных экскурсионных агентств и выяснили, что многие из однодневных экскурсий стоят 130−135 шекелей.

Вот основные маршруты:

— Иерусалим: Еврейский квартал старого города, Музей Катастрофы Яд-ва-Шем, Менора, Стена Плача;

— Иерусалим подземный: раскопки «Город царя Давида», туннель Храмовой горы, Западные ворота, макет Второго Храма, водовод Хасмонеев, Стена Плача;

— Иерусалим — город 3-х религий: Стена Плача, Храм Гроба Господня, Гефсиманский сад, Церковь всех наций, Церковь Успения Божьей матери, Горница тайной вечери;

— Иерусалим Булгаковский: Яффские ворота, Армянский квартал Старого города, резиденция Пилата, церковь Галиканту — место дворца Каифы, смотровая площадка — вид на нижний город, церковь Магдалины и грот на территории Гефсиманской обители, протестантская Голгофа…

Хитрость в том, что все эти туристические объекты находятся практически в одном месте в шаговой доступности, а посещать их тремя экскурсиями очень нерационально и довольно дорого. Выходит по 390 шекелей на человека и три потерянных дня. А если у вас компания? Все выливается в кругленькую сумму только при поездке в Иерусалим. А ведь еще нужно съездить и на Мертвое море, и на Галилейское, и в Кейсарию, и на крепость Массада взобраться, и Назарет посетить, и Вифлеем, и еще массу всего… При этом не забыть, что на загородные экскурсии цена возрастает автоматически втрое.

Нас из России было шестеро, и когда мы подсчитали расходы… прослезились. Выходило, если всем гуртом ежедневно в течение недели выезжать на какую-нибудь одну автобусную экскурсию, то это удовольствие нам встанет примерно в три тысячи долларов! И это не считая мацы с хумусом на завтрак и обед!

По всему выходило: значительно дешевле купить карту Израиля с путеводителем и взять в аренду автомобиль. Так и поступили. И не ошиблись.

Арендные ножницы Тель-Авива

Придя на первую же площадку «rent а car» в центре израильской столицы, порадовались, что недостатка в выборе автомобилей нет и можно даже арендовать грузовик. Мы, однако, выбрали семиместную двухлитровую Мазду-5. Это не минивэн, а обычная легковушка, только вместо багажника у нее сзади дополнительных два сиденья.

Отдали нам Мазду на 8 суток за каких-то 400 долларов, то есть вышло по 50 долларов в сутки. Если же поделить эту сумму на всю компанию, то вышло совсем дешево — значительно дешевле, чем на городском автобусе добраться из Тель-Авива в древний Иерусалим и вернуться обратно.

Две оговорки. Столь смешная цена образовалась, во-первых, потому что арендовали мы автомобиль на сравнительно длительный срок, а, во-вторых, воспользовались одной хитростью: если оформлять ренту не на частное лицо, а на фирму, то выходит в два раза дешевле. Оформили Мазду на фирму, в которой работал наш израильский приятель.

Совет: отправляясь на Святую землю, прежде заведите там приятеля.

Если не удастся, то просто арендуйте на себя. Это стоит от 50 долларов в сутки — в зависимости от модели авто и срока аренды. Желательно также, чтобы кто-то в вашей компании понимал иврит или хотя бы английский.

Дороги и бордюры

Не представляю, как израильтяне, приезжающие в Москву, ездят за рулем по нашим столичным дорогам, но прекрасно понимаю, что москвичам на их трассах — легко и просто. Все израильские перекрестки, повороты, развороты и развязки настолько продуманы и рассчитаны на водителя, что даже человеку, впервые попавшему сюда, заблудиться очень трудно.

Существует, однако, несколько важных особенностей тамошних правил.

Первая. В Тель-Авиве проблема с парковками не меньше чем в Москве, поэтому оставлять машину следует на специальных паркингах. Они платные, но не смертельно. Например, самые дорогие — рядом с городским пляжем — всего 8 шекелей (около 60 рублей) за три часа. В аэропорту имени Бен Гуриона несколько дороже — 25 шекелей в час (190 рублей).

Чтобы не ошибиться, где можно парковаться, а где нет, бордюры дорог там красят в разные цвета. Если красным — парковка строго запрещена, а нарушителю грозят большие неприятности, если синий с белым — парковка разрешена, но за деньги (не факт, однако, что она разрешена любому автолюбителю, возможно, тут могут парковаться лишь жители соседних домов или офисов).

И лишь там, где бордюры имеют свой естественный окрас, имеются «карманы» и отсутствует запрещающий знак — могут остановится все желающие. Но таких мест в еврейских городах не очень много, особенно в их исторических центрах. Хотя однажды нам посчастливилось встать на бесплатную стоянку едва ли не в 100 метрах от Стены Плача.

Красный, желтый, зеленый

Светофоры в Израиле, такие же, как в России, только в два раза меньше по размерам. Есть и более существенной отличие. Подъезжая к перекрестку, следует помнить, что тут вы увидите несколько светофоров, но каждый из них будет светить исключительно для своего направления. Например, для езды прямо смотрите на светофор над которым прикреплена стрелка «прямо», если нужно повернуть налево, то для этого рядом висит другой светофор с соответствующей стрелкой. И т.д.

Знак STOP

В Израиле отсутствует знак STOP, а его функции выполняет знак с изображением белой ладони на красном фоне. Нас сразу предупредили: если перед ладонью не остановиться, а проехать дальше пусть и медленно — запросто могут лишить прав или обложить сумасшедшим штрафом. Большие строгости и с превышением скорости — если висит знак ограничения 50 км в час, а ты едешь на 20 км быстрее и тебя засекли — готовь 500 евро. А превышение допустимой скорости на 41 км — прямой путь в израильскую тюрьму на полтора года.

— Как ваши гаишники узнают о нарушителях, — поинтересовался я у израильского приятеля, — ведь их практически нет на дорогах?

— Как это нет? — в свою очередь удивился приятель. — Они, как и в Москве, очень любят прятаться в засадах. Кроме того, в стране повсеместно над дорогами висят видеокамеры, не спрячешься…

Это было похоже на правду, по крайней мере, на израильских дорогах нам не посчастливилось увидеть лихачей: в левом ряду по загородным трассам все тупо двигались с одинаковой скоростью — строго 110 км в час, а в правом примерно — 80. В городах мало кто превышал 60.

Шолом, инспектор!

Несмотря, на уверения местных автомобилистов, дескать, гаишников на израильских дорогах множество — нам удалось увидеть их лишь дважды. Первый — когда мы проезжали мимо двух столкнувшихся автомобилей и израильские инспектора суетились рядом, оформляя протокол ДТП (этим занималось человек шесть, не меньше), а второй — когда перед автомобилем автора этих строк махнули полосатым жезлом, вернее, чем-то похожим на него. Я так и не понял, чем не понравилась им моя машина — скорость что ли превысил?

В Израиле закон требует от водителя выйти из машины. Я вышел и на чистейшим иврите произнес слова, которые накануне вызубрил наизусть:

— Шолом! Монишма! (Здравствуйте, как дела!- иврит)

Два абсолютно чернокожих израильских гаишника сурово промолчали в ответ, и это не предвещало ничего хорошего. Тогда я обреченно протянул им свои российские права и документы на машину. Поразительно, но едва взглянув на мой водительский аусвайс, они хором пропели:

— Sorry, sir!

После чего поспешно вернули мне удостоверение и даже не развернули документы на машину.

«Любят здесь русских и доверяют им, — догадался я, а потом подумал: — Какая замечательная страна Израиль!»

Ерейский «овес» нынче дорог

Вообще Израиль очень дорогая страна, значительно дороже Москвы. А почему — стало ясно, когда настала пора заправиться бензином. «Овес» для нашей арендованной железной лошадки, как, впрочем, и для всех автолюбителей страны стоил в переводе на русские деньги ни много не мало — около 60-ти рублей за литр 95-го (92-м бензином здесь вообще не торгуют). Хорошо, что Израиль не превышает по площади Московскую область. Иначе бы разорились.

Кстати, на многих заправках нет заправщиков, а там, где они есть, указаны две цены на бензин: та что дороже означает, что вам не следует выходить из машину — вас заправит работник АЗС.

Если же таковой человек отсутствует, следует поступить следующим образом: вставить пистолет в бензобак, потом кредитную карту — в бензоколонку (они все оснащены специальными щелями), набрать на клавиатуре номер своей машины и номер своего паспорта. Лишь после этих манипуляций заслонка откроется и топливо потечет. По другому — никак.

Да, чуть не забыл. Старайтесь не гонять по грязи — помыть машину на израильской автомойке стоит около 1000 рублей. Хорошо, что кроме пыли тут нечем запачкаться.

Израиль

Фото автора

(Продолжение следует)

Справка СП

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня